Цели урока:
продолжить работу по овладению способом правописания непроизносимых согласных в корнях слов; отрабатывать учебные действия школьников; развивать письменную речь; развивать творческое мышление и воображение; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Ход урока
Оргмомент.
Диагностика базовых знаний.
На доске нарисованы буквы - "акробаты" Л, Т, Д, В.
- Назовите буквы, которые вы заметили.
Дети: Мы заметили буквы Д, Т, Л, В.
- Что можно сказать об этих буквах?
Дети: Эти буквы обозначают согласные звуки. Звуки могут быть твёрдыми, мягкими.
[л], [д], [в] - звонкие, [т] - глухой. В некоторых словах согласные не произносятся, но пишутся. Мы называем их непроизносимыми согласными.
- Сформулируйте тему урока.
Дети: Мы продолжим работу над написанием слов с непроизносимыми согласными.
- Приведите пример.
Дети называют слова с непроизносимыми согласными.
- Непроизносимые согласные приготовили вам задание. Вы должны отгадать зашифрованные буквы и составить из них слово.
Итак, первая буква искомого слова обозначает парный согласный в слове лук;
- вторая буква обозначает безударный гласный в корне слова столовая;
- третья буква обозначает сонорный звук в слове крот;
- четвёртая буква обозначает безударный гласный в слове звезда;
- пятая буква обозначает первый звонкий согласный в слове народ;
- шестая буква не имеет звука в слове камень.
Какое слово загадали непроизносимые согласные?
Дети: слово корень.
- А почему именно это слово?
Дети: Непроизносимые согласные чаще всего находятся в корне слова.
- Вспомните алгоритм проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
Дети:
Нужно произнести слово.
Выборочный диктант с комментированием.
- Я диктую предложения. Вам нужно выписать слова с непроизносимыми согласными в корне вместе с проверочным словом.
- У ворот сидел грустный щенок.
- Хозяин пришёл поздним вечером.
- Местность сильно изменилась.
- Над лугами повисли гигантские тучи.
Упражнение на распознавание различных видов орфограмм в корнях слов.
Запись на доске:
Сл.дит, бр.сают, сер.це, извес.ный, зв.нок, хрус.нуть.
- Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы. /Дети выполняют задания./
- По какому принципу вы разделили слова на две группы?
Дети: В первый столбик записали слова с непроизносимыми согласными в корне. Во второй столбик- с безударными гласными в корне.
- Запишите в нужный столбик слово сладкий.
Ученик третьего класса записал это слово в первый столбик. Он прав? Обсудите в группах. /Дети объединяются в группы. Идёт обсуждение. Группы сформированы в соответствии с уровнем обученности и развития учащихся./
Дети: Когда мы произносим слово сладкий орфографически и орфоэпически, то все звуки произносятся. Значит, в этом слове нет непроизносимого согласного.
Словарная работа.
- Вы сможете назвать задуманное мной слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
Солнце-небо, сердце-человек, ступени- ?
- Какое слово зашифровано?
Дети: Лестница.
- Определите лексическое значение слова лестница.
Ответы детей.
- Давайте сравним ваши ответы с определением этого слова в словаре.
Лестница - это сооружение для подъёма и спуска.
- Ваши ответы и толкование слова в словаре похожи.
/Учитель показывает карточку со словом лестница./
- Прочитайте это слово орфографически и орфоэпически. Какую разницу заметили?
Дети: Когда читаем орфоэпически, то [т] не произносится.
- Подберите проверочное слово.
Дети: Не получается, нельзя проверить это слово. Оно словарное. Его написание нужно запомнить.
- Попробуйте найти ассоциативный образ-слово, связанный со словарным словом лестница, так, чтобы [т] в этом слове чётко произносился.
Дети: Лестница - ступеньки
/Дети изображают словарное слово, объединённое с ассоциативным образом путём пересечения слов через сомнительную согласную./
- Постарайтесь запомнить написание словарного слова.
Предлагаю два задания, а вы выбирайте то, которое вам по силе.
- Составьте предложение со словом лестница по схеме, дополнив его второстепенным членом предложения обстоятельством. /Учитель предлагает схему по своему усмотрению./
- Восстановите порядок слов в предложении, включив в него слово лестница.
Озеро, лесному, к, крутой, ребята, по, спустились.
Дети зачитывают составленные предложения.
Задание-"ловушка".
- У вас на партах лежит отрывок из сочинения ученика третьего класса. В нём множество ошибок. Возьмите красный карандаш и исправьте ошибки.
Конец ноября - самое грустное время.
В ненастную погоду хорошо сидеть дома.
Но вот засияло яркое солнце.
Пришёл зимний день с морозом.
Дети: Здесь нет слов с ошибками.
Подведение итогов урока.
- Что на уроке вам было интересно? На каком этапе урока вы испытали затруднение?
Ответы детей.
Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру на тему "Художник Мороз", включив в него слова с непроизносимыми согласными.