Урок "Исследование солей"

Разделы: Химия


“Просто знать ещё не всё, знания необходимо уметь использовать”

(Гете).

Цели и задачи:

– сформировать понятие соли, их состав и классификацию.
– актуализировать знания получения солей.
– продолжить совершенствование умений учащихся в составлении  уравнений химических реакций.
– воспитывать взаимоотношение партнеров, понимание и продуктивное  взаимодействие между учащимися.
– создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.

Оборудование: у учащихся на столах в ящиках:

– вещества кристаллические: сульфат натрия, карбонат кальция, гидросульфат натрия.
– штатив с пробирками (5 штук).
– колба плоскодонная с водой.
– ложка для веществ.
– лакмусовая бумага.
– раствор натрия.

На столах у учащихся раздаточный материал:

– папка (классификация и названия кислот и солей).
– путевой лист.
– памятка для написания синквейна.

Актуализация темы: Нам необходимо узнать, что такое соли, их состав и некоторые химические свойства.

Вводное слово учителя.

Представьте себе, что мы все сотрудники одной химической лаборатории. Для работы нам необходимо вести лабораторный журнал, в котором необходимо вести записи наблюдении за опытами. На столах у вас лежат листы с графами, лабораторный журнал.

Напишите дату и тему урока.

Тема урока:

Я знаю Хочу узнать Что я узнал. Вывод.
Получение солей

Состав солей

Химические свойства солей

+

Отношение к воде Соли-

? Где нам встречаются в быту соли и что нам о них известно (хлорид натрия – пищевая соль, поваренная соль, гидрокарбонат натрия – питьевая сода, хорошо растворимые вещества, используем в приготовлении пищи, мытья посуды).

Нужно ли нам знать с какими веществами взаимодействуют соли, какие вещества образуются в результате реакций.

В первой графе таблицы вам необходимо написать 3 способа получения солей, а для этого нужно вспомнить свойства кислот.

- С какими веществами взаимодействуют кислоты, и какие вещества образуются в результате? (Заполните словами таблицу).

Что знаю Что хочу узнать Что узнал. Вывод.
1. Получение солей.

Кислота + металл = соль + водород

Кислота + оксид металла = соль + вода

Кислота + основание = соль + вода

2HCI + Zn =ZnCI2 + H2
Хлорид цинка

2HCI + ZnO = ZnCI2 + H2 O
Хлорид цинка

2HCI + Zn(OH) = ZnCI2 + H2O
Хлорид цинка

 

Приведите примеры уравнений во второй графе таблицы, выполняют под музыку, на задание отводится 3 минуты.

На доске написаны уравнения.

Назовите вещества при помощи таблицы данной папке.

Во второй графе запишите эти уравнения.

Чем по составу отличаются вещества?

img2.gif (1751 bytes)

Вывод: Образование кислых солей характерно только для многоосновных кислот.

Одно из физических свойств растворимость солей в воде.

Записали в таблицу предположения, что известно о составе солей, что хотим узнать о них

Что знаю Что хочу узнать Что узнал. Вывод.
2. Состав солей.

NaCI – средняя

NaHCO3 – кислая

MgOHCI – основная

Отношение к воде

Изменение окраски индикаторов.

м/о не меняет цвет.

Лакмус – краснеет.

ф/ф – малиновый.

растворимые

малорастворимые

нерастворимые

 Правила техники безопасности в шуточной форме.

Не вливайте и не высыпайте Если ты работаешь с твердым
В сосуды с чистыми веществами, веществом,
Остатки от опытов, не бери его лопатой и не вздумай
Проведённых вами! брать ковшом.
  Ты возьми его немножко
  Одну восьмую чайной ложки.

Даны вещества:

1. Кальцинированная сода, карбонат натрия – растворим в воде.
2. Питьевая сода, гидрокарбонат натрия – малорастворим в воде.
3. Известняк, мрамор, карбонат кальция – нерастворим в воде.

Демонстрационный опыт: учитель выполняет вместе с учениками, показывает и проговаривает правила работы с реактивами. Указывает, какое необходимое количество взять веществ для проведения лабораторных опытов ( небольшое количество).

Предположим, с какими веществами вступят в реакции соли: карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, сульфат натрия (устно).

Запишем словами в таблицу – 1 графа

Что знаю Что хочу узнать Что я узнал. Вывод
3. Химические свойства солей.

Реагируют ли соли с кислотами, солями, основаниями?

Соль + кислота = соль + вода + оксид.

Соль + основание = соль + основание

Соль + соль = соль + соль

Na2CO3 + 2 HCI = 2 NaCI + H2O + CO2

NaHCO3 + NaOH = Na2CO3 + H2O

Na2SO4 + BaCI2 = BaSO4 + 2 NaCI

 Подтвердим наши предположения химическими опытами.

Взаимодействие между предложенными веществами запишем в виде уравнений и заполним таблицу. Работа проводится по музыку.

В виде закрепления знаний предлагается решить логическую цепочку ( 2 ученика на доске).

Рефлексия.

Поставьте знаки “+” в таблице, где материал вам понятен и вами усвоен хорошо,

И “-” если не совсем понятен, для дальнейшеё работы над материалом.

Для подведения итога урока нам необходимо составить синквейн о солях.

Памятки лежат у вас на столах.

1.Соли.
2. Кислые, средние, основные.
3.Растворяются, обмениваются, разлагаются.
4.Без них нельзя обойтись
5. Химические вещества.

Итак, давайте вернёмся к эпиграфу урока.

“Просто знать ещё не всё, знания необходимо уметь использовать”.

Благодарю вас за урок.

Домашнее задание на доске теоретический материал учебника, таблица.

Габриелян О.С. учебник “Химия 8 класс” п. 21.п. 41. упр.1.