Целеполагание для учащихся: проявление определенного уровня интереса к урокам русского языка, применение знаний на практике.
Целеполагание для учителя: разработка методического инструментария по теме “Знаки препинания в конце предложения”; формирование у учащихся знаний по теме.
Триединые дидактические цели урока:
Образовательные:
– развитие умения правильно оформлять
предложение в письменной речи;
– употреблять заглавную букву в начале
предложения, точку, вопросительный и
восклицательный знаки – в конце предложения.
Социализирующие (воспитательные):
– воспитывать аккуратность;
– воспитывать усидчивость.
Развивающие:
– развивать аналитико-синтетическое мышление;
– развитие целостного, предметного восприятия;
– развитие диалогической речи;
– развитие содержательности, понятности речи;
– развитие образной памяти, мышления.
Основные принципы организации образовательного процесса на уроке:
– наглядность;
– доступность;
– систематичность;
– систематизация знаний, умений и навыков.
Дидактическое обоснование урока.
Технология организации и проведения урока.
Алгоритм проведения урока.
- Организационный момент;
- Сообщение темы и цели урока;
- Проверка ДЗ;
- Чистописание;
- Работа на фразеологическим оборотом;
- Физминутка;
- Наблюдение над видами предложения по интонации;
- Работа с учебником;
- Словарно-орфографическая работа.
- Итог урока;
- Домашнее задание.
Обоснование методов и форм:
- Создание на уроке благоприятного, эмоционального настроя.
- Учёт возрастных особенностей учащихся.
- Выбор методов беседы, устного контроля работы учащихся.
- Сотрудничество между учителем и учащимися.
Дидактическое оснащение (методический инструментарий):
- Наглядные пособия: (иллюстрации с изображением животных).
- Графические наглядные пособия (словарные слова).
- ТСО не использовались.
Межпредметные связи:
С предметом Окружающий мир.
Опорные понятия:
- звук;
- буква;
- слог;
- слово;
- предложение;
- текст;
- словарные слова;
- поговорка;
- загадка.
Новые понятия, термины:
Знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Деятельность учащихся. Рефлексия:
Научились определять постановку знаков препинания в предложениях, самостоятельно использовать данные знания на практике.
Домашнее задание:
Упр. 126, выучить правило.
Ход урокаОрганизационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, послушайте стихотворение Г. Сапгира.
Рано-рано
Выпал снег.
Удивился человек:
– Это снег?
Не может быть!
На дворе?
Не может быть!
На траве?
Не может быть!
В октябре?
Не может быть!
Неужели это снег? –
Не поверил человек.
Скажите, все ли предложения по интонации произнесены одинаково? (Нет).
Следовательно, оформляются на письме они по-разному. Тема сегодняшнего урока “Знаки препинания в конце предложения”. На данном уроке мы научимся расставлять правильно знаки препинания в конце повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Проверка домашнего задания.
Вам дома нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения из упражнения 123.
Дети читают стихотворение.
СПЯЩИЙ КОТЁНОК.
– Если котёнок улёгся у лавки,
Мордочку спрятал и хвостик, и лапки,
Что из него получилось, дружок?
– Маленький, рыжий, пушистый клубок.
После прочтения стихотворения педагог задает детям вопросы:
– Сколько в этом тексте предложений? (Два предложения).
– О ком идет речь в этом предложении? (О котёнке).
– Почему из котёнка получился клубок?
– Какие знаки препинания стоят в конце каждого предложения? (В конце первого предложения стоит вопросительный знак, а в конце второго точка).
Как вы думаете, почему после первого предложения стоит вопросительный знак, а после второго точка? (В первом предложении содержится вопрос, а второе повествовательное).
Можно ли назвать эти два предложения текстом? (Да. Слова связаны по смыслу).
Молодцы.
Чистописание.
1. Отгадайте загадки:
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова).2. Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Кролик).3. В капусту он забрался
Осеннею порой:
Рогатый и лохматый
И с длинной бородой. (Козёл).4. По реке плывёт бревно –
Ох, и злющее оно! (Крокодил).5. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик).
6. Зелёные глаза –
Всем мышам гроза. (Кошка).
– Скажите, а как можно назвать все эти слова: корова, кролик, козёл, крокодил, кузнечик, кошка – одним словом. (Животные).
– С какого звука начинаются слова-отгадки? (Слова-отгадки начинаются с твердого звука [к]).
– Какой буквой обозначается этот звук на письме? (Буквой Ка).
– Молодцы!
– Сегодня на уроке мы будем работать над заглавной и строчной буквами К, к.
– Спишите с доски:
Кк
Ко Ки Ке Ку
Ко кр кн ок
Работа над фразеологическим оборотом.
– На доске записано предложение, прочитайте его:
Комар носа не подточит.
– Это русская народная поговорка.
– Скажите, когда так говорят в народе? (О чём-либо, сделанном с таким мастерством, что трудно найти какой-нибудь изъян, недоработку. Например, сшить платье так, что самая придирчивая модница останется довольной).
– Спишите это предложение к себе в тетрадь с новой строки. Пишите аккуратно и красиво. Старайтесь!
Физминутка.
Педагог проговаривает физминутку, дети эмитируют движения.
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскачу,
Не поеду – полечу!
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
Работа по теме урока.
1. Наблюдение над видами предложений по интонации.
На доске записан текст.
Хомяк – это радость и забота его надо кормить в клетке нужно чаще убирать он любит внимание а ещё он очень любит молоко.
– Разделите текст на предложения при помощи интонации. Как это сделать? (В начале предложения интонация повышается, в конце понижается)
– Все ли предложения одинаковы по интонации? (Да. Все предложения произносятся спокойно).
– Закончите этот текст вопросительным предложением? (У тебя есть хомяк? Ты любишь хомяков?).
-С какой интонацией были произнесены эти предложения? (С вопросительной).
Закончи этот текст предложением, в котором вы выразили бы свое сильное чувство к этим животным. (Как хорошо иметь хомяка! Я очень люблю хомяка!).
Предложения, которые мы с вами составили, отличаются по интонации от тех, которые мы прочитали? (Да).
Как же на письме показать, что предложения разные по интонации? (С помощью знаков: точки, вопросительного знака и восклицательного).
2. Работа с учебником.
– Откройте учебник на странице 69, прочитайте правило.
– Приведи пример повествовательного предложения?
– Приведите пример восклицательного предложения?
– Приведите пример вопросительного предложения?
– Молодцы!
– А теперь поработаем над упражнением 124.
– Вам необходимо ответить на вопросы, которые нам задаёт автор учебника, и он же даёт вам подсказку, начало предложения, вы должны будете его дописать.
– Чему вы учитесь в школе? (В школе мы учимся считать, писать и читать).
– Какой знак мы поставим в конце данного предложения? Почему? Объясните свой ответ! (Точку. Потому что предложение произносится спокойно).
– Какие уроки ты особенно любишь? (Я люблю уроки русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, математики, физической культуры).
– Какой знак мы поставим в конце данного предложения? Почему? Объясните свой ответ! (Точку. Потому что предложение произносится спокойно).
– Что еще вы хотели бы рассказать о школе и о своих друзьях? (Ответы детей).
– Молодцы! Давайте продолжим наш урок!
– Работаем над упражнением 125.
– Прочитайте это упражнение про себя.
– Скажите, можно ли назвать все эти предложения текстом? Почему? (Да, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу).
– Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом тексте? (Повествовательные, вопросительные и восклицательные).
– Скажите сколько предложений в этом тексте? (В этом тексте 7 предложений).
– Давайте прочитаем текст вслух. (Чтение текста).
– Подумайте, почему так сказала мама о сыне. (Ответы детей).
– А еще я хочу открыть вам небольшой секрет, в предложении есть смысловой центр, то есть наиболее важное в сообщении слово, на которое падает логическое ударение. Предложения с прямой речью можно прочитать по-разному.
– Прочитайте два последних предложения, сделав ударение на выделенные слова.
– Спишите первое и пятое предложение в тетрадь.
Словарно-орфографическая работа.
1. Работа над словарным словом.
– Запишите словарные слова, которые обозначают животных. (Лисица, воробей, сорока, петух).
– Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы должны будете отгадать еще одно животное. Готовы!
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака).
– Правильно, собака. (Выставляется карточка со словом).
– Собака – это домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке. Название своё она получила от древнего корня –соб-, родственного слову собственный – “существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину”.
– А какую ещё информацию о собаке вы знаете. (Ответы детей).
Люди вывели свыше трехсот пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка – волка.
Многие породы собак состоят на службе у человека: несут службу на границе, в уголовном розыске, охраняют стада, спасают утопающих, отыскивают людей под завалами после землетрясений. Перевозят людей и грузы на Крайнем Севере.
Многие породы собак сопровождают человека на охоте, охраняют его жилище.
Существует еще и комнатно-декоративные собаки. Они, и маленькие и красивые, тоже очень преданы человеку. Их можно научить танцевать и прыгать через обручи.
– Запишите слово собака, обозначьте ударную и безударную гласные.
– На какие две группы можно разделить всех этих животных? (Домашние и дикие).
– Какие из них будут относиться к домашним? (Петух, собака).
– А к диким? (Воробей, сорока, лисица).
– А можно домашних и диких животных, о которых сейчас шла речь разделить еще на две группы? (Да).
– На какие? (Птицы – петух, воробей, сорока; звери – собака, лисица).
Итог урока.
– Из чего состоят предложения? (Из слов).
– Что выражает предложение? (Мысль.)
– Как оформляется предложение в письменной речи? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки).
– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательными, побудительные, вопросительные).
Домашнее задание.
Сегодня на дом я вам задаю упражнение 126, выучить правило на с. 69.
Дома вы должны будете прочитать это упражнение. В нём два стихотворения. Одно из них на выбор вам нужно будет списать в тетрадь, после чего составить и написать три предложения на тему “Сегодняшний день”.
Запишите в дневники на среду (дата), на русский язык: упр. 126. Сокращайте правильно, пишите в дневнике аккуратно, старайтесь.
Спасибо за урок!
Урок окончен.
Подготовка к следующему уроку.