Разработка урока по теме "Особенности произношения некоторых групп согласных"

Разделы: Русский язык


Цель: Определить уровень знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия»; систематизировать знания о словах с особенностями произношения некоторых групп согласных; совершенствовать слуховую культуру; совершенствовать навык звуко-буквенного анализа; подвести к осмыслению роли поэзии в нашей жизни.

Оборудование: раздаточный материал (листы с тестовыми заданиями; листы с текстом, записанным в транскрипции)

Тип и вид занятия: Урок комплексного применения знаний.

Ход:

I. Интрига

Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации.

[н,изнай,у/ фкакой, другой, л,ит,иратур,ь паказал,и ст,ихатворцы такой,э б,искан,эч,нъй,э разнаабраз,ий,э ат,энкъф звука / ч,иму ач,ас,т,и / разум,эица / спасопстфавъл сам паит,ич,эск,ий, й,азык наш //]

Прочтите. Объясните постановку знаков препинания.

Какова основная мысль высказывания? Аргументируйте высказанную автором мысль.

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.
(Н.В. Гоголь) 1(2)

II. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

1. Анализ фонетических процессов в отрывках из стихотворений Есенина.

Отрывки, подготовленные учениками к уроку:

Несказанное, синее, нежное...
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, [ш]то прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
(«Несказанное, синее, нежное…», 1925 г.)

Ты теперь не так уж будешь би[ца],
Се[рц]е, тронутое холодком.
И страна березового си[ц]а
Не заманит шля[ца] босиком.
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.)

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Ра[ш]евеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть!
Буйство глаз и половодье чу[ств]
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.)

Все мы, все мы в этом мире тленны.
Тихо лье[ца] с кленов листьев медь,
Будь же ты вовек благословенно,
[Ш]то пришло процвесть и умереть.
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.)

Золотые, далекие дали!
Все [ж]игает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, [ш]тобы ярче гореть
(«Мне осталась одна забава…», 1923 г.)

Я живу давно на все готовым,
Ко всему бе[ж]ало[сн]о привык,
(«Жизнь – обман с чарующей тоскою…», 1925 г.)

Все встречаю, все приемлю.
Рад и [щ]а[сл]ив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
[Ш]тоб скорей ее покинуть.
(«Край любимый! Сердцу снится…», 1914 г.)

Рассвет рукой прохлады росной
[Ш]ибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
(«Пойду в скуфье смиренным иноком…», 1914 г.)

Она несет для мира снова
Распять воскре[ш]его Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».
(«Не ветры осыпают пущи…», 1914 г.)

Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла пе[щ]аная дорога
До сибирских гор.
(«В том краю, где жёлтая крапива…», 1915 г.)

2. Внимательно прочитайте вопрос.

Запишите его номер. Обдумайте ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.

Вопросы-задания «Запиши пример»

  1. Запишите два слова, в которых букв меньше, чем звуков.
  2. Запишите два слова, в которых букв больше, чем звуков
  3. Запишите два слова, в которых буква ю даёт два звука
  4. Запишите два слова, в которых буква и не обозначает мягкости предыдущего согласного
  5. Запишите два слова, в которых буква д обозначает звук [т]

3. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко:

(эти вопросы дети составляют дома самостоятельно и заранее, а перед уроком записывают на разноцветные полоски бумаги (жёлтая полоса – да; зелёная – нет), сдают учителю для проверки и распределения очерёдности; после того, как вопросы пронумерованы, учитель закрепляет полоски на белом листе (в порядке возрастания номера), на уроке учитель зачитывает вопросы, дети записывают в тетради ответы(да-нет), а в ходе проверки выполнения задания, полученная разноцветная схема вывешивается на доске, что облегчает проверку):

  • В слове нянчу все согласные звуки мягкие?
  • Верно ли, что в слове деньги четыре согласных звука?
  • Верно ли, что в слове яблоко четыре согласных звука?
  • Верно ли, что в слове зелень шесть звуков?
  • Верно ли, что в слове жизнь произносится твёрдый, звонкий шипящий?
  • Верно ли, что в лове серенького десять звуков?
  • Верно ли, что в слове деньги звуков больше, чем букв?
  • Верно ли, что в слове везде все согласные звонкие?
  • Верно ли, что фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи?

III. Тренировочные упражнения

Запишите под диктовку, найдите слова с особенностями произношения некоторых групп согласных.

Поэзия не только убеждает человека в возможности счастья, но и сама вносит счастье и мир. При этом она создаёт некий «прибавочный элемент» к нашему восприятию действительности, расширяет диапазон наших бескорыстных наблюдений, не имеющих непосредственного практического применения.
(Д.С. Лихачёв )

Выполните фонетический разбор выделенных слов.

IV. Проверочная работа

Тест

  1. В произношении какого слова нарушены орфоэпические нормы?
    1) [ШТ]О;
    2) СКУ[ШН]О;
    3) [Ч’ Т]ОБЫ;
    4) [ШЫ]ПТАТЬ

  2. В каком слове букв больше, чем звуков?
    1) мыться;
    2) ястреб;
    3) аллея;
    4) съезд.

  3. в каком слове есть непроизносимый согласный?
    1) жёсткий;
    2) объезд;
    3) звёздный;
    4) ель.

  4. В каком слове 4 согласных звука?
    1) льёт;
    2) деньги;
    3) счастье;
    4) её.

  5. В каком слове количество гласных и согласных звуков совпадает?
    1) язык;
    2) радоваться;
    3) семья;
    4) съела.

Ответ: 3, 1, 3, 2

V. Рефлексия. Домашнее задание

Цель: Подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
Б) Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.
В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.
Г) Я ничего не понял.

Домашнее задание

Индивидуальные задания (учитываются результаты рефлексии) Домашнее задание
А
Г Репетитор с. 11-15
Б, В Репетитор с. 8-15

Задание для всех Упр №346 (учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой) КИМ – 2008г. стр. 80