“Просто знать ещё не всё, знания необходимо уметь использовать”
(Гете).
Цели и задачи:
– сформировать понятие соли, их состав и
классификацию.
– актуализировать знания получения солей.
– продолжить совершенствование умений учащихся
в составлении уравнений химических реакций.
– воспитывать взаимоотношение партнеров,
понимание и продуктивное взаимодействие
между учащимися.
– создать содержательные и организационные
условия для развития у школьников критического
мышления.
Оборудование: у учащихся на столах в ящиках:
– вещества кристаллические: сульфат натрия,
карбонат кальция, гидросульфат натрия.
– штатив с пробирками (5 штук).
– колба плоскодонная с водой.
– ложка для веществ.
– лакмусовая бумага.
– раствор натрия.
На столах у учащихся раздаточный материал:
– папка (классификация и названия кислот и
солей).
– путевой лист.
– памятка для написания синквейна.
Актуализация темы: Нам необходимо узнать, что такое соли, их состав и некоторые химические свойства.
Вводное слово учителя.
Представьте себе, что мы все сотрудники одной химической лаборатории. Для работы нам необходимо вести лабораторный журнал, в котором необходимо вести записи наблюдении за опытами. На столах у вас лежат листы с графами, лабораторный журнал.
Напишите дату и тему урока.
Тема урока:
Я знаю | Хочу узнать | Что я узнал. Вывод. |
Получение солей Состав солей Химические свойства солей + |
Отношение к воде | Соли- |
? Где нам встречаются в быту соли и что нам о них известно (хлорид натрия – пищевая соль, поваренная соль, гидрокарбонат натрия – питьевая сода, хорошо растворимые вещества, используем в приготовлении пищи, мытья посуды).
Нужно ли нам знать с какими веществами взаимодействуют соли, какие вещества образуются в результате реакций.
В первой графе таблицы вам необходимо написать 3 способа получения солей, а для этого нужно вспомнить свойства кислот.
- С какими веществами взаимодействуют кислоты, и какие вещества образуются в результате? (Заполните словами таблицу).
Что знаю | Что хочу узнать | Что узнал. Вывод. |
1. Получение солей. Кислота + металл = соль + водород Кислота + оксид металла = соль + вода Кислота + основание = соль + вода |
2HCI + Zn =ZnCI2 + H2 2HCI + ZnO = ZnCI2 + H2 O 2HCI + Zn(OH) = ZnCI2 + H2O |
Приведите примеры уравнений во второй графе таблицы, выполняют под музыку, на задание отводится 3 минуты.
На доске написаны уравнения.
Назовите вещества при помощи таблицы данной папке.
Во второй графе запишите эти уравнения.
Чем по составу отличаются вещества?
Вывод: Образование кислых солей характерно только для многоосновных кислот.
Одно из физических свойств растворимость солей в воде.
Записали в таблицу предположения, что известно о составе солей, что хотим узнать о них
Что знаю | Что хочу узнать | Что узнал. Вывод. |
2. Состав солей. NaCI – средняя NaHCO3 – кислая MgOHCI – основная |
Отношение к воде Изменение окраски индикаторов. м/о не меняет цвет. Лакмус – краснеет. ф/ф – малиновый. |
растворимые малорастворимые нерастворимые |
Правила техники безопасности в шуточной форме.
Не вливайте и не высыпайте | Если ты работаешь с твердым |
В сосуды с чистыми веществами, | веществом, |
Остатки от опытов, | не бери его лопатой и не вздумай |
Проведённых вами! | брать ковшом. |
Ты возьми его немножко | |
Одну восьмую чайной ложки. |
Даны вещества:
1. Кальцинированная сода, карбонат натрия –
растворим в воде.
2. Питьевая сода, гидрокарбонат натрия –
малорастворим в воде.
3. Известняк, мрамор, карбонат кальция –
нерастворим в воде.
Демонстрационный опыт: учитель выполняет вместе с учениками, показывает и проговаривает правила работы с реактивами. Указывает, какое необходимое количество взять веществ для проведения лабораторных опытов ( небольшое количество).
Предположим, с какими веществами вступят в реакции соли: карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, сульфат натрия (устно).
Запишем словами в таблицу – 1 графа
Что знаю | Что хочу узнать | Что я узнал. Вывод |
3. Химические свойства солей. Реагируют ли соли с кислотами, солями, основаниями? |
Соль + кислота = соль + вода + оксид. Соль + основание = соль + основание Соль + соль = соль + соль |
Na2CO3 + 2 HCI = 2 NaCI + H2O + CO2 NaHCO3 + NaOH = Na2CO3 + H2O Na2SO4 + BaCI2 = BaSO4 + 2 NaCI |
Подтвердим наши предположения химическими опытами.
Взаимодействие между предложенными веществами запишем в виде уравнений и заполним таблицу. Работа проводится по музыку.
В виде закрепления знаний предлагается решить логическую цепочку ( 2 ученика на доске).
Рефлексия.
Поставьте знаки “+” в таблице, где материал вам понятен и вами усвоен хорошо,
И “-” если не совсем понятен, для дальнейшеё работы над материалом.
Для подведения итога урока нам необходимо составить синквейн о солях.
Памятки лежат у вас на столах.
1.Соли.
2. Кислые, средние, основные.
3.Растворяются, обмениваются, разлагаются.
4.Без них нельзя обойтись
5. Химические вещества.
Итак, давайте вернёмся к эпиграфу урока.
“Просто знать ещё не всё, знания необходимо уметь использовать”.
Благодарю вас за урок.
Домашнее задание на доске теоретический материал учебника, таблица.
Габриелян О.С. учебник “Химия 8 класс” п. 21.п. 41. упр.1.