"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".
А С Макаренко
Цель:
- сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству;
- помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
Задачи:
- изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
- развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;
- побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Форма проведения: поисково-апробационная игра
Подготовка: среди учащихся класса проводится анкетирование, графический тест "Рисунок семьи", тест-сочинение "Я и моя семья". Анкеты и тесты обрабатываются и выявляются проблемные вопросы по теме семинара.
План собрания:
- Вступительное слово классного руководителя.
- Проблемные задачи
- Выступление школьного психолога. Анализ анкетирования учащихся.
- Правила родительской гармонии.
- Анкетирование родителей.
- "Театр жизни" - обсуждение ситуаций.
- Итог собрания.
Ход собрания
I. Уважаемые родители!
Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского собрания, и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить правильное воспитание ребёнка в семье.
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети - честь отца и матери, плохие дети - горе, несчастье, страдания.
В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить нравственные ценности, обретённые и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.
Сказанное ниже не легенда, а быль, истинное событие, которое произошло в старинном селе на берегу Днепра.
Жила в этом селе старая-престарая женщина. Вырастила она пять сыновей и семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по нескольку внуков. У каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры, вышедшей замуж несколько лет назад , не было детей.
В тёплый весенний день исполнилось Праматери - так называл весь ёе род - 107 лет. Пришли поздравить её с днём рожденья дети, внуки, правнуки. Стали вокруг неё в яблоневом саду, поклонились, пожелали доброго здоровья, сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда и справедливого слова. Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет. Заболело старое сердце. Только хотела спросить: "А Веры почему нет?" - как вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: "У Веры родился сын!"
Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на её лице. Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: "Я умираю".
И умерла самым счастливым человеком на земле.
II.
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.
А для чего рождается человек? С какими из суждений о смысле жизни вы согласились бы?
1) Человек живёт, чтобы вырастить детей и подлить свой род.
2) Человек живёт, потому что родился, другого смысла нет.
3) Смысл жизни в служении людям и отечеству.
4) Человек живёт только для своего удовольствия.
5)Смысл жизни в самореализации, раскрытии своих способностей, талантов.
6) Есть какой-то высший, но недоступный человеку, смысл жизни.
7) Смысл жизни в познании самого себя и осознании окружающего мира.
8) Ваш вариант ответа.
Одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать человеком, и какую роль в это играет семья.
III. Анализ данных анкетирования.
Классный руководитель предоставляет слово школьному психологу для анализа анкет детей, детских рисунков "Моя семья", а также данных других психологических исследований.
Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. Анализ данных социологического опроса показал, что, с точки зрения детей, семья - это, прежде всего, любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.
На вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на ту, в которой вы растёте" 86% учащихся ответили утвердительно. 40% школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего волнуют. 63% считают, что они в семье "на втором месте". И это при том, что абсолютно для всех семья имеет самое главное значение в их жизни.
IV. Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжёлые впечатления тоже остаются в сознании. Всё это надо учитывать в воспитании.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимизма идеала, нормы. Конечно, в воспитательной деятельности такой нормы не существует, но мы сегодня попытаемся найти правильные требования, которые бы одновременно подходили абсолютно всем.
"Правила родительской гармонии":
- В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
- Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
- На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
- Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
- Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?
(Групповая работа, изложение своих доводов, обсуждение, можно задавать вопросы. Записываются предложенные выводы.)
"Формула родительской любви":
- Любовь, сознание уверенности в том, что ребёнка любят;
- Искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка;
- Эмоциональный контакт, взаимодействие;
- Принятие и признание прав ребёнка на индивидуальность и непохожесть на других
Проверим, существует ли гармония отношений между вами и вашими детьми.
V. Анкета для родителей
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
- Проверяете ли вы, как они учат уроки?
- Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
- А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
- А телевизионные передачи и фильмы?
- Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
- Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
- Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
За каждое "да" - 2 балла, за каждое "иногда" - 1 балл, за "нет" - 0 баллов. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
- Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
- От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
- Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
VI. А теперь у нас театр жизни. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Ситуация №1
Реже мы советчики, чаще суровые судьи.
Я Корчак
На семейном совете за чашечкой вечернего чая было решено, что Ирочка, баловень семьи, эмоциональная и очень восторженная девочка, должна обязательно ходить в музыкальную школу, как когда-то в детстве хотела её мама. Но лицо девочки от принятия такого решения не осветилось радостью, а выразило огорчение. Недоумевая, мама решительно отвергла все появившиеся сомнения и твёрдым голосом объявила, что дети всех подруг занимаются дополнительным образованием, и она хотела бы, чтобы её дочка нашла возможность реализовать свои природные способности.
Как же нужно было поступить?
Ситуация №2
Душа ребёнка равно сложна, как и наша собственная, полна противоречий, в тех же трагических бореньях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
Я.Корчак
В семье сложились натянутые отношения только из-за того, что старший сын очень часто не выполнял порученных ему домашних дел: пропылесосить квартиру, сходить на почту, купить хлеб к ужину, отвезти овощи бабушке. Каждый раз находятся достаточно убедительные доводы при объяснении причины невыполнения, хотя родители чувствуют за этим другие мотивы.
- Как правильно поступить?
- Какие формы наказания существуют
- Можно ли лишать части родительской любви?
Ситуация №3
Упрямство не что иное, как искажённое стремление к свободе.
Н.Ушинский
Димка часто злится на своих родителей из-за того, что они его много воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, надо чаще мыть руки, не читать лёжа, не сидеть подолгу у компьютера, почему не учишь уроки, не дружи с Серёжкой с соседней улицы - он до добра не доведёт: И так бесконечно: Он грубит родителям и демонстрирует неподчинение.
- Как быть родителям?
- Как найти выход из клубка противоречивых отношений?
(после обсуждения ситуаций экспертная группа подводит итоги и вручает активным участникам семинара знаки отличия)
VII. В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребёнком. Наши дети взрослеют, и больше труда мы должны вложить в создание и упрочение гармонии отношений в семье. Но для этого мало только хотеть любить, необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям социального прогресса. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребёнка к различным формам проявления любви. Давайте будем помнить, что уметь любить ребёнка - значит много думать, много размышлять, отказываться от шаблонов, уметь уважать!
Быть родителем - значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины.
Памятка для родителей.
- Помните, что ваша семья и ваш ребёнок? Это самая большая ценность в вашей жизни!
- Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих "больших и важных" дел на "потом".
- Внятно и доступно объясните своему ребёнку, почему вы вынуждены работать с утра до вечера.
- Сделайте так, чтобы ваше общение с ребёнком после возвращения с работы было максимально интенсивным.
- Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребёнком.
- Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
- Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребёнка и пошепчитесь с ним о самом сокровенном, важном и дорогом и для него, и для вас.
- Не покупайте своего ребёнка подарками за позднее возвращение домой, за занятость; пройдёт немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.
- Не обрывайте своего ребёнка на полуслове, не спешите не выслушать его.
- Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это даёт ему эмоциональный заряд на новый день, даёт ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте своего ребёнка этого ощущения!
- Помните! Лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!
Помните - бумерангу свойственно возвращаться!
Удачи вам, дорогие родители!