Цель: работа над формированием образа характера сибиряка, воспитание патриотизма, связь поколений.
Задачи: способствовать формированию духовных ценностей, развивать и воспитывать такие качества души и сердца, как: любовь к человеку, долг и ответственность.
Оборудование: мультимедия, ватманы, ладошки вырезанные из цветной бумаги, фломастеры, клей, ножницы, заготовленные листы с текстом и фотографиями: “Сибиряк -2005”, Сибиряк -2006”. Сибиряк -2007”.
Электронный ресурс: www.sib21vek.ru.
Презентация (Приложение 1)
Слайд 1. Добрый день, сегодня мы будем с вами размышлять о сибирском характере.
В шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете. Загляните неё, и вы увидите, что является самым ценным. (В шкатулке лежит зеркало.)
Простой приём помогает выявить отношение ребёнка к самому себе. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнётся, и даже больше его судьба! До сей поры никто не говорил ему, что главная ценность он сам.
- Кто удивлён тем, что увидел? Почему? (Ответы учащихся)
Человек ищет ценности везде, и только не в себе.
Не ужели я дороже всех на свете? (Ответы учащихся)
Слайд 2. Все вы родились в Сибири, вы наше будущее. От того, какие будете вы, зависит процветать городу или впасть в забвение.
Слайд 3. Работа в группах. Как вы думаете, какая черта характера отличает сибиряка? Как вы думаете, какая черта характера отличает сибиряка? (Ответы учащихся)
Посовещайтесь в своей группе и выберите три наиболее важных качества характера, на ваш взгляд, которыми должен обладать настоящий сибиряк. Укажите в таблице выбранные качества.
Качество характера |
Выбор |
|
В начале урока |
В конце урока |
|
Любознательность |
||
Мужество |
||
Ловкость |
||
Смекалка (хитрость) |
||
Выносливость |
||
Надёжность |
||
Доброта |
||
Честность |
||
Смелость |
Слайд 4. И знаете вы, правы!
Любознательность привела Ермака в далёкий таёжный край, он сумел преодолеть опасность со стороны диких зверей, сурового климата и стал мудрым хозяином тайги.
Слайд 5. Ботаника и зоология, этнография и молодая метеорология нашли среди декабристов в Сибири своих представителей. Декабристы - исследователи Сибири.
Слайд 6. "Братья Борисовы, - сообщает Мария Волконская, - страстные естествоиспытатели, собирали травы и составили коллекцию насекомых и бабочек". Это в кандалах, после работы под землей, в редкие часы прогулок и отдыха!
Слайд 7. Но мой сегодняшний рассказ не о них. Сегодня я расскажу о людях, живущих среди нас, которые вопреки обстоятельствам, наиболее ярко проявил свои лучшие качества сибиряка - характер, силу воли, мужество. Ежегодно проходит Интернет - Голосование выбирается только семь человек. Победители 2007 года были определены 18 апреля.
Слайд 8. Звание “Сибиряк” и звание “Сибирский характер” отражает всеобщую любовь, уважение и преклонение перед талантом, спортивными достижениями и героическими поступками, вдохновением и творчеством… “Сибиряки -2006”.
Слайд 9. 9 июля 2006 г. во время посадки в Иркутске рейс №778 слетел с полосы, протаранил бетонный забор. “И все полыхнуло, как в фильме”. Пассажир Владимир Данилов самостоятельно открыл запасной выход, помогал другим выбираться наружу. Награжден медалью “За отвагу”.
Слайд 10. Пловец из Тюмени Игорь Плотников - уникальный спортсмен, у него от рождения нет рук, но благодаря необыкновенному упорству он достиг самых больших высот в спорте. Он занимается тэквандо, ездит на лошадях, на машине, мотоцикле, играет в футбол, работает на компьютере. Игорь научился жить совершенно самостоятельно, помогая не только себе, но и своим личным примером другим.
Слайд 11. Анастасия Мильчакова
жительница нашего города.
24 октября 2006 г. Настя заметила, на льду мальчика,
третьеклассника Ивана Деньгина. Он шел из школы,
попробовал лед - у берега он был крепким. Вот и
решил сократить путь. На середине провалился.
Настя схватила в ограде лист пенопласта и к нему!
Осторожно, вымеряя каждое движение, подползла.
Мальчик уже стал тонуть. Настя успела Ваню
схватить. И кромка льда обломилась. Оба оказались
в воде.
Закройте, пожалуйста, глаза представьте эту ситуацию: девушка подсунула мальчишке пенопласт - держись! Одной рукой разбивала лед, другой подталкивала вперед мальчика к берегу. Разбила руку в кровь, ноги онемели от холодной воды, а голос охрип от криков о помощи. Но она пробила дорогу к берегу, дорогу к жизни.
Работа в группах. Ещё раз пересмотрите выбранные вами качества и сделайте повторный выбор, определите, черты характера, благодаря которым эти люди не смогли поступить иначе? Сравните с вашим первоначальным выбором, назовите качества настоящего сибиряка.
Практическая работа. Как рассказать всем ученикам нашей школы о людях, которые в трудных ситуациях проявляют настоящий сибирский характер? (Ответы учащихся)
Для выполнения газеты вам предложен в конвертах рабочий материал сегодняшнего занятия. (Приложение 2)
В течении 7-10 минут вы должны разместить представленный материал на листе ватмана, используя фломастеры и мелки дайте название вашей газете. Не забудьте про цветные ладошки, это рука помощи, которую вы готовы протянуть каждому.
Представление газет учащиеся: вместе произносят её название, используют для защиты эпиграфы. (Приложение 3)
РЕФЛЕКСИЯ
Я уверенна, будущее нашего края в надёжных руках! Встаньте и все вместе произнесите, приложив руку к груди “Сибирь начинается с меня!”
Пусть ваш жизненный путь всегда сопровождают эти слова:
Лучами земля опоясана,
ходите дорогами ясными.
Летайте высокими трассами.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
(П. П. Елфимов)