Одним из важнейших аспектов современного образования является информатизация начального образования.
В основе организации обучению информационным технологиям младших школьников может лежать один из двух методических подходов.
Подход 1. В качестве главной целевой установки рассматривается овладение младшими школьниками элементарными навыками взаимодействия с конкретными компьютерными программами (графическим редактором и конструкторами, текстовыми редакторами, прикладными программами). Опыт работы показывает, что на сегодняшний день описанный подход организации обучения младших школьников компьютерным технологиям достаточно широко распространен.
Подход 2. Обучение информационным технологиям может рассматриваться в соответствии с основными целями модернизации начальной школы реализация которых, в частности, предполагает, что обучение в рамках предметного курса строится на новом качественном уровне с учетом трех важных дидактических аспектов организации образовательного процесса:
- создание условий для индивидуального развития каждого ребёнка и формирование его индивидуального опыта в учении, общении, творческой и социальной активности,
- органическое сочетание индивидуализации обучения с решением педагогической задачи построения учебных сообществ- групп детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания,
- широкая предметная интеграция, построение учебного процесса вокруг комплексных тем.
Идея реализации именно такого подхода была положена в основу моей работы.
В начальной школе я веду курс информатики по программе А. В.Горячева “Информатика в играх и задачах” с компьютерной поддержкой и использование компьютерных технологий не ограничиваю только рамками уроков информатики.
Создание презентаций позволяет мне повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Компьютер на уроке может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, экологические и другие вопросы, для существенного расширения наглядности обучения, источник информации для разработки творческих проектов. Материалы для проектов располагаю на создаваемых в Power Point презентациях, которые состоят из нескольких слайдов. Для создания слайдов привлекаю к работе учеников. Учитываю, что главная особенность презентаций, созданных учителем, должна быть их много функциональность. Данные на слайдах и комментарий к рисункам могут изменяться в зависимости от класса, программы и самой структуры урока. Например, набор слайдов к уроку математики “Космическое путешествие” можно использовать на уроках окружающего мира, русского языка.
Иногда использую на уроке безкомпьютерный вариант и для усиления занимательно-игрового эффекта урок строю в стиле современной компьютерной игры, да и сами задания (этапы урока) оформляю своеобразной “миссией”. Их при необходимости делаю разного уровня трудности, используя дифференцированный подход, но главное, все мои ученики ощущают себя участниками этой игры.
Идти в ногу со временем помогает мне использование компьютерных технологий как средство оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений.
Для этого я не только овладела основами компьютерной грамотности, научилась работать с компьютерными программами, но и научила этому детей.
Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении. Большой объем материала в системе Занкова требует ускорения проверки знаний учащихся на уроке. Это возможно сделать за счет использования тестирования, заданий с использованием компьютера, получивших в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.
После изучения детьми программы Word, буфера обмена на уроках информатики использую различные задания интегрированного характера.
Например, русский язык:
- в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получить текст,
- вставь в правило пропущенные слова,
- используя буфер обмена, восстанови правильно названия падежей и падежные вопросы (или склонение имени существительного, падеж с падежным окончанием).
Математика:
- соедини решение задачи с условием или ответом
- используя буфер обмена, восстанови верно последовательность мер длины (1 м=10 мм=100 дм=1000см).
Литературное чтение:
- найди герою его произведение
- расположи пункты плана в соответствии с частями текста.
Окружающий мир:
- расположи события на ленте времени
- соотнеси части растения с картинкой.
На уроках в своей работе часто использую тесты, а итоговый тестовый контроль – как оперативную проверку качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Все тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, периодическими, итоговыми. Объем теста, как правило, рассчитывается на 10-12 минут работы ученика. В своей работе использую классификация тестовых заданий П.И. Самойленко. Приведу примеры тестовых заданий.
- Задания закрытого типа с выбором ответа:
- задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос (Сколько падежей в русском языке? 4 6 5 7)
- задания утвердительной формы с выбором ответа (Подлежащее в предложении стоит: в ИМ. П. в В. П. в Р. П. в Д. П. )
- задание на определение понятия (В этом случае предлагаю определение и предоставляю возможность выбора соответствующего термина или наоборот.)
- задания, формулирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т. п.
В каком падеже не может стоять подлежащее:
- именительном
- винительном
- в предложном
- Задания на установление соответствия. Суть подобных заданий состоит в установлении соответствия элементов одного ряда другому. Соответствие устанавливается стрелками.
- Задания на установление логической последовательности (укажи последовательность выполнения действий в примере)
- Задания открытого типа. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предлагаемый ответ, из ответа исключаются слова которые ученик должен вписать. (Имя существительное – это часть _________, которая отвечает на вопросы __________ и обозначает ___________.)
- Задания свободной формы. Этот вид задания может включать составление схем, выбор “лишних” слов из перечня, завершение фразы и т.п. (Зачеркни лишнее слово: стол, дом, рыжий, синица.)
- Задания, составленные в необычной (возможно шуточной форме).
Использование в своей практике различных видов тестовых заданий в одном тесте позволяет мне осуществлять дифференцированный подход к ученикам класса. Систематическое применение тестов разных видов позволяет достаточно быстро и достоверно проанализировать успешность обучению предметам.
Следует отметить, что дети стали лучше знать теоретический материал, успешнее справляются с практическими заданиями различного уровня сложности.
Результаты диагностики школьного психолога подтверждает эффективность применяемых технологий. По сравнению с предыдущим годом количество детей с высоким уровнем развития внимания увеличилось на 5% (с 37% до 42%), со средним уровнем развития внимания - на 6% (с 26% до 36%), с низким уровнем развития внимания сократилось на 11% (с 26% до 15%).
Последние данные мониторинга сформированности навыка осознанного чтения показали, что ниже возрастной нормы читают 4 ученика - 18% учеников класса, соответствуют возрастной норме - 42% учеников, а выше возрастной нормы - 40% учеников класса. Это достаточно высокий показатель для учащихся 4-х классов.
В системе использую компьютерные игры, виртуальные экскурсии, электронные энциклопедии как средства обучения. В наше время выпускается достаточное количество электронных версий различных обучающих игр, справочников, энциклопедий. Задача современного учителя - научить детей пользоваться электронными источниками информации. Многие из детей моего класса уже сейчас используют статьи электронных энциклопедий для подготовки сообщений по окружающему миру, поэтому мы договорились выполнять ряд правил:
- использовать только понятную информацию, для этого редактировать своё сообщение,
- оформлять работу красиво и аккуратно,
- указать источник своей информации.
Опираясь на собственный опыт, рекомендую использовать в своей работе данные электронные энциклопедии:
- Большая детская энциклопедия. Корабли.
- Большая детская энциклопедия. (Статьи, словарь, видеофрагменты)
- Большая детская энциклопедия. Авиация и воздухоплавание. (Модели, история создания)
- Энциклопедия животных. Кирилла и Мефодия. (Статьи, словарь, видеофрагменты.)
- Природа России. (Видеоальбомы, виртуальные экскурсии, озвученные видеофрагменты, фото. Времена года, природные сообщества).
- Атлас мира. Новое тысячелетие. (Страны мира, города. Информация, карты).
- Атлас мира 2003 год. (Страны мира, города. Информация, карты.)
- Все карты России. (Карты, статистические данные. Многократное увеличение).
- Энциклопедия Древнего мира. (Загадки Сфинкса . 40 задач по истории Древнего мира. Первобытное общество. Передняя Азия. Египет. Индия. Китай. Греция. Рим)
- История России с древних времен до наших дней. ( В летописях, сказаниях, былинах, научных трудах. Архивных материалах) 2 СД.
- Энциклопедия истории России ( 862-1917) ( Князья, императоры, регалии, памятники культуры, хронология, генеалогия, анимация, видеофрагменты , схемы сражений с анимацией.)
- Энциклопедия персонального компьютера. Интернет. Библиотека Кирилла и Мефодия. (Статьи, иллюстрации, словари по информатике, хроника развития вычислительной техники, основы ПК, мобильная связь, Интернет и компьютерные сети, организация и персоналии.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (Словарь Ожегова. Энциклопедические статьи, свод законов Российской Федерации и др.)
- Электронный атлас по анатомии.
- Фестиваль педагогических идей. Материалы участников. (Разработки уроков, статьи.)
- Энциклопедия для детей. Аванта +. Птицы средней полосы России.
Развивать логическое мышление, творческое воображение предлагаю через использование на уроках компьютерных игр:
- Компьютерный тренажерный комплекс “Пифагор”.
- Искатель. Развивающие игры для детей. (Игры “Множество”, чтение и счет, внимание и воображение, логика и анализ, творческие задания.5-10 лет.)
- В гостях у тигра. (10 популярных игр. Лабиринт, растап, лягушки, морской бой, змейка. Шашки, реверси, перекресток, крестики - нолики, 12 игр на память).
- Зимняя сказка. (11 игр. Растап, лыжня, лабиринт, взятие снежной крепости. Раскраска, меморина, переправа, сложи картинку, часы и веселое мороженое).
- Алик. Занимательная математика. (6-9лет. Счет, сложение, вычитание, умножение, деление, дроби).
- Окружающий мир.
- Антошка. Невероятное сафари. (8 игр. Собери картинку, меморина и др. Содержит видео сюжеты и рассказы о животных).
- Остров Джунглей. Кузя в джунглях. 2. (Игры и видеофрагменты о жизни животных)
- Толик на озере. (Развивающие игры о животных и растениях озера.)
- Кузя в Африке. Кузя в космосе. (Игры содержат полезную информацию и видеофрагменты.)
- Толик в деревне. (Изучение домашних животных. Игры.)
- Антошка. Чудеса науки. (12 обучающих игр. Видеофрагменты опытов, строение микроскопа, почему трава зеленая, свойства физических тел.)
- Мышка Мия и большая шляпа. (Основы физики, химии, строения растений, виды облаков, строение Солнечной системы, классы и отряды животных. Игра. 64 МБ оперативной памяти.)
- Дракончик Гоша спасает Черепах. Для 1-2 классов. (Собери буквы, рифмы, собери поезд и др.)
Использование данных энциклопедий и игр сделает урок информатики увлекательным и интересным.
Список, используемой литературы:
- Информатика в играх и задачах .3 класс. Методические рекомендации для учителя .- М. : Баласс, 2004.
- О.Б. Ставрова. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя.- М.: Школьная пресс, 2004. (“Школа и производство. Библиотека журнала”. Вып. 18.)