Цель урока: обобщить сведения о наиболее ценных в народном хозяйстве полезных ископаемых, познакомить со свойствами нефти, способами её добычи, применением.
Задачи урока:
- развивать познавательную активность, умение работать со статьёй учебника, дополнительной литературой, коллекционным материалом;
- развивать речь учащихся, умение сравнивать и делать выводы на основе анализа содержания материала;
- развивать умение работать в группах.
Оборудование: физическая карта России, карта края, коллекция полезных ископаемых, картина “ Добыча нефти”, видеофрагмент “Добыча нефти”, карточки со знаками полезных ископаемых, кроссворд “Полезные ископаемые”.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим пополнять и расширять свои знания об окружающем мире.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- О чём шла речь на прошлом уроке? Кто выберет и покажет условный знак каменного угля?
- Какие ещё полезные ископаемые мы изучили? Давайте вспомним их, основные свойства и заполним кроссворд.
- Покажите условные знаки и назовите соответствующее полезное ископаемое
По горизонтали:
|
По вертикали:
|
- На какие две группы изученные полезные ископаемые можно разделить?
- Какие горючие? Почему?
- Какие негорючие? Почему?
Сегодня на уроке это важно.
Самостоятельная работа.
- Проверим свои знания о полезных ископаемых, подведём итог изученному. Выберите из перечисленных свойств номера тех, которыми обладают:
- 1 вариант: торф и глина;
- 2 вариант: уголь и песок.
- Жидкость
- сыпучесть
- горючесть
- тёмного цвета
- белого цвета
- легче воды
- имеет запах
- прочность
- вязкость
- пластичность
- жёлтого цвета
- чёрного цвета
- тяжелее воды
- не имеет запаха.
Самостоятельная работа.
торф | |||||||||||
глина |
уголь | |||||||||||
песок |
- Тема урока.
- - Определим тему сегодняшнего урока, которая скрыта в вопросах, записанных на доске.
Бывает ли золото чёрным? Что такое “ ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО”?
- Что такое золото? Это драгоценный металл, богатство. Видели ли вы чёрное золото?
- А что называют “чёрным золотом”?
- Значит, какое полезное ископаемое будем изучать сегодня? Сформулируйте тему
урока.
Демонстрация нефти из коллекции “Полезные ископаемые”. Презентация
- Это нефть. Где вы уже видели нефть? Откроем атлас и найдём, каким условным знаком обозначают нефть на географических картах.
- В средствах массовой информации вы, я думаю, видели или что-то слышали о нефти. Сейчас об этом полезном ископаемом очень часто упоминают в разных передачах. И в конце урока мы вернёмся к вопросу: почему нефть называют “чёрным золотом”?
- Изучать мы будем по тому же плану:
- Название полезного ископаемого.
- Его свойства.
- Применение, основанное на свойствах.
- Где и как добывается.
- Охрана полезного ископаемого.
- Я предлагаю сегодня работать по группам, взаимообучая друг друга. Каждая группа подбирает материал по своему вопросу, а потом рассказывает остальным. Вам потребуются учебники, тетради. Займите свои места в группах. Оценивать работу групп будут два эксперта по критериям:
- полнота ответа
- аргументированность
- выразительность
- связность
- Изучение нового материала.
Задание 1 группы.
- Рассмотрите в коллекции нефть и выпишите в таблицу все свойства нефти из учебника.
- Подойдите к доске и выберите из всех перечисленных ранее свойств те, которыми обладает нефть и выделите их мелом.
- Подготовьте устный полный ответ.
- Выберите одного выступающего у доски.
Задание 2 группы.
- Прочитайте в учебнике на стр.112 – 113 как добывают нефть.
- Рассмотрите плакат и подготовьте рассказ о добыче нефти.
- Выберите выступающего у доски.
Задание 3 группы.
- Прочитай в учебнике на стр.112 – 113 статью о нефти и выберите, для изготовления чего используется нефть.
- Выпишите на карточки маркером продукты, для производства которых используют нефть (каждый на отдельную карточку).
- Выйдите к доске и расположите карточки в приготовленную схему, прикрепите их магнитами.
- Подготовьте устный ответ.
- Выберите выступающего у доски.
Задание 4 группы.
- Рассмотрите внимательно географическую карту, найдите знаки нефти.
- Рассмотрите, есть ли нефть в северной, южной, восточной, западной, центральной части нашей страны.
- В каких районах нефти больше всего?
- Есть ли нефть в нашей Мурманской области?
- Сделай вывод: велики ли запасы нефти в нашей стране?
- Выберите выступающего по данным вопросам у доски.
- Объяснение нового материала.
- Свойства нефти.
- Что представляет из себя полезное ископаемое нефть и какими свойствами она обладает?
Выступление 1 группы. На доске выделены свойства
- Жидкость
- Добыча нефти.
- Какое из свойств повлияло на способ добычи нефти? Как добывают нефть, нам расскажет 2 группа.
Выступление 2 группы.
- Чтобы лучше представить способ добычи, посмотрим видеофрагмент.
Просмотр видеофрагмента “Добыча нерудных ископаемых”.
- Почему нефть на географических картах отмечают таким знаком ?
- Применение, основанное на свойствах.
-Вернёмся к свойствам нефти. Какое из них будет главным, важным в промышленности для человека? (Горючесть). Как это свойство используют в промышленности, расскажет 3 группа.
Выступление 3 группы.
- Насколько важно в жизни человека всё, что производят из нефти.
- Топливо?
- Смазочные масла?
- Пластмассы?
- Краски и лаки?
- Волокна для изготовления тканей?
- Вывод: всё, что делают из нефти, очень нужно человеку и в больших количествах.
- Охрана полезного ископаемого.
а) - Велики ли запасы нефти у нас в стране, исследовала 4 группа. Ей слово.
Выступление 4 группы. Ученики работают с атласами.
- Есть ли нефть у нас на Кольском полуострове? Учёние утверждают, что самые значительные запасы нефти скрываются в толщах морского дна. И у нас в Баренцевом море с 1987 года ведётся освоение месторождения нефти. В Мурманске образовано новое учебное заведение, которое будет выпускать специалистов для разработки этого месторождения.
Таким образом, месторождений нефти в нашей стране немало и добыча её идёт в больших объёмах. НО…
б) – Марина с папой провели мини-исследование и пришли к неожиданному выводу.
Мини – исследование, проведённое Зиновьевой Мариной и Зиновьевым В.В. Тема “Могут ли запасы нефти иссякнуть?”.
Задания:
- Какие машины чаще всего встречаются на улицах нашего города?
- Узнай количество бензина, которое расходует 1 машина на 100км.
- Если водитель за неделю проезжает в среднем 100 км, то сколько бензина машина израсходует за год?
- Заполни таблицу.
- Подумай, могут ли запасы нефти иссякнуть?
Марка машины | Расход бензина на 100км | Расход бензина в год |
Всего:
Вывод: Таким образом, запасы нефти хоть и велики, но, как и запасы всех полезных ископаемых, исчерпаемы и невозможно их быстрое восстановление. Из этого следует ещё один вывод: к добыче нефти важно относится разумно и экономно! Эта проблема существует сегодня в мире. Прочитаем об этом в учебнике на стр.115.
- – Вернёмся к свойствам. Есть ещё одно, которое играет важную роль в жизни человека. Какие экологические проблемы существуют в связи с добычей нефти? Нефть легче воды, нефтяные пятна на воде образуют плёнку, от которой гибнут животные и растения, но зато нефть не тонет, и её можно собрать с поверхности воды.)
-Как вы думаете, а для чего нужно знать всё это о нефти вам, ученикам 4-го класса?
Вывод: бесхозяйственность губит живое, и, в конце концов, страдает сам человек. Понимание этого уже сейчас позволит стать вам заботливыми и разумными хозяевами Земли.
- Закрепление материала.
- Подведём итог работы групп. Предоставим слово экспертам. Эксперты дают оценку работы групп, отмечая положительные стороны выступления каждой группы.
- А сейчас эксперты, выслушав выступления всех групп, попробуют дать полный ответ по плану, что они узнали о нефти. Полный ответ одного ученика по плану и материалам, которые есть на доске.
- Вернёмся к вопросу: почему нефть называют “чёрным золотом”?
- Итог урока.
- Нефть – это очень ценное полезное ископаемое, из которого изготавливают много необходимых для современной жизни человека продуктов. Поэтому страна, владеющая запасами нефти – богатая страна. В экономике государства запасы нефти важны, как и золотой запас, который также обеспечивает богатство государства. В современной жизни нефть – это ценность, богатство.