Использование информационно-компьютерных технологий в системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Одним из важнейших аспектов современного образования является информатизация начального образования.

В основе организации обучению информационным технологиям младших школьников может лежать один из двух методических подходов.

Подход 1. В качестве главной целевой установки рассматривается овладение младшими школьниками элементарными навыками взаимодействия с конкретными компьютерными программами (графическим редактором и конструкторами, текстовыми редакторами, прикладными программами). Опыт работы показывает, что на сегодняшний день описанный подход организации обучения младших школьников компьютерным технологиям достаточно широко распространен.

Подход 2. Обучение информационным технологиям может рассматриваться в соответствии с основными целями модернизации начальной школы реализация которых, в частности, предполагает, что обучение в рамках предметного курса строится на новом качественном уровне с учетом трех важных дидактических аспектов организации образовательного процесса:

  • создание условий для индивидуального развития каждого ребёнка и формирование его индивидуального опыта в учении, общении, творческой и социальной активности,
  • органическое сочетание индивидуализации обучения с решением педагогической задачи построения учебных сообществ- групп детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания,
  • широкая предметная интеграция, построение учебного процесса вокруг комплексных тем.

Идея реализации именно такого подхода была положена в основу моей работы.

В начальной школе я веду курс информатики по программе А. В.Горячева “Информатика в играх и задачах” с компьютерной поддержкой и использование компьютерных технологий не ограничиваю только рамками уроков информатики.

Создание презентаций позволяет мне повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Компьютер на уроке может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, экологические и другие вопросы, для существенного расширения наглядности обучения, источник информации для разработки творческих проектов. Материалы для проектов располагаю на создаваемых в Power Point презентациях, которые состоят из нескольких слайдов. Для создания слайдов привлекаю к работе учеников. Учитываю, что главная особенность презентаций, созданных учителем, должна быть их много функциональность. Данные на слайдах и комментарий к рисункам могут изменяться в зависимости от класса, программы и самой структуры урока. Например, набор слайдов к уроку математики “Космическое путешествие” можно использовать на уроках окружающего мира, русского языка.

Иногда использую на уроке безкомпьютерный вариант и для усиления занимательно-игрового эффекта урок строю в стиле современной компьютерной игры, да и сами задания (этапы урока) оформляю своеобразной “миссией”. Их при необходимости делаю разного уровня трудности, используя дифференцированный подход, но главное, все мои ученики ощущают себя участниками этой игры.

Идти в ногу со временем помогает мне использование компьютерных технологий как средство оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений.

Для этого я не только овладела основами компьютерной грамотности, научилась работать с компьютерными программами, но и научила этому детей.

Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении. Большой объем материала в системе Занкова требует ускорения проверки знаний учащихся на уроке. Это возможно сделать за счет использования тестирования, заданий с использованием компьютера, получивших в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

После изучения детьми программы Word, буфера обмена на уроках информатики использую различные задания интегрированного характера.

Например, русский язык:

  • в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получить текст,
  • вставь в правило пропущенные слова,
  • используя буфер обмена, восстанови правильно названия падежей и падежные вопросы (или склонение имени существительного, падеж с падежным окончанием).

Математика:

  • соедини решение задачи с условием или ответом
  • используя буфер обмена, восстанови верно последовательность мер длины (1 м=10 мм=100 дм=1000см).

Литературное чтение:

  • найди герою его произведение
  • расположи пункты плана в соответствии с частями текста.

Окружающий мир:

  • расположи события на ленте времени
  • соотнеси части растения с картинкой.

На уроках в своей работе часто использую тесты, а итоговый тестовый контроль – как оперативную проверку качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Все тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, периодическими, итоговыми. Объем теста, как правило, рассчитывается на 10-12 минут работы ученика. В своей работе использую классификация тестовых заданий П.И. Самойленко. Приведу примеры тестовых заданий.

  1. Задания закрытого типа с выбором ответа:
  • задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос (Сколько падежей в русском языке? 4 6 5 7)
  • задания утвердительной формы с выбором ответа (Подлежащее в предложении стоит: в ИМ. П. в В. П. в Р. П. в Д. П. )
  • задание на определение понятия (В этом случае предлагаю определение и предоставляю возможность выбора соответствующего термина или наоборот.)
  • задания, формулирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т. п.

В каком падеже не может стоять подлежащее:

  • именительном
  • винительном
  • в предложном
  1. Задания на установление соответствия. Суть подобных заданий состоит в установлении соответствия элементов одного ряда другому. Соответствие устанавливается стрелками.
  2. Задания на установление логической последовательности (укажи последовательность выполнения действий в примере)
  3. Задания открытого типа. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предлагаемый ответ, из ответа исключаются слова которые ученик должен вписать. (Имя существительное – это часть _________, которая отвечает на вопросы __________ и обозначает ___________.)
  4. Задания свободной формы. Этот вид задания может включать составление схем, выбор “лишних” слов из перечня, завершение фразы и т.п. (Зачеркни лишнее слово: стол, дом, рыжий, синица.)
  5. Задания, составленные в необычной (возможно шуточной форме).

Использование в своей практике различных видов тестовых заданий в одном тесте позволяет мне осуществлять дифференцированный подход к ученикам класса. Систематическое применение тестов разных видов позволяет достаточно быстро и достоверно проанализировать успешность обучению предметам.

Следует отметить, что дети стали лучше знать теоретический материал, успешнее справляются с практическими заданиями различного уровня сложности.

Результаты диагностики школьного психолога подтверждает эффективность применяемых технологий. По сравнению с предыдущим годом количество детей с высоким уровнем развития внимания увеличилось на 5% (с 37% до 42%), со средним уровнем развития внимания - на 6% (с 26% до 36%), с низким уровнем развития внимания сократилось на 11% (с 26% до 15%).

Последние данные мониторинга сформированности навыка осознанного чтения показали, что ниже возрастной нормы читают 4 ученика - 18% учеников класса, соответствуют возрастной норме - 42% учеников, а выше возрастной нормы - 40% учеников класса. Это достаточно высокий показатель для учащихся 4-х классов.

В системе использую компьютерные игры, виртуальные экскурсии, электронные энциклопедии как средства обучения. В наше время выпускается достаточное количество электронных версий различных обучающих игр, справочников, энциклопедий. Задача современного учителя - научить детей пользоваться электронными источниками информации. Многие из детей моего класса уже сейчас используют статьи электронных энциклопедий для подготовки сообщений по окружающему миру, поэтому мы договорились выполнять ряд правил:

  • использовать только понятную информацию, для этого редактировать своё сообщение,
  • оформлять работу красиво и аккуратно,
  • указать источник своей информации.

Опираясь на собственный опыт, рекомендую использовать в своей работе данные электронные энциклопедии:

  1. Большая детская энциклопедия. Корабли.
  2. Большая детская энциклопедия. (Статьи, словарь, видеофрагменты)
  3. Большая детская энциклопедия. Авиация и воздухоплавание. (Модели, история создания)
  4. Энциклопедия животных. Кирилла и Мефодия. (Статьи, словарь, видеофрагменты.)
  5. Природа России. (Видеоальбомы, виртуальные экскурсии, озвученные видеофрагменты, фото. Времена года, природные сообщества).
  6. Атлас мира. Новое тысячелетие. (Страны мира, города. Информация, карты).
  7. Атлас мира 2003 год. (Страны мира, города. Информация, карты.)
  8. Все карты России. (Карты, статистические данные. Многократное увеличение).
  9. Энциклопедия Древнего мира. (Загадки Сфинкса . 40 задач по истории Древнего мира. Первобытное общество. Передняя Азия. Египет. Индия. Китай. Греция. Рим)
  10. История России с древних времен до наших дней. ( В летописях, сказаниях, былинах, научных трудах. Архивных материалах) 2 СД.
  11. Энциклопедия истории России ( 862-1917) ( Князья, императоры, регалии, памятники культуры, хронология, генеалогия, анимация, видеофрагменты , схемы сражений с анимацией.)
  12. Энциклопедия персонального компьютера. Интернет. Библиотека Кирилла и Мефодия. (Статьи, иллюстрации, словари по информатике, хроника развития вычислительной техники, основы ПК, мобильная связь, Интернет и компьютерные сети, организация и персоналии.)
  13. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (Словарь Ожегова. Энциклопедические статьи, свод законов Российской Федерации и др.)
  14. Электронный атлас по анатомии.
  15. Фестиваль педагогических идей. Материалы участников. (Разработки уроков, статьи.)
  16. Энциклопедия для детей. Аванта +. Птицы средней полосы России.

Развивать логическое мышление, творческое воображение предлагаю через использование на уроках компьютерных игр:

  1. Компьютерный тренажерный комплекс “Пифагор”.
  2. Искатель. Развивающие игры для детей. (Игры “Множество”, чтение и счет, внимание и воображение, логика и анализ, творческие задания.5-10 лет.)
  3. В гостях у тигра. (10 популярных игр. Лабиринт, растап, лягушки, морской бой, змейка. Шашки, реверси, перекресток, крестики - нолики, 12 игр на память).
  4. Зимняя сказка. (11 игр. Растап, лыжня, лабиринт, взятие снежной крепости. Раскраска, меморина, переправа, сложи картинку, часы и веселое мороженое).
  5. Алик. Занимательная математика. (6-9лет. Счет, сложение, вычитание, умножение, деление, дроби).
  6. Окружающий мир.
  7. Антошка. Невероятное сафари. (8 игр. Собери картинку, меморина и др. Содержит видео сюжеты и рассказы о животных).
  8. Остров Джунглей. Кузя в джунглях. 2. (Игры и видеофрагменты о жизни животных)
  9. Толик на озере. (Развивающие игры о животных и растениях озера.)
  10. Кузя в Африке. Кузя в космосе. (Игры содержат полезную информацию и видеофрагменты.)
  11. Толик в деревне. (Изучение домашних животных. Игры.)
  12. Антошка. Чудеса науки. (12 обучающих игр. Видеофрагменты опытов, строение микроскопа, почему трава зеленая, свойства физических тел.)
  13. Мышка Мия и большая шляпа. (Основы физики, химии, строения растений, виды облаков, строение Солнечной системы, классы и отряды животных. Игра. 64 МБ оперативной памяти.)
  14. Дракончик Гоша спасает Черепах. Для 1-2 классов. (Собери буквы, рифмы, собери поезд и др.)

Использование данных энциклопедий и игр сделает урок информатики увлекательным и интересным.

Список, используемой литературы:

  1. Информатика в играх и задачах .3 класс. Методические рекомендации для учителя .- М. : Баласс, 2004.
  2. О.Б. Ставрова. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя.- М.: Школьная пресс, 2004. (“Школа и производство. Библиотека журнала”. Вып. 18.)