Цель: Определить уровень знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия»; систематизировать знания о словах с особенностями произношения некоторых групп согласных; совершенствовать слуховую культуру; совершенствовать навык звуко-буквенного анализа; подвести к осмыслению роли поэзии в нашей жизни.
Оборудование: раздаточный материал (листы с тестовыми заданиями; листы с текстом, записанным в транскрипции)
Тип и вид занятия: Урок комплексного применения знаний.
Ход:
I. Интрига
Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации.
[н,изнай,у/ фкакой, другой, л,ит,иратур,ь паказал,и ст,ихатворцы такой,э б,искан,эч,нъй,э разнаабраз,ий,э ат,энкъф звука / ч,иму ач,ас,т,и / разум,эица / спасопстфавъл сам паит,ич,эск,ий, й,азык наш //]
Прочтите. Объясните постановку знаков препинания.
Какова основная мысль высказывания? Аргументируйте высказанную автором мысль.
Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.
(Н.В. Гоголь) 1(2)
II. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
1. Анализ фонетических процессов в отрывках из стихотворений Есенина.
Отрывки, подготовленные учениками к уроку:
Несказанное, синее, нежное...
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, [ш]то прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
(«Несказанное, синее, нежное…», 1925 г.)
Ты теперь не так уж будешь би[ца],
Се[рц]е, тронутое холодком.
И страна березового си[ц]а
Не заманит шля[ца] босиком.
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.)
Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Ра[ш]евеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть!
Буйство глаз и половодье чу[ств]
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.)
Все мы, все мы в этом мире тленны.
Тихо лье[ца] с кленов листьев медь,
Будь же ты вовек благословенно,
[Ш]то пришло процвесть и умереть.
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г.)
Золотые, далекие дали!
Все [ж]игает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, [ш]тобы ярче гореть
(«Мне осталась одна забава…», 1923 г.)
Я живу давно на все готовым,
Ко всему бе[ж]ало[сн]о привык,
(«Жизнь – обман с чарующей тоскою…», 1925 г.)
Все встречаю, все приемлю.
Рад и [щ]а[сл]ив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
[Ш]тоб скорей ее покинуть.
(«Край любимый! Сердцу снится…», 1914 г.)
Рассвет рукой прохлады росной
[Ш]ибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
(«Пойду в скуфье смиренным иноком…», 1914 г.)
Она несет для мира снова
Распять воскре[ш]его Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».
(«Не ветры осыпают пущи…», 1914 г.)
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла пе[щ]аная дорога
До сибирских гор.
(«В том краю, где жёлтая крапива…», 1915 г.)
2. Внимательно прочитайте вопрос.
Запишите его номер. Обдумайте ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.
Вопросы-задания «Запиши пример»
- Запишите два слова, в которых букв меньше, чем звуков.
- Запишите два слова, в которых букв больше, чем звуков
- Запишите два слова, в которых буква ю даёт два звука
- Запишите два слова, в которых буква и не обозначает мягкости предыдущего согласного
- Запишите два слова, в которых буква д обозначает звук [т]
3. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко:
(эти вопросы дети составляют дома самостоятельно и заранее, а перед уроком записывают на разноцветные полоски бумаги (жёлтая полоса – да; зелёная – нет), сдают учителю для проверки и распределения очерёдности; после того, как вопросы пронумерованы, учитель закрепляет полоски на белом листе (в порядке возрастания номера), на уроке учитель зачитывает вопросы, дети записывают в тетради ответы(да-нет), а в ходе проверки выполнения задания, полученная разноцветная схема вывешивается на доске, что облегчает проверку):
- В слове нянчу все согласные звуки мягкие?
- Верно ли, что в слове деньги четыре согласных звука?
- Верно ли, что в слове яблоко четыре согласных звука?
- Верно ли, что в слове зелень шесть звуков?
- Верно ли, что в слове жизнь произносится твёрдый, звонкий шипящий?
- Верно ли, что в лове серенького десять звуков?
- Верно ли, что в слове деньги звуков больше, чем букв?
- Верно ли, что в слове везде все согласные звонкие?
- Верно ли, что фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи?
III. Тренировочные упражнения
Запишите под диктовку, найдите слова с особенностями произношения некоторых групп согласных.
Поэзия не только убеждает человека в возможности счастья, но и сама вносит счастье и мир. При этом она создаёт некий «прибавочный элемент» к нашему восприятию действительности, расширяет диапазон наших бескорыстных наблюдений, не имеющих непосредственного практического применения.
(Д.С. Лихачёв )
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
IV. Проверочная работа
Тест
-
В произношении какого слова нарушены орфоэпические нормы?
1) [ШТ]О;
2) СКУ[ШН]О;
3) [Ч’ Т]ОБЫ;
4) [ШЫ]ПТАТЬ -
В каком слове букв больше, чем звуков?
1) мыться;
2) ястреб;
3) аллея;
4) съезд. -
в каком слове есть непроизносимый согласный?
1) жёсткий;
2) объезд;
3) звёздный;
4) ель. -
В каком слове 4 согласных звука?
1) льёт;
2) деньги;
3) счастье;
4) её. -
В каком слове количество гласных и согласных звуков совпадает?
1) язык;
2) радоваться;
3) семья;
4) съела.
Ответ: 3, 1, 3, 2
V. Рефлексия. Домашнее задание
Цель: Подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
Б) Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.
В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.
Г) Я ничего не понял.
Домашнее задание
Индивидуальные задания (учитываются результаты рефлексии) | Домашнее задание |
А | — |
Г | Репетитор с. 11-15 |
Б, В | Репетитор с. 8-15 |
Задание для всех Упр №346 (учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой) КИМ – 2008г. стр. 80