Цели:
После урока ученик знает:
- Строение и назначение электроскопа (электрометра).
- Понятия электрического поля, электрических сил.
- Проводники и диэлектрики.
Умеет:
- Выделять и систематизировать имеющиеся у них знания об электризации тел.
- Объяснить действия электрического поля на внесенный в него электрический заряд.
- Углубляет знания об электризации тел.
- Развивает интеллектуальные умения.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Повторение с целью актуализации прежних знаний.
- Формирование новых знаний.
- Закрепление, включая применение новых знаний в измененной ситуации.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
К уроку:
- Электроскоп (1 экземпляр).
- Электрометр (2 экземпляра), металлический проводник, шар.
- Электрофорная машина.
- "Султаны".
- Стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк).
- Презентация.
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Обеспечивает общую готовность учащихся к работе. | Слушают учителя. |
Мотивационно - ориентировочный | С целью повторения материала,
изученного на предыдущем уроке, провести краткий
фронтальный опрос: 1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие
одноименные заряды? Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте. Правильно ли выражение: "При трении создаются заряды"? Почему? 2. Предлагает письменно выполнить тестовое задание. |
1. Отвечают на вопросы. 2. Самостоятельно работают с тестом. |
Формирование новых знаний | Электризация тел может осуществляться
не только при трении, но и при соприкосновении.
Демонстрация опыта (для иллюстрации
теоретических выводов): а) поднесем наэл. Эбонитовую палочку к гильзе. б) гильза притягивается, а потом отталкивается, почему? в) проверка наличия отрицательного заряда на гильзе (поднести положительно заряженную стеклянную палочку к гильзе) - она притягивается. |
Слушают учителя, наблюдаютза ходом опыта, который служит исходным фактом для экспериментального обоснования электризации при соприкосновении, учавствуют в беседе. Делают записи в тетради. |
На рассмотренном физическом явлении
основано действие таких приборов как
электроскоп и электрометр. Демонстрация
приборов а) электроскоп прибор для обнаружения
эл. Зарядов; Конструкция их проста: через
пластмассовую пробку в металлической оправе
проходит металлический стержень, на конце
которого закреплены два листика тонкой бумаги.
Оправа с двух сторон закрыта стеклом.
Демонстрируя устройство и принцип действия
электроскопа, учитель задает учащимся вопросы: Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? Для опытов с электричеством используют и другой, более совершенный прибор - электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него на тем больший угол, чем больше они заряжены. |
Слушают учителя, наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы, находят сходства и отличия в устройстве и принципе работы приборов, делают выводы. | |
Различают вещества, которые являются проводниками и непроводниками электрического заряда. Демонстрация опыта: заряженный электроскоп соединяется с незаряженным сначаа металлическим проводником, а затем стеклянным или эбонитовым стержнем, в первом случае заряд переходит, а во втором не переходит на незаряженный электроскоп. | Слушают учителя, работают с учебником (п. 27 - стр 63), знакомятся с проводниками и диэлектриками электричества, днлают выводы из опыта (выявление второго уровня усвоения знаний) | |
Все тела, которые притягиваются к заряженным телам - электризуются, а значит на них действуют силы взаимодействия, эти силы назвали электрическими (силы с которыми эл. Поле действует на внесенный в него эл. Заряд. Всякое заряженное тело окружено электрическим полем (особый вид материи отличающийся от вещества). Поле одного заряда действует на поле другого. | Слушают учителя, записывают в тетради, в ходе беседы отвечают на вопросы. | |
Повторение и систематизация знаний | Беседа по вопросам к п.27, 28: | Отвечают на вопросы (выявление третьего уровня усвоения знаний) решают качественные задачи, применяя знания в новой ситуации. |
Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело? | ||
Опишите устройство школьного электроскопа. | ||
Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? | ||
Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства , окружающего ненаэлектризованное тело? | ||
Решение качественных задач (применение знаний в новой ситуации). | ||
Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? | ||
Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами? | ||
В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? | ||
А действует ли поле пылинки на шар? | ||
Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять? | ||
Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)? | ||
Организация домашнего задания. | Читать и отвечать на вопросы п. 27-28. Предлагает учащимся сделать самодельный электроскоп. | Записывают в дневниках домашнее задание. |
Рефлексивный | Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: какой вопрос был самым интересным, самым простым, самым трудным. | Отвечают на вопросы. |