Цель: расширить читательский кругозор через знакомство с поэзией В.Берестова,
Учить выразительному чтению,
Развивать устную и письменную речь,
Воспитывать порядочность, преданность дружбе.
Оборудование: «Литературное чтение» под ред. Чураковой Н.А. – 1 часть., портрет В.Берестова, выставка книг, интерактивная доска.
Ход урока
I. Орг. момент.
Звонок звенит, и мы готовы,
Бодры, спокойны и здоровы.
О дружбе речь сегодня поведем,
Стихотворенье вместе разберем
И вместе с вами почитаем.
II. Проверка домашнего задания.
1) - Чей портрет вы видите на доске? (В.Берестова)
- Что вы узнали об этом поэте? Для кого он писал?
- Какие стихи вам особенно понравились? Чем? Зачитайте любимые стихи. (Дети выразительно читают по желанию).
2) – Поиграем в рифмовки.
На интерактивной доске появляются строчки с пропущенными словами:
«На меня ползет козявка
Будто я какая ________(травка)
И садится мотылек,
Будто я какой ________(цветок).
И кузнечики на майке
Скачут будто по _______(лужайке)
И шмели ко мне летят,
Будто мед найти хотят» (Прил.1, слайд 1)
3) Выразительное чтение стихотворения «Драконил». Ответы на вопросы:
- Давайте порассуждаем, почему мальчика, о котором рассказывает автор, не называют по имени, а говорят «он»?
- Какое имя придумал ему автор?
- Прав ли он, называя этого мальчика негодяем?
- Каким по-твоему должен быть настоящий друг?
III. Работа с пословицами.
- Народная мудрость создала много пословиц о дружбе. Какие вы знаете?
- А сейчас я предлагаю подобрать окончания к этим пословицам.
На интерактивной доске появляются пословицы без окончаний:
«Человек без друзей _______________(что дерево без корней)
Птица сильна крыльями ______________(а человек друзьями)
Скажи, кто твой друг _________________(а я скажу, кто ты)» (Прил. 1, слайд 2)
IV. Физминутка под музыку.
V. Работа над стихотворением «Разлука».
1) Чтение учителем.
- Давайте обменяемся мнениями, какое настроение передает это стихотворение.
- От чьего имени написано это стихотворение?
- Какие чувства переживает герой?
- Похож ли герой этого стихотворения на героя прошлого?
2) – Прочитайте сами стихотворение.
- Все ли вам понятно?
- Что означает выражение «не властен в выборе пути»?
3) Читаем вслух все стихотворение. Вводится понятие «лирический герой».
Лирический герой – герой, через чувства которого выражаются чувства самого автора.
4) Чтение по частям.
- Что главное в первой части?
- Какие слова подтверждают это?
- Почему герою не по душе писать письмо?
- В каких словах, по-вашему, содержится главная мысль?
- Согласны ли вы, что дружба основана на совместной игре?
- А без игры и дружбы нет?
5) Работа над выразительностью (темп, ритм, логические паузы).
VI. Творческая работа.
- А теперь я вам предлагаю письменно порассуждать на тему «Настоящий друг» или напишите письмо своему другу (Звучит тихая музыка, дети пишут мини-сочинения).
VII. Дети зачитывают работы и говорят только положительные отзывы.
VIII. Подведение итога урока.
- Интересно ли было вам на уроке?
- На партах лежат «смайлики». Отобразите на них свое настроение и покажите друг другу.
- Спасибо за работу. Дома научитесь выразительно читать стихотворение «Разлука».