Цели:
- Подвести к пониманию того, что в сложноподчиненном предложении может быть 2 и более придаточных, связанных с главным разными видами подчинительной связи;
- Учить находить части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, строить схемы, ставить знаки препинания;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.
Оборудование: учебник «М.М. Разумовская, П.А. Лекант Русский язык 9 класс», наглядность на доску (схемы, опорные слова), листы чистой бумаги, маркеры, магниты, карточки с заданиями, «памятки», жетоны, контрольные листы для самооценки.
Этапы урока | Содержание | Примечание |
---|---|---|
1. Орг. момент. Нацеливание. Мотивация. |
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым материалом, который расширит ваше представление о СПП. А для чего важно знать особенности таких предложений? Где мы с ними встречаемся? (СПП богата речь окружающих нас людей; надо научиться использовать СПП в собственной речи, чтобы она стала более яркой и выразительной, а также для того, чтобы свои мысли уметь выражать более точно и правильно.) | Запись в тетрадях: Дата, Классная работа. |
- Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку мы берем слова Н.И. Жинкина: «Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли». - Как вы понимаете это высказывание? - На какие орфограммы следует обратить внимание при записи этого предложения? |
Эпиграф записан на доске. | |
Учащиеся записывают это предложение в тетрадь по «правилам списывания». | Учитель подчеркивает их. | |
2. «Разминка» (повторение) | - Что можно сказать об этом предложении? (Учащиеся по очереди называют грамматические признаки данного предложения, за правильные ответы получают жетоны. Тот ученик, который последним называет какой-либо признак предложения, считается победителем и получает «5». Такую же оценку зарабатывает и тот, кто набирает за игру наибольшее количество жетонов.) |
Все заработанные за урок баллы учащиеся фиксируют в контрольном листе. |
3. Знакомство с новой темой. | Проблемная ситуация.
|
Самостоятельная работа учащихся над предложенным для языкового анализа текстовым материалом. |
Выслушивание ответов 2-3 учеников по итогам проделанной работы, после чего учащиеся сравнивают свой результат с тем, который им дает заранее подготовленный ученик, и оценивают себя. | Заранее подготовленный ученик рассказывает о СПП у доски по схемам и опорным словам. | |
4. Закрепление. | 1. – Оцените свое умение находить части СПП с несколькими придаточными. Работа в парах: - Задайте друг другу вопросы по новой теме и найдите ответы на них. Проверка: 2 пары учеников воспроизводят свои вопросы и ответы. Учащиеся выставляют себе оценки на контрольный листок. |
|
2. – Найдите в тексте СПП предложения с несколькими придаточными, выпишите их и постройте схемы.
Говорят что содержание определяет форму. Это верно. Но верно и то что от формы в известной мере зависит содержание. Поэтому поговорим о форме нашего поведения о том что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. В разговоре с другими умейте слушать умейте помолчать умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места не старайтесь быть «душой общества».Проверка. Оценивание работы. |
При проверке схемы СПП с несколькими придаточными ребята записывают на доску. | |
3. Проблемный вопрос. Наблюдения над постановкой знаков препинания в записанном на доске эпиграфе и предложении из предыдущего задания (оно записано на дополнительной части доски): Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться и который помогает нам попасть в сферу мысли. Вывод: Когда не ставится запятая между частями СПП ? Запись выведенного правила в тетради в виде схемы. Составление учащимися подобных предложений и запись их в тетради. Проверка – устно. Оценивание работы. 4. Игра «Мозаика». Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения. Игра проводится в парах, в виде соревнования между рядами: «У кого быстрее получится связный текст?»
Человек обладает Если Он перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать Что Он овладел им уже в достаточной мере Он станет отступать Если… то Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком Который Стремится поднять уровень своей культуры и образованности Обращайте внимание на свой язык Следите Чтобы Ваши выступления не были длинными Это необходимо не только из уважения к окружающим, но и это важно Чтобы Вас поняли Все должно быть интересным для вас Что Вы говорите Оценивание работы. - О чем этот текст? - Послушайте, чем заканчивается статья Д.С. Лихачева: Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. |
||
5. Самостоятельная работа. | Тест. Самопроверка по записи на закрытой части доски. Выставление оценки на лист контроля. |
|
6. Дополнительное задание. | - Составьте алгоритм, пользуясь которым, вы никогда не сделаете ошибок при постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Работа в группах маркерами на больших листах бумаги. При проверке листы с алгоритмами вывешиваются на доску. Учащиеся сравнивают свою работу с той, которую выполнили другие, после чего выставляют себе оценку на лист контроля. |
|
7. Итог. Домашнее задание. | Учащиеся самостоятельно подводят итог своей работе на уроке, выводят средний балл (оценка в журнал за урок выставляется только после того, как учителем будет проверена тестовая работа). - Насколько изменилось ваше представление об СПП? Пригодятся ли вам в жизни эти знания? Насколько легко вам будет выполнить домашнее задание? (Упр. 207, 208 – по выбору учащихся). |