Цель урока:
- Закрепить навыки решения задач на нахождение площадей треугольников.
- Рассмотреть теорему Пифагора.
- Показать применение теоремы Пифагора в ходе решения задач.
Ход урока
Урок сопровождается презентацией. (Приложение)
І. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока. (Cлайд №1)
ІІ. Актуализация знаний учащихся
1) Фронтальная работа с классом с целью проверки теоретического домашнего задания и подготовки к решению задач по готовым чертежам. (Слайд № 2)
2) Решение задач по готовым чертежам:
а) Самостоятельное решение задачи всем классом с последующей проверкой. (Cлайд №3)
б) Решение задачи на нахождение площади многоугольника по готовому чертежу (комментирование решения с места). (Cлайд №4).
ІІІ. Изучение нового материала
1) Историческая справка.
а) Слово учителя:
Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом Пифагором (VI в. до н.э). (Слайд №5)
б) Доклад ранее подготовленного ученика о биографии Пифагора.
2) Доказательство теоремы Пифагора. (Слайд № 6, 7)
3) Подумай, что значит выражение: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». (Слайд №8)
ІV. Закрепление изученного
1) Решить устно № 483 (а, б), №484 (а, б).
№ 483(а, б).
Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам а и b : а) а=6, b=8; б) а=5, b=6.
Ответ: а) 10; б)
№ 48 (а, б).
В прямоугольном треугольнике а и b – катеты, а с – гипотенуза. Найдите b, если:
а) а=12, с=13; б) а=7; с=9.
Ответ: а) 5; б)
2) Работа в рабочих тетрадях:
а) решить задачу №45 (слайд №9);
б) решить задачу №46.
Учащиеся работают самостоятельно, по завершении работы один из учащихся читает решение задачи, остальные учащиеся проверяют свое решение и исправляют ошибки.
3) Решение на доске и в тетрадях задачи №487.
Дополнительные задачи. (Слайд №10)
V. Подведение итогов урока
VІ. Домашнее задание
1) Рассказать, что такое «Египетский треугольник». (Слайд №11)
2) П. 54; решить задачи № 486 (б, в), № 488.