Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа рассчитана на два года обучения и предназначена для работы с детьми в старшей и подготовительной группах детского сада.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Конечно, я понимаю, что у детей сразу не получиться большая, сложная игрушка, но постепенно они научатся складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. [3]
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. [1]
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга). [3]
Целью программы является ознакомление детей с искусством оригами, усовершенствование конструктивных способностей детей в условиях дошкольного учреждения.
Для достижения этой цели работа с детьми представлена двумя основными этапами:
I этап – знакомство с искусством оригами, изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; - изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.
II этап – знакомство с условными обозначениями искусства оригами: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
- изготовление базовых форм оригами: «двойной квадрат», «двойной треугольник».
- изготовление поделок по их схематическому изображению, доступному детям
- подготовительной группы.
Задачи I этапа работы
1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
2. Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.
3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»
4. Формировать добрые чувства по отношению к близким.
5. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
6. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские и театральные способности.
В течение года рассматриваются такие темы: «Знакомство с искусством оригами», «Изготовление базовых форм оригами», «Новый год», «Мои любимые сказки», «Папин праздник», «Мамин праздник», «Мои любимые игрушки», «Весна пришла».
К концу первого года обучения дети могут:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;
- по образцу изготавливать несложные поделки.
На II этапе работы определены следующие задачи:
1. Продолжать учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
2. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.
3. Учить детей работать со схематическим изображением поделки.
4. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями.
5. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
6. Развивать память и внимание.
7. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.
Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.
К концу второго года обучения дети могут:
- различать условные обозначения оригами;
- знать названия условных обозначений искусства оригами;
- применять в работе условные обозначения оригами;
- изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
К концу обучения по данной программе дети могут:
- различать и применять в работе базовые формы оригами «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета» и условные обозначения искусства оригами «перевернуть лист», «согнуть и развернуть», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»;
- выполнять работу по схематическому изображению поделки;
- придумывать поделки;
- проявлять творчество и самостоятельность.
У детей развито внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно.
Принципы реализации программы:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы работы по программе «Оригами»:
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
- Знакомство с образцом готовой игрушки;
- Анализ схемы с выполнением одной операции;
- Одновременное складывание игрушек;
- Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками»,
«Рука развивает мозг».
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредствам искусства оригами c целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.
С целью поддержания интереса детей предлагается проводить различные мероприятия:
- осенняя ярмарка;
- выставка «Новый год у ворот»;
- изготовление подарков к различным праздникам;
- творческие отчеты детей;
- театрализованные представления.
Литература
1. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ./ «Детство-пресс», СПб 2001г.
2. Долженко Г. И. 100 оригами./ «Академия развития», Ярославль 2004г.
3. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи./ «Айрис-пресс», М., 2003г.
4. Соколова С.В. Сказки оригами. / «Эксмо», М., 2004г.