Цели:
- Содействовать углублению знаний об орфограммах в корне слова;
- Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
- Овладение умениями поиска необходимой информации в словарях и других источниках.
- Развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас, способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование:
- схемы-опоры,
- таблицы,
- этимологический словарь,
- магнитофон,
- компьютер,
- мультимедийные средства.
План урока
1. Организационный момент.
Создание психологического комфорта.
Сейчас у нас урок русского языка, но в необычной школе, а в школе "Грамотеев". Кто ответит на самое большее количество вопросов и будет самым активным (а это прослеживается набором баллов за урок), то вправе называться "Грамотеем" этого урока.
Вы готовы?!
2. Самоопределение к деятельности.
На доске строчка чистописания.
Учитель: | Ученик: |
На какие группы можно разделить? | Буквы обозначающие гласные и согласные звуки. |
С какими орфограммами ассоциируется запись этих букв? | Проверяемые парные согласные и
безударные гласные; Непроверяемые согласные и безударные гласные; Правописание приставок и предлогов и т.д. |
Какую закономерность вы заметили и где она нарушена? | Запись гласных обозначающих сначала
твёрдость затем мягкость; В записи согласных: сначала звонкие затем глухие, а в последнем наоборот. |
В это время включаю слайды "Словарной разминки". | Запись строчки чистописания. |
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: | Ученик: |
Проверяемые или непроверяемые орфограммы в словах? | Непроверяемые. Эти слова надо запомнить. |
Запишем?! | Запись с проверкой по слайдам. |
Ур.жай, г.рлянда, в.лосипед, л.пата, к.локол, к.рова, .г.род, п.лотенце, г.род, к.нфетти, с.рпантин, г.зета, .гурец, б..седа, б.гаж. | |
Есть ли слова "непроверяемые" гласные, в которых можно как - то проверить? |
|
А как проверить безударную гласную? | Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением. |
Какие слова могут быть проверочными? | Однокоренные, старославянские, форма слова. |
Задание № 2 на стр. 125. | |
Какая проблема возникла перед вами? | Как быть если в слове две безударные
гласные? Подобрать проверочные слова к каждой безударной гласной. |
Выполним выборочно, по схемам.
|
Комментированное письмо. |
На доске, по схеме сущ. + сущ. | |
При проверке каких слов можно использовать приём нахождения старославянской пары с неполногласными? (вопрос интеллектуального марафона) |
|
4. Физминутка. (под музыку) Три девочки ведущие.
5. Обобщение.
Учитель: | Ученик: |
Для восстановления дыхания мы с вами выполним работу в парах. Задание № 3 стр. 125. | |
Какую задачу вам придётся решать? | Распределить слова в два столбика: - с проверяемым согласн. с непроверяемым согл. |
Надо ли все слова перечислять? | |
Какие слова будут достоверными для проверки? | Слова с проверяемыми согласными и к ним проверочные. |
Как проверить? | Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук. |
О каких орфограммах мы говорили на уроке? | Перечисляют: |
В какой части слова встречаются орфограммы? | В корне слова. |
Что такое корень? | Корень - это главная значимая часть слова. |
Какая главная часть в словосочетании? | Главное слово. |
Чем отличается слово от словосочетания? | Слово называет предмет, признак, действие, а словосочетатание уточняет. |
Какие средства языка мы ещё с вами не называли? | Предложение. |
Что такое предложение? | Неск.слов, связанных по смыслу грамматически |
Что изучает грамматика? | Морфологию, синтаксис. Выражает мысли и
чувства и отличается законченностью. На письме: большая буква первого слова, точка - в конце. |
Можем ли мы сказать, что это предложение? | Нет, т.к. в нём слова не связаны по смыслу. |
Составьте предложение: Пушистый, ночью, снег, выпал, |
Ночью выпал пушистый снег. |
Охарактеризуйте предложение. | Повеств., невоскл., простое, распростр. |
Если продолжим тему, что получится? | Текст. |
Что такое текст? | Предложения, связанные по смыслу между собой. |
Какие типы текстов знаете? | Повествование, описание, рассуждение. |
Сейчас вы составите текст, определите тему и определите тип текста. | |
Но прежде рассмотрим картину "Зима". 1) Что изображено на картине? 2) Что видите в центре картины? 3) Что видите на переднем плане? 4) Что видите на заднем плане? 5) Что хотел передать художник? 6) Какое у них настроение. |
|
Дети, по желанию зачитывают свои работы. | Зачитывают 2 ученика, по желанию. |
Весело детям, радостно родителям за детей, а радостно ли птицам? | Дети зачитывают призывы к плакату. Читают отрывки из стихотворений про птиц. |
На этой лирической ноте заканчиваем обобщающий урок, тема которого: | "Орфограммы в корне слова". |
Какие слова могут быть проверочными? | Форма одного слова, однокоренные слова, исторические корни. |
В русском языке очень много орфограмм, как сказал В.Г.Белинский: "Русский язык один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения". |
7. Оценивание. Подсчитывают баллы и оценивают себя сами.
- И кто набрал большее количество баллов, награждается медалью "Грамотея".
8. Задание на дом: дописать сочинение, повторить правила.