Цели урока:
- Организация коллективной работы учащихся; формирование умений рассчитать простейшие доходы и расходы сельской семьи.
- Развитие навык вычисления, логическое, экономическое мышление, речевой культуры.
- Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Оборудование: ПК, Проектор.
Подготовка к уроку.
Класс разбивается на три группы. Каждая группа делает проект бюджета сельской семьи. Группа должна рассчитать расходы и доходы семьи за какой-то период (за 1 год, за полгода, за квартал и т.д.). Состав семьи выбирают сами учащиеся. И каждая группа защищает свои проекты.
Задание дается за 1-2 недели до урока.
В качестве жюри можно пригласить бухгалтера школы или родителя-бухгалтера.
Ход урока.
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель проверяет подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель приветствует учеников и сообщает начало необычного урока – урока защиты проектов.
«Наверное, вы хорошо усвоили слово бюджет . Узнали много нового и интересного. Скажите, что означает слово бюджет? (совокупность доходов и расходов лица, семьи за какой-то период времени).
Еще какие слова вы знаете родственные к слову бюджет? (деньги, прибыль, убыль, банк, кредит, банкрот и т.д.).
Как вы думаете, какая наука изучает все эти термины: их структуры, функции, системы и т.д.? (экономика).
«Экономика от греческого слова ОЙКОНОМИЯ. Первый корень ОЙКОС (управлять), второй корень НЕМ(НОМ) (дом или хозяйство). Дословный перевод – управлять домом или хозяйством.
Экономика – отрасль науки, изучающая функциональные и отраслевые аспекты (виды, взгляды) экономических отношений».
3. Защита проектов.
С помощью проектора группы защищают свои проекты.
Пример проекта 1 группы в упрощенном виде.
1 слайд:
Рабочая семья.
Состав семьи:
1. Отец - охранник школы
2. Мать - помощник воспитателя в детском саду.
3. Сын - ученик 6 класса.
4. Сын - ученик 5 класса.
5. Дочь - ученик 3 класса.
6. Сын - воспитанник детского сада
Не имеют хозяйство и транспорт.
Цель: увеличить доход семьи для покупки школьных принадлежностей к первому сентябрю.
Время: за летний период.
2 слайд.
Старшему сыну :
1. Теплые ботинки - 2000 руб.
2. Рюкзак - 800 руб.
Второму сыну:
1. Демисезонная куртка - 2500 руб.
Дочке:
1. Школьный костюм - 1500 руб.
2. Сапожки – 1000 руб.
Канцелярские товары - 1000 рб.
Всего: 8800 рублей.
3 слайд.
Основные расходы: |
Основные доходы: |
4 слайд.
месяц |
Наим. продукта |
количество |
Цена за 1 шт |
расход |
итого |
Не хватает 2000 рублей.
2000 рублей они берут за счет экономии еды.
250рб/день х 92 дня = 23000рб
27600-23000 =4600рб
4600-2000=2600рб.
2600 рублей на прочие расходы.
Вывод: расход не должен превышать доход для этого надо много работать.
( Все расходы, доходы на продукты и на прочие были наглядно рассчитаны).
2 группа защитила семью Матери-одиночки, 3 группа защитила сельскую интеллигентную семью.
4. Выступление бухгалтера. Делает свои выводы, замечания, дает советы.
5. Итог урока. Выставление оценок.