Цели.
Обучающие:
– обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся.
Развивающие:
– развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);
– развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);
– развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других);
– развитие памяти, артистических способностей,
Воспитательные:
– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки для схемы с названиями жанров детского фольклора, звукозапись русской народной песни “Два веселых гуся”; куклы, костюмы для инсценирования.
Ход урока
СЛАЙД
1.Орг.момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
– С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
– А можете ли вы предположить, о чём мы сегодня пойдет у нас разговор? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?
СЛАЙД
У – Что такое “фольклор”? (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”)
– Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕС
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.
– Какие жанры фольклора вы знаете? (Дети перечисляют.)
(Вывешиваются таблички с названиями жанров.)
СЛАЙД
- Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора, и проведем мы его в форме устного журнала. (Вывешиваются карточки, учащиеся записывают названия жанров в тетради)
СЛАЙД
*колыбельные песни,
*пестушки, потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы,
*считалки,
*скороговорки,
*частушки.
(Постепенно под карточку с названием жанра вывешивается самодельная книга по жанру.)
1 страница. “Колыбельные песни”
СЛАЙД
– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.
-Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?
(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.
***
Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.
***
Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.
– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”, “качать”.)
СЛАЙД
2 страница “ПЕСТУШКИ”, “ПОТЕШКИ” (или “ПРИБАУТКИ”)
– От какого слова произошло слово “пестушки”?
(Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!
– Когда купают малыша, то какие слова могут приговаривать?
С гуся вода,
С Пети худоба.
– Чем пестушки отличаются от потешек?
(Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.)
Приведите примеры.
Физминутка.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.
Потешки собственного сочинения.
Наша Поленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду.
Сладка ягодка в саду.
***
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
***
Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.
– Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.
Инсценирование.
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
***
Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
***
Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.
***
Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно!
3 страница “ЗАГАДКА”
СЛАЙД
– В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. (Загадки собственного сочинения)
Загадки.
Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)Кто сидит в конуре?
А потом она во дворе на траве
Прыгает и скачет,
Лает и играет. (Собака.)
***
Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)
Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает? (Собака.)
4 страница “ПОСЛОВИЦЫ”
СЛАЙД
– У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
– Предлагаю 2 пословицы записать.
Русский язык богат яркими, образными выражениями – это пословицы, поговорки. Крылатые слова и, конечно же, фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)
Конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет – читаю второе высказывание. У вас три– четыре попытки. И так начнем. (Приложение 1)
Домашнее задание: найдите как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб, язык, ноги.
5 страница “СЧИТАЛКИ”
СЛАЙД
– Что же это за жанр?
(Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.
ИГРА “Шире круг”
Дети становятся в круг, держась за руки. Водящий стоит в центре, глаза закрыты, правая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак, кроме указательного. Дети идут по кругу со словами:
Шире, шире, шире круг.
У ... (имя ребёнка) сто подруг.
Эта, эта, эта, эта,
А любимая вот эта.
По окончании слов хоровод останавливается. Ребёнок, на которого указал водящий, выходит в круг и становится к водящему спиной. Все хором считают до трёх. На счёт “три” водящий и выбранный поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону — целуются в щёчку. Если в разные стороны — кланяются друг другу. В любом случае, после выполнения действия ведущий встаёт в хоровод, а выбранный выполняет его роль. Игра повторяется снова, а в песне меняется имя ребёнка.
6 страница “СКОРОГОВОРКИ”
СЛАЙД
– С какой целью сочиняли и сочиняют скороговорки?
– Поиграем в скороговорки. Для этой игры нам нужна будет считалка, для выбора того, кто из группы будет участвовать.
(Скороговорки в исполнении детей.)
7 страница “ЧАСТУШКИ”
СЛАЙД
– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.
(Исполнение частушек.)
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.
***
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
***
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
***
По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
***
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад;
Сапоги мои лежат.
***
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Итог урока. Рефлексия.
– Вот и подходит к концу наш устный журнал.
– Все ли поставленные цели вы осуществили?
Закончи предложение...
– Я положительно оцениваю…
– Мне нужно обратить внимание…
– Я хочу поблагодарить…
– Мне было интересно…
– Каковы основные трудности встретились вам и как вы с ними справились?
СЛАЙД
Благодарность за урок!
Показ книжек-самоделок учащимися.