Электроскоп. Электрическое поле

Разделы: Физика


Цели:

  • образовательная - продолжить формирование знаний учащихся об электризации тел, сформировать представление учащихся об электрическом поле и его свойствах, познакомить с устройством электроскопа (электрометра).
  • развивающая - продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы и обобщения из наблюдений.
  • воспитательная - содействовать формированию мировоззренческой идеи, познаваемость явлений и свойств окружающего мира, повышение познавательного интереса учащихся с использованием ИКТ.

После урока ученик знает:

  • Строение и назначение электроскопа (электрометра).
  • Понятия электрического поля, электрических сил.
  • Проводники и диэлектрики.

Умеет:

  • Выделять и систематизировать имеющиеся у них знания об электризации тел.
  • Объяснить действия электрического поля на внесенный в него электрический заряд.
  • Углубляет знания об электризации тел.
  • Развивает интеллектуальные умения.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Повторение с целью актуализации прежних знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Закрепление, включая применение новых знаний в измененной ситуации.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

К уроку:

  1. Электроскоп (1 экземпляр).
  2. Электрометр (2 экземпляра), металлический проводник, шар.
  3. Электрофорная машина.
  4. "Султаны".
  5. Стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк).
  6. Презентация.
Структурные элементы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Обеспечивает общую готовность учащихся к работе. Слушают учителя.
Мотивационно - ориентировочный С целью повторения материала, изученного на предыдущем уроке, провести краткий фронтальный опрос:

1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?

Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?
Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.

Правильно ли выражение: "При трении создаются заряды"? Почему?

2. Предлагает письменно выполнить тестовое задание.

1. Отвечают на вопросы.

2. Самостоятельно работают с тестом.

Формирование новых знаний Электризация тел может осуществляться не только при трении, но и при соприкосновении. Демонстрация опыта (для иллюстрации теоретических выводов):

а) поднесем наэл. Эбонитовую палочку к гильзе.

б) гильза притягивается, а потом отталкивается, почему?

в) проверка наличия отрицательного заряда на гильзе (поднести положительно заряженную стеклянную палочку к гильзе) - она притягивается.

Слушают учителя, наблюдаютза ходом опыта, который служит исходным фактом для экспериментального обоснования электризации при соприкосновении, учавствуют в беседе. Делают записи в тетради.
На рассмотренном физическом явлении основано действие таких приборов как электроскоп и электрометр. Демонстрация приборов а) электроскоп прибор для обнаружения эл. Зарядов; Конструкция их проста: через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листика тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом. Демонстрируя устройство и принцип действия электроскопа, учитель задает учащимся вопросы:

Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?

Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

Для опытов с электричеством используют и другой, более совершенный прибор - электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него на тем больший угол, чем больше они заряжены.

Слушают учителя, наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы, находят сходства и отличия в устройстве и принципе работы приборов, делают выводы.
Различают вещества, которые являются проводниками и непроводниками электрического заряда. Демонстрация опыта: заряженный электроскоп соединяется с незаряженным сначаа металлическим проводником, а затем стеклянным или эбонитовым стержнем, в первом случае заряд переходит, а во втором не переходит на незаряженный электроскоп. Слушают учителя, работают с учебником (п. 27 - стр 63), знакомятся с проводниками и диэлектриками электричества, днлают выводы из опыта (выявление второго уровня усвоения знаний)
Все тела, которые притягиваются к заряженным телам - электризуются, а значит на них действуют силы взаимодействия, эти силы назвали электрическими (силы с которыми эл. Поле действует на внесенный в него эл. Заряд. Всякое заряженное тело окружено электрическим полем (особый вид материи отличающийся от вещества). Поле одного заряда действует на поле другого. Слушают учителя, записывают в тетради, в ходе беседы отвечают на вопросы.
Повторение и систематизация знаний Беседа по вопросам к п.27, 28: Отвечают на вопросы (выявление третьего уровня усвоения знаний) решают качественные задачи, применяя знания в новой ситуации.
Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?
Опишите устройство школьного электроскопа.
Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?
Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства , окружающего ненаэлектризованное тело?
Решение качественных задач (применение знаний в новой ситуации).
Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим?
Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами?
В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля?
А действует ли поле пылинки на шар?
Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять?
Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)?
Организация домашнего задания. Читать и отвечать на вопросы п. 27-28. Предлагает учащимся сделать самодельный электроскоп. Записывают в дневниках домашнее задание.
Рефлексивный Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: какой вопрос был самым интересным, самым простым, самым трудным. Отвечают на вопросы.

Приложение 1.