Проблема приобщения к учебно-исследовательской деятельности учащихся остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70 годов, эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.
Задачи исследовательской деятельности в школесостоят в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В настоящее время распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа искусственно остается в стороне от этой проблемы. Между тем дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В дошкольном возрасте он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. Шестилетний ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
При этом важно отметить, что большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Задача учителя - оправдать эти надежды, не угасить потребность в познании. К сожалению, далеко не все учителя справляются с решением этой задачи. Любознательность, брызжущая из первоклассников, у многих из них исчезает к третьему классу начальной школы.
Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства.
В исследованиях Л.В. Занкова подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова как нельзя лучше способствует организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Во-первых, такая работа способствует глубокому усвоению учебного материала. Во-вторых, дети обучаются навыкам поиска литературы, навыкам написания логически стройных работ, приобретают умения проводить опыты и наблюдения, делать обобщения, учатся защищать свои проекты.
Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно. Исследовательская работа предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Проблема включения младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В силу этого необходим активный поиск благоприятных условий организации учебной исследовательской деятельности школьников в системе начального образования.
Первое условие – это учет возрастных особенностей. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование на уроках и во внеурочной деятельности игровых моментов, ролевых игр, связи со сказочным материалом, занимательных задач. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, тема должна соответствовать возрастным особенностям детей. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе познавательный заряд, должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям детей. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребёнок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное «добровольно - обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показывают исследования, интересы детей становятся устойчивее. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы.
Второе условие – это учет индивидуальных особенностей. Необходимо исходить от интересов конкретного ребенка, учитывать индивидуальные различия и прирождённые задатки учащихся и создавать условия, направляющие их развитие. Проводится индивидуальная работа с каждым учащимся, собеседования с детьми и родителями. Далее составляется план работы над темой.
Третье условие – формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. В качестве творческих домашних заданий, заданий на лето ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, он не может охватывать только один предмет. Необходимы хотя бы минимальные знания в различных областях. Формированию такой базы у наших детей способствуют обязательные работы, заключающиеся в изучении специальной литературы по разным предметам. В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию. Кроме того, ведутся кружки, например, мы вели кружок по изучению истории совей семьи и кружок юных исследователей природы.
Четвертое условие – создание в классе и в школе исследовательской среды. Учитывая интересы детей, педагогу необходимо держаться ближе к той сфере, в которой он сам лучше всего разбирается, чувствует себя одарённым. Макаренко А.С. говорил: «Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам». Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Однако надо иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов. Источники сбора материала также во многом зависят от того, какая избрана тема. Но сама актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка к работе с самыми различными источниками и средствами. Чтобы сделать этот этап более продуктивным желательно создать такой информационный центр, в котором будет храниться всё, что может пригодиться для настоящих и будущих исследований. Это многочисленная справочная литература, издаваемая для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, приборы и др.
Пятое условие – взаимодействие с родителями. В организации исследовательской деятельности активное участие должны принимать родители. Дети, чувствуя поддержку родителей, раскрывают свои творческие способности. Привлечение родителей к работе необходимо. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение основной части работы, иначе губится сама идея исследовательской деятельности. А вот помощь советом, важной информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников. Так, одна из моих учениц выращивала подсолнух летом со своей бабушкой, а один из учеников вместе с папой, учителем биологии, исследовал озера улуса.
Наиболее интересным и перспективным представляется нам организация учебно-исследовательской деятельности по краеведению. Такая работа активизирует интерес к истории родного края; формирует бережное отношение к исторической памяти народа; воспитывает любовь к родному краю и его традициям. В целом, она направлена на воспитание патриотизма к своей «малой родине». Краеведческая работа хороша тем, что можно подобрать тему по интересам ребенка. Это могут быть работы по следующим направлениям:
- изучение своей родословной;
- изучение флоры и фауны родного края;
- изучение жизни выдающихся людей своего края;
- изучение истории родного края;
- изучение литературного и художественного наследия своих знаменитых земляков.
Самым сложным при организации такой работы является отсутствие литературы. Именно поэтому большое место занимают специфические методы, такие как изучение архивных документов, изучение материалов местной периодической печати разных лет, беседы со старожилами, с родственниками известных земляков.
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности по краеведению показал, что год из года растет число участников, дипломантов и лауреатов конференций, конкурсов. Учащиеся, имеющие навыки исследовательской деятельности, продолжают работу и в старших классах, что, несомненно, будет иметь значение в их будущей профессиональной деятельности.