Цели:
- познакомить с детством, основными творческими этапами жизни С.Т.Аксакова, показать влияние народного творчества на писателя;
- привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, внимание к слову, вызвать радость от общения с книгой;
- развивать логическое мышление школьников, стимулировать воссоздающее воображение, отработка навыков выразительного чтения;
- прививать любовь к русской классической литературе, пробудить интерес к творчеству С.Т.Аксакова, воспитывать чувство гордости за родную землю, давшую миру таких талантливых людей.
Оборудование:
- Выставка книг С.Т.Аксакова;
- Видеодвойка, фрагменты мультипликационного фильма "Аленький цветочек";
- Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерные презентации к уроку;
- Записи на доске (тема, цели урока), кластер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проблемная ситуация (вызов).
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.Т.Аксакова "Поздравление" (учащиеся знакомятся с ним, изучая "Культуру Башкортостана" в 3 классе).
Поздравление.
Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мыслям волю,
Вспомнил внучку Олю.
Семь часов пробило;
Затопили печку,
Темно очень было,
И зажег он свечку.
И дедушка хилый
К внучке своей милой
Пишет поздравленье
С днем её рожденья.
Если бог даст силы,
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлёт
Книжку небольшую
И расскажет в ней:
Про весну младую,
Про цветы полей,
Про малюток птичек,
Про гнездо яичек,
Бабочек красивых,
Мотыльков игривых,
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый -
И читать целый день
Станет Оля книжку.
- Кто автор этого удивительного поздравления? (С.Т.Аксаков.)
- А помните ли вы кому оно адресовано? (Единственной внучке писателя - Ольге Григорьевне Аксаковой).
- Что вам известно о С.Т.Аксакове? (Наш земляк, писатель XIX века, родился в Уфе).
Сегодня на уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова - "одного из главных и чудесных волшебников" своего времени, особенностями сказки, "созданной" им на закате жизни.
III. Знакомство с основными этапами жизни и творчества писателя.
1-й экскурсовод знакомит с биографией С.Т.Аксакова. Рассказ сопровождается компьютерной демонстрацией через мультимедийный проектор: дома Зубовых в Уфе (ныне музей), имения в Новоаксаково, Надеждино.
2-й экскурсовод знакомит с творчеством писателя, обращаясь к выставке книг.
"завершить выступление словами: Многие произведения русского писателя посвящены Башкортостану. Он не просто описал красу и богатство родного края, но и задумывался о том, каким будет будущее Башкирии. Прочитать эпизод стихотворения. Книги "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука" знакомят читателя с жизнью С.Т.Аксакова.. Над последним произведением Аксаков работал в 1856-1857 годах. Сказка "Аленький цветочек" стала частью автобиографической повести, воспоминанием о детстве и одновременно классическим произведением в литературе для детей".
IV. Работа с текстом сказки.
Слово учителя. Свою знаменитую сказку С.Т.Аксаков "реставрировал", по его словам "из обломков". Это сказка - воспоминание. Писатель подчеркивал, что в детстве знал её наизусть, а впервые услышал от простой женщины - ключницы Пелагеи.
- Кто из известных вам писателей-сказочников создавал свои произведения на основе услышанного в детстве? (А.С. Пушкин)
- О чём эта сказка?
- Назовите её героев. Кто из них вам особенно понравился? Кто вызвал другие чувства? Почему?
- Почему сказка называется "Аленький цветочек", хотя героев в ней много?
- Чем отличается младшая "купецкая" дочь от своих сестёр?
- Какие черты характера открываются нам в этой девушке?
- К какому виду сказок относится "Аленький цветочек"? (сказки о животных, волшебные, бытовые). Каковы её особенности?
- Обратите внимание на то, как начинается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка?
- Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы? Какую роль они выполняют?
- Какие особенности литературной сказки вам известны?
VI. Сравнение художественного текста с мультипликационной версией.
Красота, своеобразие сказки С.Т.Аксакова не оставили равнодушными и взрослых читателей, которые создали мультипликационный фильм по мотивам "Аленького цветочка".
Просмотр фрагмента мультфильма, заполнение сопоставительной таблицы, работу над которой завершают дома.
Сказка | Мультфильм |
Купец | Кормчий |
Подарки добываются с трудом | Подарки покупаются |
Дочки - без имени | Имеют имена Гордеюшка, Любава, Настенька. |
Нападают разбойники, попадает в глухой лес | Разыгрался шторм, попадает на неведомый остров. |
VII. Подведение итогов урока.
ВИКТОРИНА.
1. Какие сёла и города Башкортостана связаны с именем С.Т.Аксакова?
2. Назовите наиболее известные произведения С.Т.Аксакова?
3. Почему сказка "Аленький цветочек" волшебная? Литературная?
4. Какое ещё произведение современного искусства носит название "Аленький цветочек"?
VIII. Домашнее задание:
Завершить работу над таблицей;
Дифференцированное творческое задание:
- А - иллюстрация эпизода сказки (по выбору ученика, выбор обосновать);
- Б - пересказ фрагмента сказки (по выбору ученика, выбор обосновать);
- В - составление кроссворда по жизни и творчеству С.Т.Аксакова или тексту сказки "Аленький цветочек".