Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Разделы: География


Цель урока: дать учащимся знания о влиянии температуры воздуха, воды, льда, растений                         
на  разрушение горных пород; обеспечить понимание учащимися горных пород,    как постоянно изменяющихся объектов природы; учить учащихся  составлению    опорного конспекта; умению сравнивать, развивать память, мышление, внимание. 

Тип урока: урок изучение нового материала.

На доске

Знать: выветривание; причины разрушения горных пород; продукты   разрушения горных пород.

 Уметь: учиться составлять опорный конспект, раскрывать его содержание.

Ход урока.

I.Организация класса, приветствие, постановка задач урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. Тема нашего урока «Разрушение горных пород».
Мы узнаем: что такое …
Мы будем  находить ответы на поставленные вопросы и учиться составлять опорный конспект

Работа в
тетради (запись темы и задач)

- Обратите внимание на новые понятия, которые вы должны знать и  уметь грамотно писать .

II. Изучение нового материала.
На нашей планете много красивых и величавых гор. Горы сложены  горными породами.

- Что называется горными породами?

- Ответить на  вопрос «Что такое  выветривание?» нам помогут иллюстрации.
( на доске иллюстрации гор. Слева - высокие, молодые, справа – низкие, старые, разрушающиеся).

-Рассмотрите иллюстрации слева и справа, сравните их.

- Что значит сравнить?
(учащиеся называют черты сходства и различия)

Учитель

Это произошло в результате выветривания.

Работа с учебником

Как вы понимаете выветривание?
- Раскройте содержание термина «выветривание», используя текст учебника.

- Теперь я вам прочитаю еще два определения из справочника и энциклопедического словаря.

Задание:
- Вы должны сказать какое определение более точно и научно характеризует понятие «выветривание» и почему? (чтение, заслушать ответы учащихся)

Выветривание – это процесс разрушения и изменения горных пород в условиях земной поверхности или вблизи неё под влиянием колебаний температуры, химического и механического воздействия атмосферы, воды и организмов.

- Содержание этого понятия изобразим графически. Оно состоит из трех частей. Каждая часть дает ответ на вопросы:

Что?   (учитель на магнитной доске ставит таблички с вопросами)
Где?
Почему?

- Я еще раз прочитаю, а вы должны ответить на поставленные вопросы.
(Чтение)

- О чем идет речь?

ГДЕ?  1) На земной поверхности.
2) Вблизи неё.

 

Опыт

ПОЧЕМУ?  - Чтобы ответить на этот вопрос и установить причины
выветривания, поставим опыт.
(нагреть кусочек гранита в  пламени спиртовки,  затем опустить в холодную воду, проделать это 2-3раза, а затем разломить).

- Объясните, почему гранит разломался?

- Следовательно причиной являются колебания температуры на поверхности    Земли. Изобразим это графически.

Причины:  +(-) t0   

-Колебания температуры происходят при смене дня и ночи, сезонов года. Наибольшие колебания температуры создаются на поверхности породы, а с глубиной они уменьшаются. Горные породы при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются, теплопроводность горных пород невелика, поэтому верхние слои прогреваются, а следовательно и расширяются сильнее, чем глубокие. Поэтому и появляются трещины между поверхностными и более глубокими слоями и скалы начинают «шелушиться».

- Как вы думаете, является ли колебание температуры на поверхности земли единственной причиной разрушения горных пород?

(Да, нет, почему?)

- Какие еще причины разрушения горных пород вы можете назвать?

Вода

- Объясните, используя знания по теме «Вода» и свой жизненный опыт, как вода способствует разрушению?
(кто затрудняется – использует учебник)

Обобщение учителем

- Вода, попадающая из атмосферы на поверхность горных пород, всасывается в образовавшиеся трещины. При понижении температуры ниже нуля    вода в трещинах замерзает, лед занимает больший объем, чем жидкая влага. Он давит на стенки трещин и еще больше расширяет их.

- Еще одну причину поможет установить иллюстрация (учебник, плакат)

- Объясните, какое же влияние на разрушение горных пород оказывает растительность?

 - Лишайники растущие на поверхности скал, при периодическом увлажнении и высушивании то расширяются, то сжимаются и отрывают кусочки гранита  или другой горной породы, к которой они прикреплены.
Лишайники, также как и высшие растения, выделяют при жизни различные кислоты, разрушающие минералы.

- Как вы думаете, когда происходит процесс выветривания?
(дополнить схему!)

Когда?   Всегда. Постоянно.

- Объясните почему?

- Мы с вами выяснили, что в процессе выветривания горные породы разрушаются  под влиянием температуры, воды, растительности.

- Что же образуется в процессе разрушения?  Ответ на этот вопрос нам даст учебник.
Что образуется? (заслушать ответы учеников, дополнить схему)
глыбы, обломки, щебень.

- Поднимаясь высоко в горы, можно увидеть так называемые «каменные моря», где вся поверхность покрыта крупными, беспорядочно нагроможденными остроугольными камнями – продуктами разрушения горных пород.

III.Закрепление.
Мы с вами ответили на поставленные вопросы в начале урока и составили   опорный конспект.  (проговорим хором)

Задание!  Прочитать конспект(1-2учащихся). Затем закрыть, оставив только вопросы:
                  ЧТО?    ГДЕ?  ПОЧЕМУ?   КОГДА? ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ?

- Прочитайте наш конспект

  -Многие явления, которые происходят в природе, теперь мы сможем объяснить, используя знания, полученные сегодня на уроке. 

1.В Финляндии и Карелии Жители называют гранит – «рапа киви»- «гнилой камень». Объясните, почему  его так называют.

2. Как вы думаете, где наиболее благоприятные условия для образования коры выветривания и почему?

а)климат          б)климат
жаркий          сухой
влажный           умеренный
3. Как вы понимаете слово «интенсивнее?»
Правильно ли утверждение  «Чем выше, тем интенсивнее в горах выветривание ?»
(да, нет, почему?)

4.Докажите, что выветривание процесс естественный и постоянный.

5.Жители Альп при характеристике ненадежных людей говорят: « Этот человек также неверен, как скала». Почему?

6.Если на дно цветочного горшка положить гладкую (поверхность) пластинку из мрамора или твердого известняка, то через несколько дней на пластинке образуются отпечатки корней растений. Чем это объяснить? 

7. Туристы сделали очаг из камней. После того, как сварили обед и потушили водой костер, заметили, что камни потрескались.  Отчего это произошло? Где в природе происходит аналогичное явление?

-Закончился наш урок. Что узнали? Чему учились? ( подведение итогов, домашнее задание: знать содержание схемы, термины.)