Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в лесу;
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», нарисованное солнце, магнитофон, мяч, нарисованные цветы, нарисованные бабочки, нарисованные птицы, слова-карточки с пустыми окошками, картины «Лесная поляна 1», «Лесная поляна 2», лейка с водой, банка.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, мы отправляемся прямо сейчас на прогулку.
- Куда бы вам хотелось пойти? Почему?
- Мы пойдем на летний луг. За окном лежит снег, а у нас в кабинете пусть будет лето.
Давайте все вместе, дружно произнесем «закличку» на лето, и все в кабинете сразу изменится.
Дети произносят хором:
Лето, лето приходи!
Детям радость подари.
Неси солнышко,
Водички ведрышко,
В луга красивые цветы.
Пусть будет больше красоты!
Дети бегут к доске и украшают ее нарисованными цветами.
2. Повторение пройденного материала
- Посмотрите, какой у нас красивый луг!
Учащиеся читают стихотворения наизусть:
1. Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
(И.Суриков)2. Я лежу на лугу.
В небесах ни гу-гу.
Вдаль плывут облака,
Как немая река.
А в траве на земле,
На цветке, на стебле –
Всюду пенье и свист,
И живет всякий лист:
Тут и муха, и жук,
И зеленый паук.
Прилетела пчела
И в цветок уползла.
Тут кузнечик усы
Чистит ради красы,
И кряхтит муравей
За работой своей.
Шмель мохнатый гудит
И сердито глядит,
Где цветок посочней,
Где медок повкусней.
А комар-людоед,
Будто друг иль сосед,
Будто в гости попав,
Полетел мне в рукав.
Будет жалить и петь
Что же! Надо терпеть:
Я убить на лугу
Никого не могу.
(С.Городецкий)
- Ребята, а вам не кажется, что здесь кого-то не хватает? (бабочек)
3. Проверка домашнего задания.
- Правильно! Бабочек. Дома вы должны были нарисовать и раскрасить бабочек.
Учащиеся бегут к доске и вывешивают своих бабочек
- На прошлом уроке мы говорили о том, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
- Кто ответит на этот вопрос?
(Крылья бабочки покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки. Они остаются у нас на пальцах. Поэтому бабочка больше уже не полетит. Она погибнет.)
(Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без опыления у цветка не будет плодов и семян)
- Давайте вспомним, с какими луговыми цветами мы познакомились на прошлом уроке?
Угадав название этих цветов, мы узнаем тему нашего урока.
4. Сообщение темы и цели урока
На доске записана тема урока, которая закрыта карточками. Дети угадывают название цветка, вписываем недостающие буквы и опускаем карточку вниз. По мере отгадывания, открывается вся тема урока, записанная на доске.
л | л |
Загадка: Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчик)
о | к |
Загадка: Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший.(одуванчик)
л | к |
Загадка: Ярко-желтые цветки…
Стоп! Животных береги!
(лютик)
м | ш |
Загадка: Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
(ромашка)
к | л | р |
Загадка: Его пчелы навещают
Сладкий пьют они нектар.
И коровкам помогает,
Молоко пьют стар и мал!
(клевер)
- По мере отгадывания названий цветов открывается тема урока
- Учащиеся читают ее хором
- Так что за нашим лугом находится? Правильно лес.
Открываю картину «Лесная поляна 1»
- Мы сейчас познакомимся с некоторыми правилами поведения в лесу.
5. Работа над темой урока
учащиеся рассматривают картину «Лесная поляна 1»
- Что вам хочется сказать?
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Какие звуки мы можем услышать в лесу?
- А давайте попробуем изобразить лесные звуки.
1 ученик переливает воду из лейки в банку, изображая ручей
2 ученика жужжат, изображая шмелей
1 изображает кукушку
Остальные шум листвы
- Не совсем так, а более красиво звучит настоящий лесной концерт.
звучит аудиозапись «Голоса птиц»
- Давайте пойдем в этот лес на прогулку.
- Что бы нам с собой взять, чтобы не было скучно!
Показываю магнитофон, мяч, бадминтон, скакалку.
Физминутка
- 1,2,3! Мы с вами в лес пришли (учащиеся изображают ходьбу у парт)
- Поиграли мячом (ученики передают друг другу мяч, выкрикивая имена друг друга)
- Послушали музыку (включаем магнитофон)
- Покричали (дети кричат)
- Что же случилось?
Открываю картину «Лесная поляна 2»
- Ребята, а почему это произошло?
- Крики, грохот магнитофона перекрывают голоса леса. Птицы и звери теряют связь друг с другом. Потревоженная мать улетает из гнезда и потом может уже не вернуться в него. Что произойдет с птенцами? Некоторые насекомые не могут летать из-за сильного шума и садятся на землю. От такого шума детеныш любого зверя может испугаться и убежать от мамы. И тогда он потеряется в лесу. А так как он маленький, он не сможет найти себе пищу, или на него нападет хищник.
Вывод: Поэтому мы должны помнить и соблюдать главное правило в лесу.
- Какое? (в лесу нужно соблюдать тишину)
6. Работа в тетради на печатной основе
- Откройте тетрадь на странице 42.
- Прочитаем хором!
- Муравей Вопросик изобразил правило поведения в лесу вот так.
- Вывешиваю на доску знак
- А вы придумайте свой знак, который бы напоминал всем людям, о том, что в лесу нельзя шуметь! Нарисуйте этот знак в тетради.
- Учащиеся выполняют задание в тетради.
7. Итог урока
- Подведем итог урока.
- Страница 103 читают подготовленные учащиеся
- Чем мы можем потревожить животных?
- Почему в лесу нельзя шуметь?
8. Домашнее задание
Нарисовать лес или найти и выучить стихотворение о лесе.
Повторить правила поведения в лесу.
9. Оценивание учащихся
Используемая литература:
Учебник: А.А.Плешаков - Мир вокруг нас. 1 класс. М.: Просвещение, 2005.
Тихомирова Е.М. – Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Экзамен, 2005.