Родительское собрание "Воспитанием дитя занимайтесь не шутя"

Разделы: Работа с родителями


"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".
А С Макаренко

Цель:

  • сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству;
  • помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;
  • способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.

Задачи:

  • изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
  • развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Форма проведения: поисково-апробационная игра

Подготовка: среди учащихся класса проводится анкетирование, графический тест "Рисунок семьи", тест-сочинение "Я и моя семья". Анкеты и тесты обрабатываются и выявляются проблемные вопросы по теме семинара.

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Проблемные задачи
  3. Выступление школьного психолога. Анализ анкетирования учащихся.
  4. Правила родительской гармонии.
  5. Анкетирование родителей.
  6. "Театр жизни" - обсуждение ситуаций.
  7. Итог собрания.

Ход собрания

Презентация.

Приложение 1.

I. Уважаемые родители!

Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского собрания, и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить правильное воспитание ребёнка в семье.

Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети - честь отца и матери, плохие дети - горе, несчастье, страдания.

В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить нравственные ценности, обретённые и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.

Сказанное ниже не легенда, а быль, истинное событие, которое произошло в старинном селе на берегу Днепра.

Жила в этом селе старая-престарая женщина. Вырастила она пять сыновей и семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по нескольку внуков. У каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры, вышедшей замуж несколько лет назад , не было детей.

В тёплый весенний день исполнилось Праматери - так называл весь ёе род - 107 лет. Пришли поздравить её с днём рожденья дети, внуки, правнуки. Стали вокруг неё в яблоневом саду, поклонились, пожелали доброго здоровья, сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда и справедливого слова. Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет. Заболело старое сердце. Только хотела спросить: "А Веры почему нет?" - как вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: "У Веры родился сын!"

Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на её лице. Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: "Я умираю".

И умерла самым счастливым человеком на земле.

II.

Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.

А для чего рождается человек? С какими из суждений о смысле жизни вы согласились бы?

1) Человек живёт, чтобы вырастить детей и подлить свой род.

2) Человек живёт, потому что родился, другого смысла нет.

3) Смысл жизни в служении людям и отечеству.

4) Человек живёт только для своего удовольствия.

5)Смысл жизни в самореализации, раскрытии своих способностей, талантов.

6) Есть какой-то высший, но недоступный человеку, смысл жизни.

7) Смысл жизни в познании самого себя и осознании окружающего мира.

8) Ваш вариант ответа.

Одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать человеком, и какую роль в это играет семья.

III. Анализ данных анкетирования.

Классный руководитель предоставляет слово школьному психологу для анализа анкет детей, детских рисунков "Моя семья", а также данных других психологических исследований.

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. Анализ данных социологического опроса показал, что, с точки зрения детей, семья - это, прежде всего, любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.

На вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на ту, в которой вы растёте" 86% учащихся ответили утвердительно. 40% школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего волнуют. 63% считают, что они в семье "на втором месте". И это при том, что абсолютно для всех семья имеет самое главное значение в их жизни.

IV. Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжёлые впечатления тоже остаются в сознании. Всё это надо учитывать в воспитании.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимизма идеала, нормы. Конечно, в воспитательной деятельности такой нормы не существует, но мы сегодня попытаемся найти правильные требования, которые бы одновременно подходили абсолютно всем.

"Правила родительской гармонии":

  • В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
  • Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
  • На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
  • Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
  • Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

(Групповая работа, изложение своих доводов, обсуждение, можно задавать вопросы. Записываются предложенные выводы.)

"Формула родительской любви":

  • Любовь, сознание уверенности в том, что ребёнка любят;
  • Искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка;
  • Эмоциональный контакт, взаимодействие;
  • Принятие и признание прав ребёнка на индивидуальность и непохожесть на других

Проверим, существует ли гармония отношений между вами и вашими детьми.

V. Анкета для родителей

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  1. Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
  2. Интересуются ли они вашей работой?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  5. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  6. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
  7. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  8. А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
  9. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  10. А телевизионные передачи и фильмы?
  11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
  12. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
  13. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое "да" - 2 балла, за каждое "иногда" - 1 балл, за "нет" - 0 баллов. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

  • Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
  • От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
  • Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

VI. А теперь у нас театр жизни. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Ситуация №1

Реже мы советчики, чаще суровые судьи.
Я Корчак

На семейном совете за чашечкой вечернего чая было решено, что Ирочка, баловень семьи, эмоциональная и очень восторженная девочка, должна обязательно ходить в музыкальную школу, как когда-то в детстве хотела её мама. Но лицо девочки от принятия такого решения не осветилось радостью, а выразило огорчение. Недоумевая, мама решительно отвергла все появившиеся сомнения и твёрдым голосом объявила, что дети всех подруг занимаются дополнительным образованием, и она хотела бы, чтобы её дочка нашла возможность реализовать свои природные способности.

Как же нужно было поступить?

Ситуация №2

Душа ребёнка равно сложна, как и наша собственная, полна противоречий, в тех же трагических бореньях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
Я.Корчак

В семье сложились натянутые отношения только из-за того, что старший сын очень часто не выполнял порученных ему домашних дел: пропылесосить квартиру, сходить на почту, купить хлеб к ужину, отвезти овощи бабушке. Каждый раз находятся достаточно убедительные доводы при объяснении причины невыполнения, хотя родители чувствуют за этим другие мотивы.

  • Как правильно поступить?
  • Какие формы наказания существуют
  • Можно ли лишать части родительской любви?

Ситуация №3

Упрямство не что иное, как искажённое стремление к свободе.
Н.Ушинский

Димка часто злится на своих родителей из-за того, что они его много воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, надо чаще мыть руки, не читать лёжа, не сидеть подолгу у компьютера, почему не учишь уроки, не дружи с Серёжкой с соседней улицы - он до добра не доведёт: И так бесконечно: Он грубит родителям и демонстрирует неподчинение.

  • Как быть родителям?
  • Как найти выход из клубка противоречивых отношений?

(после обсуждения ситуаций экспертная группа подводит итоги и вручает активным участникам семинара знаки отличия)

VII. В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребёнком. Наши дети взрослеют, и больше труда мы должны вложить в создание и упрочение гармонии отношений в семье. Но для этого мало только хотеть любить, необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям социального прогресса. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребёнка к различным формам проявления любви. Давайте будем помнить, что уметь любить ребёнка - значит много думать, много размышлять, отказываться от шаблонов, уметь уважать!

Быть родителем - значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины.

Памятка для родителей.

  • Помните, что ваша семья и ваш ребёнок? Это самая большая ценность в вашей жизни!
  • Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих "больших и важных" дел на "потом".
  • Внятно и доступно объясните своему ребёнку, почему вы вынуждены работать с утра до вечера.
  • Сделайте так, чтобы ваше общение с ребёнком после возвращения с работы было максимально интенсивным.
  • Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребёнком.
  • Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
  • Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребёнка и пошепчитесь с ним о самом сокровенном, важном и дорогом и для него, и для вас.
  • Не покупайте своего ребёнка подарками за позднее возвращение домой, за занятость; пройдёт немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.
  • Не обрывайте своего ребёнка на полуслове, не спешите не выслушать его.
  • Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это даёт ему эмоциональный заряд на новый день, даёт ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте своего ребёнка этого ощущения!
  • Помните! Лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните - бумерангу свойственно возвращаться!

Удачи вам, дорогие родители!