Реализация использования информационно-коммуникативных технологий с элементами исследования на примере урока окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщить сведения о наиболее ценных в народном хозяйстве полезных ископаемых, познакомить со свойствами нефти, способами её добычи, применением.

Задачи урока:

  • развивать познавательную активность, умение работать со статьёй учебника, дополнительной литературой, коллекционным материалом;
  • развивать речь учащихся, умение сравнивать и делать выводы на основе анализа содержания материала;
  • развивать умение работать в группах.

Оборудование: физическая карта России, карта края, коллекция полезных ископаемых, картина “ Добыча нефти”, видеофрагмент “Добыча нефти”, карточки со знаками полезных ископаемых, кроссворд “Полезные ископаемые”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим пополнять и расширять свои знания об окружающем мире.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  • О чём шла речь на прошлом уроке? Кто выберет и покажет условный знак каменного угля?
  • Какие ещё полезные ископаемые мы изучили? Давайте вспомним их, основные свойства и заполним кроссворд.
  • Покажите условные знаки и назовите соответствующее полезное ископаемое

       

По горизонтали:

3. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу. ( Глина)

5. Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

6. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

7. Очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

По вертикали:

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям - надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
сам он – удобрение. (Известняк)

- На какие две группы изученные полезные ископаемые можно разделить?

  • Какие горючие? Почему?
  • Какие негорючие? Почему?

Сегодня на уроке это важно.

Самостоятельная работа.

- Проверим свои знания о полезных ископаемых, подведём итог изученному. Выберите из перечисленных свойств номера тех, которыми обладают:

  • 1 вариант: торф и глина;
  • 2 вариант: уголь и песок.
  1. Жидкость
  2. сыпучесть
  3. горючесть
  4. тёмного цвета
  5. белого цвета
  6. легче воды
  7. имеет запах
  8. прочность
  9. вязкость
  10. пластичность
  11. жёлтого цвета
  12. чёрного цвета
  13. тяжелее воды
  14. не имеет запаха.

Самостоятельная работа.

торф            
глина            

 

уголь
песок
  1. Тема урока.
  1. - Определим тему сегодняшнего урока, которая скрыта в вопросах, записанных на доске.

Бывает ли золото чёрным? Что такое “ ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО”?

- Что такое золото? Это драгоценный металл, богатство. Видели ли вы чёрное золото?
- А что называют “чёрным золотом”?
- Значит, какое полезное ископаемое будем изучать сегодня? Сформулируйте тему урока.

Демонстрация нефти из коллекции “Полезные ископаемые”. Презентация

- Это нефть. Где вы уже видели нефть? Откроем атлас и найдём, каким условным знаком обозначают нефть на географических картах.

- В средствах массовой информации вы, я думаю, видели или что-то слышали о нефти. Сейчас об этом полезном ископаемом очень часто упоминают в разных передачах. И в конце урока мы вернёмся к вопросу: почему нефть называют “чёрным золотом”?

  1. Изучать мы будем по тому же плану:
  • Название полезного ископаемого.
  • Его свойства.
  • Применение, основанное на свойствах.
  • Где и как добывается.
  • Охрана полезного ископаемого.

- Я предлагаю сегодня работать по группам, взаимообучая друг друга. Каждая группа подбирает материал по своему вопросу, а потом рассказывает остальным. Вам потребуются учебники, тетради. Займите свои места в группах. Оценивать работу групп будут два эксперта по критериям:

  • полнота ответа
  • аргументированность
  • выразительность
  • связность
  1. Изучение нового материала.

Задание 1 группы.

  1. Рассмотрите в коллекции нефть и выпишите в таблицу все свойства нефти из учебника.
  2. Подойдите к доске и выберите из всех перечисленных ранее свойств те, которыми обладает нефть и выделите их мелом.
  3. Подготовьте устный полный ответ.
  4. Выберите одного выступающего у доски.

Задание 2 группы.

  1. Прочитайте в учебнике на стр.112 – 113 как добывают нефть.
  2. Рассмотрите плакат и подготовьте рассказ о добыче нефти.
  3. Выберите выступающего у доски.

Задание 3 группы.

  1. Прочитай в учебнике на стр.112 – 113 статью о нефти и выберите, для изготовления чего используется нефть.
  2. Выпишите на карточки маркером продукты, для производства которых используют нефть (каждый на отдельную карточку).
  3. Выйдите к доске и расположите карточки в приготовленную схему, прикрепите их магнитами.
  4. Подготовьте устный ответ.
  5. Выберите выступающего у доски.

Задание 4 группы.

  1. Рассмотрите внимательно географическую карту, найдите знаки нефти.
  2. Рассмотрите, есть ли нефть в северной, южной, восточной, западной, центральной части нашей страны.
  3. В каких районах нефти больше всего?
  4. Есть ли нефть в нашей Мурманской области?
  5. Сделай вывод: велики ли запасы нефти в нашей стране?
  6. Выберите выступающего по данным вопросам у доски.
  1. Объяснение нового материала.
  1. Свойства нефти.

- Что представляет из себя полезное ископаемое нефть и какими свойствами она обладает?

Выступление 1 группы. На доске выделены свойства

  • Жидкость
  • сыпучесть
  • горючесть
  • тёмного цвета
  • белого цвета
  • легче воды
  • имеет запах
  • прочность
  • вязкость
  • пластичность
  • жёлтого цвета
  • чёрного цвета
  • тяжелее воды
  • не имеет запаха.
  1. Добыча нефти.

- Какое из свойств повлияло на способ добычи нефти? Как добывают нефть, нам расскажет 2 группа.

Выступление 2 группы.

- Чтобы лучше представить способ добычи, посмотрим видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента “Добыча нерудных ископаемых”.

- Почему нефть на географических картах отмечают таким знаком ?

  1. Применение, основанное на свойствах.

-Вернёмся к свойствам нефти. Какое из них будет главным, важным в промышленности для человека? (Горючесть). Как это свойство используют в промышленности, расскажет 3 группа.

Выступление 3 группы.

- Насколько важно в жизни человека всё, что производят из нефти.

  • Топливо?
  • Смазочные масла?
  • Пластмассы?
  • Краски и лаки?
  • Волокна для изготовления тканей?

- Вывод: всё, что делают из нефти, очень нужно человеку и в больших количествах.

  1. Охрана полезного ископаемого.

а) - Велики ли запасы нефти у нас в стране, исследовала 4 группа. Ей слово.

Выступление 4 группы. Ученики работают с атласами.

- Есть ли нефть у нас на Кольском полуострове? Учёние утверждают, что самые значительные запасы нефти скрываются в толщах морского дна. И у нас в Баренцевом море с 1987 года ведётся освоение месторождения нефти. В Мурманске образовано новое учебное заведение, которое будет выпускать специалистов для разработки этого месторождения.

Таким образом, месторождений нефти в нашей стране немало и добыча её идёт в больших объёмах. НО…

б) – Марина с папой провели мини-исследование и пришли к неожиданному выводу.

Мини – исследование, проведённое Зиновьевой Мариной и Зиновьевым В.В. Тема “Могут ли запасы нефти иссякнуть?”.

Задания:

  • Какие машины чаще всего встречаются на улицах нашего города?
  • Узнай количество бензина, которое расходует 1 машина на 100км.
  • Если водитель за неделю проезжает в среднем 100 км, то сколько бензина машина израсходует за год?
  • Заполни таблицу.
  • Подумай, могут ли запасы нефти иссякнуть?
Марка машины Расход бензина на 100км Расход бензина в год
     
     
     
     

Всего:

Вывод: Таким образом, запасы нефти хоть и велики, но, как и запасы всех полезных ископаемых, исчерпаемы и невозможно их быстрое восстановление. Из этого следует ещё один вывод: к добыче нефти важно относится разумно и экономно! Эта проблема существует сегодня в мире. Прочитаем об этом в учебнике на стр.115.

  1. – Вернёмся к свойствам. Есть ещё одно, которое играет важную роль в жизни человека. Какие экологические проблемы существуют в связи с добычей нефти? Нефть легче воды, нефтяные пятна на воде образуют плёнку, от которой гибнут животные и растения, но зато нефть не тонет, и её можно собрать с поверхности воды.)

-Как вы думаете, а для чего нужно знать всё это о нефти вам, ученикам 4-го класса?

Вывод: бесхозяйственность губит живое, и, в конце концов, страдает сам человек. Понимание этого уже сейчас позволит стать вам заботливыми и разумными хозяевами Земли.

  1. Закрепление материала.
  1. Подведём итог работы групп. Предоставим слово экспертам. Эксперты дают оценку работы групп, отмечая положительные стороны выступления каждой группы.
  2. А сейчас эксперты, выслушав выступления всех групп, попробуют дать полный ответ по плану, что они узнали о нефти. Полный ответ одного ученика по плану и материалам, которые есть на доске.
  3. Вернёмся к вопросу: почему нефть называют “чёрным золотом”?
  1. Итог урока.

- Нефть – это очень ценное полезное ископаемое, из которого изготавливают много необходимых для современной жизни человека продуктов. Поэтому страна, владеющая запасами нефти – богатая страна. В экономике государства запасы нефти важны, как и золотой запас, который также обеспечивает богатство государства. В современной жизни нефть – это ценность, богатство.