Цели:
- Содействовать углублению знаний об орфограммах в корне слова;
- Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
- Овладение умениями поиска необходимой информации в словарях и других источниках.
- Развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас, способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование:
- схемы-опоры,
- таблицы,
- этимологический словарь,
- магнитофон,
- компьютер,
- мультимедийные средства.
План урока
1. Организационный момент.
Создание психологического комфорта.
Сейчас у нас урок русского языка, но в необычной школе, а в школе "Грамотеев". Кто ответит на самое большее количество вопросов и будет самым активным (а это прослеживается набором баллов за урок), то вправе называться "Грамотеем" этого урока.
Вы готовы?!
2. Самоопределение к деятельности.
На доске строчка чистописания.
| Учитель: | Ученик: |
| На какие группы можно разделить? | Буквы обозначающие гласные и согласные звуки. |
| С какими орфограммами ассоциируется запись этих букв? | Проверяемые парные согласные и
безударные гласные; Непроверяемые согласные и безударные гласные; Правописание приставок и предлогов и т.д. |
| Какую закономерность вы заметили и где она нарушена? | Запись гласных обозначающих сначала
твёрдость затем мягкость; В записи согласных: сначала звонкие затем глухие, а в последнем наоборот. |
| В это время включаю слайды "Словарной разминки". | Запись строчки чистописания. |
3. Постановка учебной задачи.
| Учитель: | Ученик: |
| Проверяемые или непроверяемые орфограммы в словах? | Непроверяемые. Эти слова надо запомнить. |
| Запишем?! | Запись с проверкой по слайдам. |
| Ур.жай, г.рлянда, в.лосипед, л.пата, к.локол, к.рова, .г.род, п.лотенце, г.род, к.нфетти, с.рпантин, г.зета, .гурец, б..седа, б.гаж. | |
| Есть ли слова "непроверяемые" гласные, в которых можно как - то проверить? |
|
| А как проверить безударную гласную? | Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением. |
| Какие слова могут быть проверочными? | Однокоренные, старославянские, форма слова. |
| Задание № 2 на стр. 125. | |
| Какая проблема возникла перед вами? | Как быть если в слове две безударные
гласные? Подобрать проверочные слова к каждой безударной гласной. |
Выполним выборочно, по схемам.
|
Комментированное письмо. |
| На доске, по схеме сущ. + сущ. | |
| При проверке каких слов можно использовать приём нахождения старославянской пары с неполногласными? (вопрос интеллектуального марафона) |
|
4. Физминутка. (под музыку) Три девочки ведущие.
5. Обобщение.
| Учитель: | Ученик: |
| Для восстановления дыхания мы с вами выполним работу в парах. Задание № 3 стр. 125. | |
| Какую задачу вам придётся решать? | Распределить слова в два столбика: - с проверяемым согласн. с непроверяемым согл. |
| Надо ли все слова перечислять? | |
| Какие слова будут достоверными для проверки? | Слова с проверяемыми согласными и к ним проверочные. |
| Как проверить? | Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук. |
| О каких орфограммах мы говорили на уроке? | Перечисляют: |
| В какой части слова встречаются орфограммы? | В корне слова. |
| Что такое корень? | Корень - это главная значимая часть слова. |
| Какая главная часть в словосочетании? | Главное слово. |
| Чем отличается слово от словосочетания? | Слово называет предмет, признак, действие, а словосочетатание уточняет. |
| Какие средства языка мы ещё с вами не называли? | Предложение. |
| Что такое предложение? | Неск.слов, связанных по смыслу грамматически |
| Что изучает грамматика? | Морфологию, синтаксис. Выражает мысли и
чувства и отличается законченностью. На письме: большая буква первого слова, точка - в конце. |
| Можем ли мы сказать, что это предложение? | Нет, т.к. в нём слова не связаны по смыслу. |
| Составьте предложение: Пушистый, ночью, снег, выпал, |
Ночью выпал пушистый снег. |
| Охарактеризуйте предложение. | Повеств., невоскл., простое, распростр. |
| Если продолжим тему, что получится? | Текст. |
| Что такое текст? | Предложения, связанные по смыслу между собой. |
| Какие типы текстов знаете? | Повествование, описание, рассуждение. |
| Сейчас вы составите текст, определите тему и определите тип текста. | |
| Но прежде рассмотрим картину "Зима". 1) Что изображено на картине? 2) Что видите в центре картины? 3) Что видите на переднем плане? 4) Что видите на заднем плане? 5) Что хотел передать художник? 6) Какое у них настроение. |
|
| Дети, по желанию зачитывают свои работы. | Зачитывают 2 ученика, по желанию. |
| Весело детям, радостно родителям за детей, а радостно ли птицам? | Дети зачитывают призывы к плакату. Читают отрывки из стихотворений про птиц. |
| На этой лирической ноте заканчиваем обобщающий урок, тема которого: | "Орфограммы в корне слова". |
| Какие слова могут быть проверочными? | Форма одного слова, однокоренные слова, исторические корни. |
| В русском языке очень много орфограмм, как сказал В.Г.Белинский: "Русский язык один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения". |
7. Оценивание. Подсчитывают баллы и оценивают себя сами.
- И кто набрал большее количество баллов, награждается медалью "Грамотея".
8. Задание на дом: дописать сочинение, повторить правила.