Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
По мнению специалистов, особенно в начальной школе особенно следует широко использовать подвижные и спортивные игры для проведения урока, основным содержанием которого является освоение и формирование двигательных навыков, а так же содействие развитию силовых, скоростных, координационных и других способностей.
К сожалению, до настоящего времени в практике школьного образования не достаточно разработаны рекомендации по организации развития двигательных качеств младших школьников спортивными играми.
Мы попытались в ходе исследования выявить эффективность использования программы физического воспитания на основе волейбола и подвижных игр на развитие двигательных качеств учащихся начальной школы.
Исследования проводилось в период 2004-2008 годы на базах МОУ СОШ № 33 и МОУ лицея № 7.
В исследовании принимали участие две группы учащихся в возрасте 9-10 лет, примерно равные по половозрастным характеристикам и уровню физической подготовленности. Учащиеся МОУ СОШ № 33 (контрольная группа) занимались по традиционной программе всего 78 человек, для школьников МОУ лицея № 7 (экспериментальная группа) – 76 человека в программу были введены занятия по волейболу.
В контрольной группе уроки проводились с использованием только подвижных игр.
В экспериментальной группе был выделен раздел 18 часов, где изучались элементы волейбола и подвижные игры на основе волейбола. Особенностями было:
– широкое разнообразие применения
подвижных игр в различных разделах программы (не
менее 3 игр на уроке) и выделение на игровую
деятельность более 50 % времени на уроке;
– использовались подвижные игры для
акцентированного развития двигательных качеств
Для развития скоростных качеств, использовались следующие игры: “К своим флажкам”, “Два мороза”, “Пятнашки”, “Пустое место”, “Белые медведи”, “Космонавты”, Эстафеты: смены сторон; вызов номера; круговая; встречная.
Для развития скоростно-силовых качеств, применялись игры: “Прыгающие воробушки”, “Зайцы в огороде”, “Лисы и куры”, “Прыжки по полосам”, “Волк во рву”, “Удочка”, “Кто дальше бросит”, “Точный расчет”, “Метко в цель”.
Координационные способности развивались в следующих играх: “Борьба за мяч”, “перестрелка”, мини-баскетбол, мини-футбол, пионербол.
Применение игр: “салки”, “гонка мячей по кругу”, мини-футбол способствовало развитию выносливости.
- в каникулы учащиеся экспериментальной группы принимали участие в школьных соревнованиях по “Веселым стартам”, “Снайпер”, пионербол.
Распределение игр по классам приведено в таблице1.
По данным эксперимента, у учащихся экспериментальной группы выявлен более существенный прирост анализируемых показателей.
Результаты исследования показывают, что у мальчиков экспериментальной группы существенно выше оказались приросты показателей в прыжке в длину с места на 6,4 %, в челночном беге на 13,1 %, в беге на 30 м 8,2 % .
Таблица 1. Распределение подвижных игр в программе В.И. Лях, А.А. Зданевич
Распределение игр | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Развитие скоростных способностей и навыков в беге: | ||||
К своим флажкам, Два мороза, Пятнашки | + |
+ |
||
Пустое место, Белые медведи, Космонавты | + |
+ |
||
Эстафеты: смены сторон; вызов номера; круговая; встречная | + |
+ |
+ |
+ |
Совершенствование скоростно-силовых способностей | ||||
Прыгающие воробушки, Зайцы в огороде, Лисы и куры | + |
+ |
||
Прыжки по полосам, Волк во рву, удочка | + |
+ |
||
Совершенствование метаний | ||||
Кто дальше бросит, точный расчет, метко в цель | + |
+ |
+ |
+ |
Совершенствование ловли, передач, броска, ведения мяча | ||||
Играй, играй мяч не теряй; мяч водящему; у кого меньше мячей; школа мяча; мяч в корзину; попади в обруч | + |
+ |
||
Гонка мячей по кругу; вызови по имени; овладей мячом; подвижная цель; мяч ловцу; охотники и утки; быстро и точно; снайпер | + |
+ |
||
точная передача; бросай-поймай; выстрел в небо; передал садись; эстафеты с элементами спортивных игр | + |
+ |
||
Борьба за мяч; перестрелка; мини-баскетбол; мини-футбол; пионербол | + |
+ |
+ |
Изменения показателей физической подготовленности у девочек из экспериментальной группы существенно выше чем приросты показателей в контрольной группе в прыжке в длину с места (9,5 %, р <0,05), в челночном беге (7,4 %, р <0,05), в беге на 30 м (8,7 %, р <0,05).
У девочек контрольной и экспериментальной групп не выявлены различия в изменениях таких показателях как в наклоне вперед из положения сидя, 6-минутный бег и в подтягивание на низкой перекладине.
В конечном обследовании показатели уровня физической подготовленности учащихся экспериментальной группы существенно превосходили аналогичные показатели контрольной группы. Особенно в показателях скоростно-силовых, скоростных и координационных качеств. Межгрупповая достоверность прироста показателей доказывает высокую эффективность использования средств волейбола и подвижных игр на основе волейбола для развития двигательных качеств учащихся начальной школы.
Таким образом, результаты исследований позволяют констатировать, что повышение показателей уровня физической подготовленности во всех сформированных группах носит прогрессирующий характер. Тенденции, установленные в экспериментальной группе, показывают, что использование предлагаемой программы позволяет более эффективно влиять на уровень физической подготовленности, особенно для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств.