Цель: ввести в круг чтения произведения о детях; учить понимать главную мысль и содержание произведения; способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных и оценочных умений; осуществлять нравственное воспитание через личностно-смысловые отношения к поступку героя.
Оборудование: мультимедийное оборудование. Презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте наклоном головы. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.
Актуализация знаний.
Урок наш сегодня будет необычным. Мы перенесемся в далекое прошлое и проживем один день жизнью литературного героя Темы. Слайд 1.
Знакомство с творчеством Н.Г. Гарина-Михайловского. Слайд 2, 3, 4, 5.
Автором произведения “Детство Темы” является Николай Георгиевич Гарин – Михайловский. Родился он в Петербурге, где служил его отец– боевой офицер. Отец вскоре вышел в отставку, и семья переехала в Одессу. Здесь Николай окончил гимназию. Вернувшись в Петербург, поступил на юридический факультет университета. Первые годы учебы закончились провалом на экзаменах. Юноша перешел в институт путей сообщения, и специальность инженера путейца стала его призванием на всю жизнь.
Писателем Николай Георгиевич стал лишь к 40 годам, а до этого полтора десятка лет работал инженером изыскателем и строителем железных дорог. Писал Николай Георгиевич большей частью в дороге, в вагоне, в каюте парохода или номере гостиницы. Редакции часто получали его рукописи, посланные с какой–нибудь случайной станции.
Однажды, одна старая женщина нагадала ему “жить тебе до ста лет”. К сожалению, он прожил лишь половину предсказанного срока. Но событий в его жизни хватило бы, пожалуй, и на сто лет. Многие из этих событий попали на страницы его произведений. “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры” повести, входящие в автобиографическую тетралогию. Тетралогией называют 4 произведения, каким-либо образом связанные между собой. В данном случае – общим героем, Артемием Карташевым, в котором современники без труда узнали самого Николая Георгиевича.
Что запомнили?
Скажите, какие ассоциации возникли у вас со словом герой?
Мы сейчас попытаемся сами дать определение слову “герой”, а в это время один из вас найдет толкование этого слова в словаре Ожегова. Поднимите руку, кто желает поработать со словарем?
Выслушиваем ребят.
Словарь Ожегова дает следующее определение слову "герой”.
Учащийся зачитывает и на экране выводится лексическое значение слова. Слайд 6
Составление “кластера”
Заполним схему. Какими качествами должен обладать герой? Назовите.
Часть слов, которые вы назвали я записала на карточках. Сейчас я буду вам показывать эти карточки 1 секунду. Ваша задача прочитать карточку про себя. Затем я покажу ее еще раз и вы должны прочитать слово в слух.
Показываю карточки. Дети читают сначала про себя затем вслух.
Слайд 7
Формулирование целей урока.
А кто такой литературный герой?
Откройте учебник страница 115. прочитайте статью под рубрикой “Обрати внимание” 1 абзац. На основании этой статьи сформулируйте цели нашего урока. Слайд 8
Проанализировать образ литературного героя – его внешний вид, поступки, речь; отношения с другими героями произведения; отношения этих героев к главному персонажу.
Проверка домашнего задания.
Каким вы представили Тему?
Какой эпизод в повести самый напряженный?
Аналитическое чтение.
Страница 110 последний абзац и страница 111 полностью. Чтение про себя и готовим вопросы по прочитанному.
Какие качества главного героя проявились в данном эпизоде?
Чтение эпизода “Спасение Жучки”. Чтение по абзацам с соблюдением знаков препинания, которые помогут вам передать чувства, которые испытывал Тёма.
Какие чувства вы испытывали? Расскажите.
Работа в группах. Слайд 9, 10
1 и 2 группы. Какие слова говорят об отношении мальчика к собачке? Подчеркните эти слова.
Он снова оживился и , подбежав к отверстию колодца вполголоса позвал:
– Жучка, Жучка!
Тёма замер в ожидании ответа.
Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донесся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Темы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый, громкий оклик.
– Жучка, Жучка!
На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала. Тему до слез тронуло, что Жучка его узнала.
– Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу, – кричал он ей, точно она понимала его.
Жучка ответила новым радостным визгом, и Теме казалось, что она просила его поторопиться исполнением обещания.
3,4 группы. Напишите о герое. Какой он?
Мы прочитали эпизод из повести “_____________ _____________” автора ____________
________________ _____________ – _______________________. Писатель создал образ __________ ______________, которого наделил такими качествами личности, как ___________, ___________________, ____________________, _________________, ____________. Любовь и забота Темы о _____________ заставляют мальчика, рискуя _____________ совершить ________________ поступок.
Проблема! Нет, а я с вами не соглашусь. Я поставила себя на место мамы. Мой сын лежит в кровати. Что же я вижу. Страница 114 зачитываю эпизод.
Я утверждаю, что это не героический поступок, а человеческая глупость. Согласны ли вы со мной?
Молодцы те, кто не согласился со мной. Конечно, любая мать гордилась бы своим сыном. А Тема действительно совершил героический поступок и из него вырастет очень хороший человек, который друга не бросит в беде.
Поднимите руки, кому симпатичен этот литературный герой.
Скажите, какие качества характера, которые есть у Тёмы, вы бы хотели воспитать, развить в себе?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Какой момент урока вам особенно понравился и почему?
Домашнее задание по выбору: приготовить пересказ эпизода “Спасение Жучки” или написать ответ на вопрос “Чем мне понравился Тема”. Желаю вам успеха. Спасибо за урок.