Конспект урока русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Подвести к пониманию того, что в сложноподчиненном предложении может быть 2 и более придаточных, связанных с главным разными видами подчинительной связи;
  2. Учить находить части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, строить схемы, ставить знаки препинания;
  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  4. Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Оборудование: учебник «М.М. Разумовская, П.А. Лекант Русский язык 9 класс», наглядность на доску (схемы, опорные слова), листы чистой бумаги, маркеры, магниты, карточки с заданиями, «памятки», жетоны, контрольные листы для самооценки.

Этапы урока Содержание Примечание
1. Орг. момент.
Нацеливание.
Мотивация.
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым материалом, который расширит ваше представление о СПП. А для чего важно знать особенности таких предложений? Где мы с ними встречаемся? (СПП богата речь окружающих нас людей; надо научиться использовать СПП в собственной речи, чтобы она стала более яркой и выразительной, а также для того, чтобы свои мысли уметь выражать более точно и правильно.) Запись в тетрадях: Дата, Классная работа.
- Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку мы берем слова Н.И. Жинкина: «Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли».
- Как вы понимаете это высказывание?
- На какие орфограммы следует обратить внимание при записи этого предложения?
Эпиграф записан на доске.
Учащиеся записывают это предложение в тетрадь по «правилам списывания». Учитель подчеркивает их.
2. «Разминка» (повторение) - Что можно сказать об этом предложении?
(Учащиеся по очереди называют грамматические признаки данного предложения, за правильные ответы получают жетоны. Тот ученик, который последним называет какой-либо признак предложения, считается победителем и получает «5». Такую же оценку зарабатывает и тот, кто набирает за игру наибольшее количество жетонов.)
Все заработанные за урок баллы учащиеся фиксируют в контрольном листе.
3. Знакомство с новой темой. Проблемная ситуация.
  • Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли.
  • Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться и который помогает нам попасть в сферу мысли.
  • Когда мы попадаем в сферу мысли, мы понимаем, что грамматика – это тот трамплин, от которого мы оттолкнулись.
При выполнении этой самостоятельной работы учащиеся руководствуются «памяткой»:
  1. Внимательно прочитайте предложения.
  2. Подумайте, почему именно этот текстовой материал вам предложен для анализа (какой общий признак лежит в основе подбора материала).
  3. Сформулируйте проблему, поставленную перед вами.
  4. Подумайте, какие пути решения данной проблемы можно предложить для ее решения.
  5. Выполните решение.
  6. К какому выводу вы пришли?
  7. Как его можно оформить в виде схемы? Создайте ее.
  8. С каким новым языковым явлением вы познакомились?
  9. Проверьте себя по учебнику (справочнику), посоветуйтесь с товарищем или учителем.
  10. Дайте оценку своей деятельности.
Самостоятельная работа учащихся над предложенным для языкового анализа текстовым материалом.
Выслушивание ответов 2-3 учеников по итогам проделанной работы, после чего учащиеся сравнивают свой результат с тем, который им дает заранее подготовленный ученик, и оценивают себя. Заранее подготовленный ученик рассказывает о СПП у доски по схемам и опорным словам.
4. Закрепление. 1. – Оцените свое умение находить части СПП с несколькими придаточными.
Работа в парах:
- Задайте друг другу вопросы по новой теме и найдите ответы на них.
Проверка: 2 пары учеников воспроизводят свои вопросы и ответы.
Учащиеся выставляют себе оценки на контрольный листок.
 
2. – Найдите в тексте СПП предложения с несколькими придаточными, выпишите их и постройте схемы.
Говорят что содержание определяет форму. Это верно. Но верно и то что от формы в известной мере зависит содержание. Поэтому поговорим о форме нашего поведения о том что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. В разговоре с другими умейте слушать умейте помолчать умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места не старайтесь быть «душой общества».
Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам не страдайте от них так как хуже нет когда в человеке развивается «комплекс неполноценности». Человек теряет то что в нем лучшее доброту.
И еще одно и самое может быть важное будьте правдивы. Тот кто стремится обмануть других обманывается сам потому что ложь всегда выдает себя.
Проверка.
Оценивание работы.
При проверке схемы СПП с несколькими придаточными ребята записывают на доску.
3. Проблемный вопрос.

Наблюдения над постановкой знаков препинания в записанном на доске эпиграфе и предложении из предыдущего задания (оно записано на дополнительной части доски): Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться и который помогает нам попасть в сферу мысли.
Вывод:
Когда не ставится запятая между частями СПП ?
Запись выведенного правила в тетради в виде схемы.
Составление учащимися подобных предложений и запись их в тетради.
Проверка – устно.
Оценивание работы.

4. Игра «Мозаика».
Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения. Игра проводится в парах, в виде соревнования между рядами: «У кого быстрее получится связный текст?»
  1. Язык – самое выразительное
  2. Чем
    Человек обладает
    Если
    Он перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать
    Что
    Он овладел им уже в достаточной мере
    Он станет отступать
  3. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно
  4. И
    Если… то
    Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком
    Который
    Стремится поднять уровень своей культуры и образованности
    Обращайте внимание на свой язык
  5. Если… то
  6. Вам приходится часто публично выступать
    Следите
    Чтобы
    Ваши выступления не были длинными
  7. Следите за временем
  8. Потому что
    Это необходимо не только из уважения к окружающим, но и это важно
    Чтобы
    Вас поняли
  9. Чтобы
  10. Выступление было интересным
    Все должно быть интересным для вас
    Что
    Вы говорите
Проверка – устно.
Оценивание работы.
- О чем этот текст?
- Послушайте, чем заканчивается статья Д.С. Лихачева:
Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.
 
5. Самостоятельная работа. Тест.
Самопроверка по записи на закрытой части доски. Выставление оценки на лист контроля.
 
6. Дополнительное задание. - Составьте алгоритм, пользуясь которым, вы никогда не сделаете ошибок при постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Работа в группах маркерами на больших листах бумаги.
При проверке листы с алгоритмами вывешиваются на доску. Учащиеся сравнивают свою работу с той, которую выполнили другие, после чего выставляют себе оценку на лист контроля.
 
7. Итог. Домашнее задание. Учащиеся самостоятельно подводят итог своей работе на уроке, выводят средний балл (оценка в журнал за урок выставляется только после того, как учителем будет проверена тестовая работа).
- Насколько изменилось ваше представление об СПП? Пригодятся ли вам в жизни эти знания? Насколько легко вам будет выполнить домашнее задание? (Упр. 207, 208 – по выбору учащихся).