Уважаемые коллеги, согласитесь, что в наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе.
Да, большую роль в развитии ученика играет школа. Способствует этому учебно-воспитательный процесс, в основе которого - базисный учебный план, включающий ряд необходимых изучаемых предметов с отведенными для их изучения часами.
С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. К 11 классу их уже 17. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика или СОЗ, ИЗО или физика: Но, оказывается, совсем по-другому думают наши ученики.
Цель нашего педагогического совета - выработать единые представления о генеральных целях предметного обучения в школе, работающей в режиме формирования модели центра непрерывного образования.
Задачи педагогического совета:
- Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях.
- Определение уровня осознания педагогами целей и задач предметного обучения.
- Выявление первоочередных задач предметного обучения в школе.
- Включение в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.
Эпиграфом нашего педсовета являются слова А. П. Чехова: " Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии:нельзя делать их игрушкой своего настроения: то лобызать, то бешено топтать их ногами:"
В этих словах, к сожалению, вся школьная жизнь: есть место тому, что в присутствии детей мы можем оскорбить друг друга. В присутствии детей унизить ребенка; можем сорвать злость на детях, потому что у нас в данный момент плохое настроение; а можем их лелеять, потому что в данный момент позволяет сделать это хорошее настроение. Как говориться, из одной крайности в другую. Но, согласитесь, таким образом мы не добьемся положительного отношения своего ученика к нашему предмету, каким бы важным мы его не считали в ряде всех остальных немаловажных предметов.
Да, для нас многих существует только свой предмет. А как же считают наши дети? В связи с этим среди учащихся 9-11 классов было проведено анкетирование " Зачем мне надо изучать:и рейтинговая значимость предметов:" В данную анкету каждый ребенок мог вписать свою точку зрения по вопросу необходимости изучения того или иного предмета.
(Знакомство с результатами анкетирования )
В процессе анализа ответов на вопросы был сделан вывод, что развитие деятельности педагогического коллектива должно идти в нескольких направлениях:
- Осознание педагогами основных задач предметного обучения;
- Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности в современных условиях
- Педагогическое взаимообучение по созданию условий для реализации задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.
Так кто он - современный ученик?
Кто он - современный учитель?
Стремительный бег времени не дает возможности остановиться и задуматься о самом себе. В историческом прошлом уважающий себя мыслитель вел переписку с другом или дневниковые записи, где мог рассуждать на темы о себе, судьбе: Сегодняшняя жизнь не дает такой возможности, а значит, не дает возможности побеседовать с самим собой.
Такую возможность мы дали некоторым нашим коллегам. Предложили им ответить на вопрос: " Почему я в профессии?" И вот какие ответы мы получили:
- О том, что я буду учителем, знала уже в 3 классе. Как учитель я прошла все этапы роста. Нравится ли мне работать с детьми? Да. Особенно с умными, развитыми, желающими больше знать. Почему я учитель? Может быть и потому, что ни на что другое я просто не способна.
- Или: были в моей жизни учителя, на которых хотелось бы быть похожей, научиться также, как и они воздействовать на своих слушателей.
- Или: мне интересно работать с детьми, видеть, как они развиваются, растут, набираются ума-разума, мне нравиться участвовать в этом процессе. Быть педагогом для меня_ заполнять чистый лист бумаги, лепить человека, пытаясь привить ему добрые качества.
- Или: всегда есть возможность видеть результаты своего труда, которые радуют или, к сожалению, огорчают.
- Или: мне доставляет удовольствие видеть каждый день веселые и внимательные, озорные и серьезные глаза детей, давать им знания по самому лучшему предмету и видеть в их глазах понимание, отклик, радость от того, что тема понята, что еще одна крепость взята.
- В качестве педагога я чувствую себя человеком нужным, т. к. мой труд- в работе врача, инженера, юриста, каменщика, швеи, что ростом и успехами все обязаны прежде всего учителю.
Это выдержки из высказываний опытных учителей школы, учителей по призванию. Этим они живут, это их отношение к своей профессии и ученикам. И надо сказать, что во время анкетирования дети этих учителей, их предметы считают важными, считают, что их необходимо изучать.
Но в школе изучается много предметов. И сегодня хочется услышать мнения других учителей-предметников. Для этого были сформированы рабочие группы:
- Русский язык и литература
- Математика.Физика.
- Татарский язык и литература
- Естествознание
- Искусство
- Физическая культура. ОБЖ
- Английский язык
- Обществознание
Для подготовки предметным группам были предложены следующие вопросы:
- Кто такой мой ученик?
- Чему учит мой предмет?
- Чему я хочу научить своих детей?
- Почему жизненно необходимо изучать мой предмет.
- Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? умения? навыки?
- Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
- Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
А сейчас слово предоставляется группам. ( по очереди выступают группы - само презентация педагогов).
Думаю, что данная работа заставила вас всех сконцентрироваться на поиске наиболее убедительных аргументов в ответах на вопросы предметного преподавания. Мы с вами взглянули на детей как на партнеров, которые не желают верить нам ( учителям) только как обладающим властью у доски, а желают быть обращенными d веру тех, кто стоит у доски.
Да, говоря об образовании, мы с вами неизбежно приходим к трем вопросам:
1.Личность воспитанника.
Один из базовых процессов - это внушение личности значимых для нее культурных образцов. Овладение операциями с предметами, навыками и умениями. Выполнение закрепленных обычаем форм поведения в типичных ситуациях. Усвоение нормативных текстов, представляющих собой " здравый смысл" и минимум необходимых для определенной эпохи знаний, убеждений, этических принципов, ценностей и верований. Необходимо воспитывать в личности волю к самостоятельности, желание отличаться от других, поиска своего пути в жизни. Это же требует умения и склонности " к спрашиванию", " сомнению", " критике типичных образцов", видению альтернатив в принятии решений, рациональному и интуитивному выбору.
2. Содержание образования
Сегодня мы должны отказаться от обезличенности традиционных ЗУНов и формировать субъектную позицию школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции "соавторства" "соучастника", что придает значительный импульс учебной мотивации и в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения простого программного материала за счет стимулирования произвольного внимания, автоматического запоминания деятельностного освоения знаний. Самостоятельное построение своего жизненного проекта в контексте социального служения и персональной ответственности одно только предоставляет возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть нравственным и разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства и поэтому есть самый важный признак свободного человека.
3. Педагогика школы, профессиограмма учителя.
Задачи школы состоят в том, чтобы сформировать у своих учеников качества, традиционно присущие интеллигентам: порядочность, и ответственность, великодушие, потребность в творчестве, стремление к свободе, умение понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье.
Поэтому на уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других.
Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.
Ученик " образовывается" в школе под непосредственным четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких любимых учителей, команды учителей, работающих в данном классе, психолого-педагогической среды в целом и уклада школьной жизни. Индивидуально-личностное педагогическое общение дает ученику опыт диалога, уважения и статусного общения. Командное педагогическое общение дает ученику опыт кооперации, ответственного выбора, субординации и распределения трудозатрат. Благоприятный психолого-педагогический климат дает ученику положительный опыт взаимодействия в разновозрастном и разнонаправленном по интересам коллективе. Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции школы, дает ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.
Решение педсовета: коллектив выносит решение педагогического совета.
И в завершении хочется вам напомнить, что
Педагогический совет - бытие, в котором существует школа, формируется ее парадигма, складывается коллектив, пишется педагогическая поэма, вырастают крылья, реализовываются здоровые педагогические амбиции, где совершается таинство решения неразрешимых проблем. Но при одном условии: каждый приходящий на СОВЕТ, знает, зачем он там, и готов экспромтом или запрограммировано презентовать свою точку зрения, принимать решения и брать на себя ответственность.