Модульный урок русского языка в 5-м классе "Согласные -з, -с на конце приставок"

Разделы: Русский язык


УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации к выполнению
УЭ-0 Цели урока:

  • узнать способ действия при выборе –З,-С на конце приставок;
  • развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически объяснять правописание;
  • повторить морфемный разбор
  • воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности
Внимательно прочитайте цели урока.
УЭ-1 Интеллектуальная разминка (устно).
Разгадай ребусы и ответь на вопросы:
- Разгадай ребус.
- Названия каких значимых частей слова не  зашифрованы в ребусах?
- Какой раздел науки о языке изучает значимые части слова?

На раздумье даётся 2 минуты.

Правильный ответ подскажет учитель.

УЭ-2 Цель- повторение изученного.
1. Выполни морфемный разбор слов
I   вариант                                              II вариант
соломинка                                     посвистывали.
2. Укажите слова морфемный состав которых такой же, как у слова
I   вариант                                II вариант
Зашелестел                             прекрасный
1) гвоздик                                      1) ясный
2) просигналил                             2) налетели
3) делал                                          3) голубой
4) прогрохотала                            4) предзимний
5) посвистел                                  5) безвоздушный
3.  Поговорим о приставках- труженицах…
- Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.
Дополни:
I группа (самая большая). К этой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например, ОТПЕР, ОТПЕРЛА, ОТДЕРУ
____________________________________________________
_______________________________________________________
II группа. С этими приставками надо держать ухо востро
Это приставки, оканчивающиеся  на –З-С

Работайте самостоятельно.

 

Работайте самостоятельно, взаимопроверка

 

 

Работу проверит
учитель.

 

Работайте самостоятельно.

УЭ-3 Цель- знакомство с новым материалом.
1. Прослушайте (можно следить по тексту) Лингвистическую сказку о приставках.
2. Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках.
Разглядеть – распевать
Изменчивый – истекший
Низвергать- ниспадать
Безграмотный – беспечный
Возрадоваться - восходить
Вздрогнуть – вспугнуть
3.Сделай вывод, ответив на вопрос перед какими согласными в приставках без-, воз-, вз-, низ-,из-, раз-  пишется З, а перед какими – С?
4. Запомни таблицу:

 

 

…З

Звонкие согласные

 

 

…С

Глухие согласные
б п
в ф
г к
д т
з с
ж ш
  щ
  х
  ч
      ц
Смотри
ПРИЛОЖЕНИЕ№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-4 Цель- закрепление изученного материала.
-Отработка способа действия при выборе З/С.
1. Упр.423на с.166  (устно)
2. Упражнение 426 на с.166         

I   вариант                                               II вариант
Выпишите слова с орфограммой «Буква З на конце приставки» Выпишите слова с орфограммой «Буква С на конце приставки»

- Какие слова оказались не выписаны ни в 1варианте, ни во 2 варианте? Почему?
Выпишите их отдельно.
3. Отгадайте и спишите загадки, обозначая орфограмму «Буквы З/С на конце приставок»

I   вариант                                              II вариант
1.Мать, отца не знаю, но часто называю,  детей знать не буду-  чужим сбуду.
3.Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает.
5.Идёт- идёт, до берега дойдёт – исчезает.
2. У наших у ворот рассыпался горох,   ни лопатой не сгрести, ни метлою не смести.
4.В безлюдной тайге котелок кипит.
6. Не по рыбам, а сети расправляет

4. Работа со словарными словами
5. Сопоставьте предлоги БЕЗ, ИЗ и приставки БЕЗ-, БЕС-, ИЗ-, ИС-

Погода  без  ветра Безветренная погода
День  без  радости Безрадостный день
Подняться  из  рытвины Изрытая поляна
  Источать аромат (цветов)

- Замените словосочетание словом с тем же значением и приставками БЕЗ-, БЕС-.

Ребенок без забот  
Небо без звезд  
Жидкость без цвета  
Плач без звука  
Движение без шума  
Выполни вместе с классом под руководством учителя

 

Работайте самостоятельно.
Взаимопроверка.

 

 

Работайте самостоятельно.
Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.
Проверьте себя

УЭ-4 Проверочная работа.
Цель- проверить уровень усвоения нового материала.
1. Выполните тест.

I   вариант                                              II вариант
   
   
   
   
   

2. Внимательно прослушайте аудиодиктант, подготовьтесь писать выборочный диктант: записывайте только с орфограммой «Буквы З/С на конце приставок».

Работу проверит учитель (сдай на проверку тест).

 

 

Работу проверит учитель (сдай на проверку тетрадь).

УЭ-5 Подведение итогов.
- Внимательно перечитайте цели уроков. Всех ли целей вы достигли?
 
УЭ-6 Дифференцированное домашнее задание.
1.ВСЕМ – выучить орфограмму № 11 на с.166, образец устного рассуждения в упр. 423.
2. На ВЫБОР:

  • выучить слова в рамочках и составить  словарный диктант по теме «Правописание приставок на –З, -С»
  • Упражнение №424 (А)
  • Упражнение №430(В,С)
 

Приложения