Задачи:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- воспитание более высокого уровня экологической культуры.
Оборудование:
- видеофильм «Соль» (значение, состав, свойства);
- таблица химических элементов;
- географическая карта.
Ход занятия
1. Сообщение темы
Тема нашего занятия – «Обыкновенное чудо – соль».
- Что такое чудо? (Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью, что-то необыкновенное).
Сегодня наш разговор о том:
- что из воды родится, а воды боится;
- о том, что можно обнаружить и в капле росы, и в толще земли, и в облаках;
- о том, без чего не создашь целительных лекарств;
- о том, что садясь за стол, мы измеряем щепотками.
Легенда о залоге верности
Много веков назад Персией правил царь Менакс. За долгие годы правления он перестал верить своим приближённым. Ни на кого нельзя было положиться: одни – лгали, обманывали, другие во всём искали выгоду. А наследников у царя не было.
«Кому оставить царство?» - огорчался Менакс.
И вот однажды к нему прищёл начальник стражи и сообщил, что в сокровищницу проник грабитель, но ничего не взял. Царь сам спустился в подземелье и убедился, что золото не тронуто. Никто не мог взять в толк, что произошло. В тот же день в городе объявили: «Пусть явится во дворец тот, кто проник в царскую сокровищницу и ничего не похитил, не боясь царского гнева». На следующее утро к царю вошёл босоногий оборванец. « Как тебя зовут?» - «Якуб». «Ты проник в подземелье?» - «Да, государь». « Почему же ты ничего не взял?» Юноша вздохнул и стал рассказывать… Когда он пробрался в сокровищницу, то начал ссыпать из кувшинов золотые моенты в свой мешок. И вдруг увидел на полу мерцающие грани какого-то камня. «Алмаз!»- подумал Якуб. Если это так, то лучше взять его, а не золотые монеты. Он решил проверить крепость камня на зуб. Но едва взял его в рот, понял, что ошибся,- вкус соли ни с чем не спутаешь. Якуб замер на полу, обхватив голову руками. Надо же было такому случиться! Теперь всё пропало!
А почему?
Оказывается, соль в старину называли властительницей жизни и смерти. Её приносили в жертву богам. Кажется, много ли её надо – щепотка, горсточка. А без соли и хлеба не съешь. Лиши человека соли – заболеет, погибнет. Ради добычи соли не жалели ни труда, ни сил. А, добыв её, оберегали, как великое чудо.
- Так что же такое соль?
- Откуда она берётся?
- Как её добывают?
- Кому она необходима?
- На эти вопросы нам даст ответ видеофильм, который мы сейчас посмотрим.
2. Просмотр видеофильма «Соль»
3. Беседа о просмотренном
- Что такое соль? (Белое кристаллическое вещество с характерным острым вкусом).
- Посмотрим, с точки зрения химии, из чего состоит соль.
Химия (греч.) – наука, которая занимается изучением состава тел. Химия учит, из каких элементов состоят тела, как их можно разложить на составные части и получить снова из этих частей. По научному соль называется натрий-хлор, или хлорид натрия.
Соль – это соединение двух элементов: Na и Cl. Перед вами периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Д. И. Менделеев (1834- 1907) – знаменитый российский химик, профессор химии в Санкт- Петербургском университете, управляющий лабораторией морских минералов. Всю свою жизнь он посвятил этой науке и открыл таблицу химических элементов.
- Найдите в таблице эти элементы.
4. Определение характеристики соли
- цвет – белый.
- на ощупь – твёрдый порошок, крупинки.
- опыт - разведём в стакане с водой – что произошло? – растворилась.
- попробуем на вкус – характерный острый вкус.
5. Откуда берётся соль?
- Воды боится, а из воды родится.
Моря и океаны – неисчерпаемые источники соли.
- Почему вода в океане солёная, а в реках – нет?
На своём пути текучие реки забирают частички горных пород и почвы, в которых содержится соль. Реки приносят эту соль с собой в моря и океаны, где соль остаётся на всё время, потому что океаны и моря никуда не текут. А в реках вода остаётся свежей и несолёной, так как реки наполняются новой водой от дождей, а течение уносит соль в моря и океаны.
- Почему Мёртвое море так называется?
Оно находится в юго-восточной части Палестины (показ). Оно расположено в глубокой впадине и находится на 394 метра ниже уровня Средиземного моря. Вода в Мёртвом море сильно насыщена солями, там не выживает ни одно живое существо. Всякая жизнь отсутствует. По Библейскому преданию Мёртвое море образовалось на месте двух городов: Содома и Гоморры. Жители этих городов были большими грешниками. За это по библейскому преданию города были разрушены вулканическим извержением. На их месте образовалось Мёртвое море.
6. Как добывают соль?
- твёрдая соль на поверхности земли;
- соляные пласты;
- из морской воды.
7. Кому необходима соль?
Всем живым существам.
Как растения получают соль? – через корни.
- Почему плачут морские черепахи и крокодилы? (сообщения детей)
- А человеку соль нужна?
- Для чего? (чтобы контролировать баланс в организме)
На горьком опыте человек постигал животворную силу соли. Не раз люди гибли от бессолицы, не раз их – ослабевших, измученных - возвращали к жизни несколько крупинок соли.
33 лет назад во Франции в доме очень богатого вельможи родился наследник – сын. Отец был очень обеспокоен здоровьем ребёнка и вызвал лучшего лекаря. Тот склонился над младенцем. Все замерли в ожидании. А когда услышали совет врача, то одобрительно закивали. Кто же усомнится во всемогущей соли? Она издавна спасала детей от болезней. Правда, пользовались ею по-разному:
- иногда младенцу в рот клали кусочек соли;
- соль привязывали к руке и клали под подушку;
- но особенно был распространён способ «соления» новорождённых.
Ребёнка натирали мелкой солью, затем пеленали и держали в соли несколько часов. Обычно на такое «лечение» расходовали всего несколько щепоток соли. Но тут речь шла о наследнике знатного рода. Поэтому богатый отец не поскупился. На его сына истратили 5 кг соли и продержали в ней сутки! Что из этого вышло? В своих воспоминаниях лечащий врач писал: « У ребёнка сошла вся кожа. Но лечение сказалось благотворно. Благодаря этому мальчик выжил и всю жизнь всегда был очень здоров». Так 300 лет назад верили в чудодейственность соли.
- Как на Руси относились к соли? (сообщения детей)
- Какие русские обычаи связаны с солью? (сообщения детей)
8. Итог занятия
- Что нового узнали?
- Почему её называют чудом?