Разработка урока по теме: "Деление клетки. Мейоз"

Разделы: Биология


"Отчего же у меня
Есть черты от Па и Ма?
Кто же в этом виноват?
Хромосомный аппарат
Как же это происходит
В хромосомном хороводе?
Удвоение, сближение,
Перекрёст и расхождение.
А ответ на все вопросы
В двух делениях мейоза!"

Планируемый результат: Учащиеся узнают особенности мейоза, понимают его значение для образования половых клеток.

Личностная значимость изучаемого для учащегося: Теперь понятно, почему у детей признаки отца и матери.

План урока:

1) Проверка знаний об особенностях митоза;

2) Особенности I деления мейоза;

3) Особенности II деления мейоза, его результаты;

4) Биологическое значение мейоза;

5) Основные отличия мей- от мит-;

6) Закрепление изученного материала.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки; с его основными фазами и процессами;
  • Научить школьников правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и признаки различия между этими двумя типами деления клетки;
  • Продолжить формирование эмоционально-целостного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при её делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. По схеме на доске назовите слова:

А. _ _ н _ _ _ _ _ _ - часть клеточного центра;

(центриоль)

Б. _ _ _ е _ _ _ _ _ - промежуток между делениями;

(интерфаза)

В. _ _ в _ _ _ _ - там располагаются хромосомы в метафазе митоза;

(экватор)

Г. _ _ и _ _ _ _ _ _ _ и _ - процесс, происходящий с хромосомами в начале деления.

(спирализация)

2. 1) Какие изменения предшествуют делению?

2) В чём сущность митотического деления?

3) В чём заключается биологическое значение митоза?

2. По опорному конспекту раскрыть сущность митоза.

Пока идёт опрос, один из учащихся выполняет задание (на доске запись):

II. Изучение нового материала

1. Мейоз - способ деления половых клеток. Открыт в 1882 г. В. Флеммингом у животных, в 1888 г. Э. Страсбургером у растений. В результате деления мейоза диплоидный набор хромосом уменьшается вдвое и становится гаплоидным. Мейоз - редукционное деление. Фазы мейоза такие же, как и в митозе, только при мейозе происходит два последовательных деления следующих друг за другом. (Рассказ по таблице)

Значение мейоза:

а) Поддержание определённого и постоянного числа хромосом во всех поколениях каждого вида живых организмов;

б) Обеспечивает многообразие генетического состава гамет;

в) Появляется разнообразное и разнокачественное потомство - большое значение для эволюции.

III. Закрепление материала.

 

Опорный конспект ("Мейоз")

 

Д/з: Параграф 19 (вопросы в конце параграфа); новые термины: мейоз, кроссинговер, конъюгация, биваленты, гомологичные хромосомы.