Урок литературного чтения.

Разделы: Начальная школа


Цель: ввести в круг чтения произведения о детях; учить понимать главную мысль и содержание произведения; способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных и оценочных умений; осуществлять нравственное воспитание через личностно-смысловые отношения к поступку героя.

Оборудование: мультимедийное оборудование. Презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте наклоном головы. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.

Актуализация знаний.

Урок наш сегодня будет необычным. Мы перенесемся в далекое прошлое и проживем один день жизнью литературного героя Темы. Слайд 1.

Знакомство с творчеством Н.Г. Гарина-Михайловского. Слайд 2, 3, 4, 5.

Автором произведения “Детство Темы” является Николай Георгиевич Гарин – Михайловский. Родился он в Петербурге, где служил его отец– боевой офицер. Отец вскоре вышел в отставку, и семья переехала в Одессу. Здесь Николай окончил гимназию. Вернувшись в Петербург, поступил на юридический факультет университета. Первые годы учебы закончились провалом на экзаменах. Юноша перешел в институт путей сообщения, и специальность инженера путейца стала его призванием на всю жизнь.

Писателем Николай Георгиевич стал лишь к 40 годам, а до этого полтора десятка лет работал инженером изыскателем и строителем железных дорог. Писал Николай Георгиевич большей частью в дороге, в вагоне, в каюте парохода или номере гостиницы. Редакции часто получали его рукописи, посланные с какой–нибудь случайной станции.

Однажды, одна старая женщина нагадала ему “жить тебе до ста лет”. К сожалению, он прожил лишь половину предсказанного срока. Но событий в его жизни хватило бы, пожалуй, и на сто лет. Многие из этих событий попали на страницы его произведений. “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры” повести, входящие в автобиографическую тетралогию. Тетралогией называют 4 произведения, каким-либо образом связанные между собой. В данном случае – общим героем, Артемием Карташевым, в котором современники без труда узнали самого Николая Георгиевича.

Что запомнили?

Скажите, какие ассоциации возникли у вас со словом герой?

Мы сейчас попытаемся сами дать определение слову “герой”, а в это время один из вас найдет толкование этого слова в словаре Ожегова. Поднимите руку, кто желает поработать со словарем?

Выслушиваем ребят.

Словарь Ожегова дает следующее определение слову "герой”.

Учащийся зачитывает и на экране выводится лексическое значение слова. Слайд 6

Составление “кластера”

Заполним схему. Какими качествами должен обладать герой? Назовите.

Часть слов, которые вы назвали я записала на карточках. Сейчас я буду вам показывать эти карточки 1 секунду. Ваша задача прочитать карточку про себя. Затем я покажу ее еще раз и вы должны прочитать слово в слух.

Показываю карточки. Дети читают сначала про себя затем вслух.

Слайд 7

Формулирование целей урока.

А кто такой литературный герой?

Откройте учебник страница 115. прочитайте статью под рубрикой “Обрати внимание” 1 абзац. На основании этой статьи сформулируйте цели нашего урока. Слайд 8

Проанализировать образ литературного героя – его внешний вид, поступки, речь; отношения с другими героями произведения; отношения этих героев к главному персонажу.

Проверка домашнего задания.

Каким вы представили Тему?

Какой эпизод в повести самый напряженный?

Аналитическое чтение.

Страница 110 последний абзац и страница 111 полностью. Чтение про себя и готовим вопросы по прочитанному.

Какие качества главного героя проявились в данном эпизоде?

Чтение эпизода “Спасение Жучки”. Чтение по абзацам с соблюдением знаков препинания, которые помогут вам передать чувства, которые испытывал Тёма.

Какие чувства вы испытывали? Расскажите.

Работа в группах. Слайд 9, 10

1 и 2 группы. Какие слова говорят об отношении мальчика к собачке? Подчеркните эти слова.

Он снова оживился и , подбежав к отверстию колодца вполголоса позвал:

– Жучка, Жучка!

Тёма замер в ожидании ответа.

Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донесся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Темы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый, громкий оклик.

– Жучка, Жучка!

На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала. Тему до слез тронуло, что Жучка его узнала.

– Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу, – кричал он ей, точно она понимала его.

Жучка ответила новым радостным визгом, и Теме казалось, что она просила его поторопиться исполнением обещания.

3,4 группы. Напишите о герое. Какой он?

Мы прочитали эпизод из повести “_____________ _____________” автора ____________

________________ _____________ – _______________________. Писатель создал образ __________ ______________, которого наделил такими качествами личности, как ___________, ___________________, ____________________, _________________, ____________. Любовь и забота Темы о _____________ заставляют мальчика, рискуя _____________ совершить ________________ поступок.

Проблема! Нет, а я с вами не соглашусь. Я поставила себя на место мамы. Мой сын лежит в кровати. Что же я вижу. Страница 114 зачитываю эпизод.

Я утверждаю, что это не героический поступок, а человеческая глупость. Согласны ли вы со мной?

Молодцы те, кто не согласился со мной. Конечно, любая мать гордилась бы своим сыном. А Тема действительно совершил героический поступок и из него вырастет очень хороший человек, который друга не бросит в беде.

Поднимите руки, кому симпатичен этот литературный герой.

Скажите, какие качества характера, которые есть у Тёмы, вы бы хотели воспитать, развить в себе?

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Какой момент урока вам особенно понравился и почему?

Домашнее задание по выбору: приготовить пересказ эпизода “Спасение Жучки” или написать ответ на вопрос “Чем мне понравился Тема”. Желаю вам успеха. Спасибо за урок.