Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Природные катастрофы"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить детей с признаками землетрясения, со способами спасения во время землетрясения, с сигналами бедствия, передаваемыми телевидением и радио;
  • развитие умения правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
  • воспитание чувства взаимовыручки.

Оборудование: сигнальные карточки, слово “ЭВАКУАЦИЯ”, рисунки предметов, памятки.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Сегодня на уроке “Окружающего мира” вы узнаете много интересного и полезного. Мы вместе с нашими друзьями Мишей и Леной отправимся в путешествие на остров Ниасу.

Презентация. (На слайде появляются Лена и Миша)

Путешествовать мы будем на самолете. Итак, наше путешествие начинается. Сядьте поудобнее, приготовьтесь к полету. Но не успел наш самолет приземлиться, как раздался шум. (Запись звука землетрясения).

- Что же это? Наши друзья немного растерялись…
- А вы, ребята, догадались?
- На что это похоже?
- Конечно это землетрясение.

  1. Постановка цели урока

- Сегодня мы узнаем о том, какие признаки землетрясения, как вести себя в этой природной катастрофе и научим жителей острова Ниасу правильному поведению во время землетрясения.

  1. Новая тема.

Что такое землетрясение? Объясните.

Землетрясение – это внезапное движение земной коры. Из-за разницы давления под землей, поверхность ее в некоторых местах проваливается, а в других – поднимается.

  • В каких районах чаще бывают землетрясения горных или равнинных?
  • Какая поверхность на Острове Ниасу?
  • Какая поверхность в нашем краю?
  • Бывают ли у нас землетрясения?

Нам, как и жителям острова, необходимо знать о землетрясении, чтобы спастись. Эту природную катастрофу нельзя отменить, можно лишь уменьшить разрушительные последствия.

- А можно ли предсказать землетрясение?

Оказывается можно, вначале колебания земли бывают слабыми, почти не ощутимыми для людей. Только очень чуткие приборы ученых могут почувствовать их. Над этой проблемой работают ученые, но им не всегда удается это сделать. Землетрясения бывают внезапные. Иногда они разрушают целые города.

- Как еще можно узнать о приближении землетрясении?

Приближение землетрясения можно узнать по поведению животных. Они начинают беспокоиться, стремятся покинуть помещение. Интересно, что в Японии в своих аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых можно узнать о предстоящем бедствии. Рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

- Как вести человеку во время землетрясения. К нам на помощь приходит Миша, прочитаем, какие советы он дает.

Возьмите карандаши в руки. Читая, подчеркните одной чертой то, что вы уже знаете. Волнистой чертой, то, что вам было неизвестно, поставьте знак вопроса там, где вам не понятно.

  • Что вы узнали нового из текста?
  • Что для вас осталось не понятным?

А сейчас мы повторим правила поведения при землетрясении для жителей острова.

(Включаю слайд)

- Что видите?

  • Итак, правило первое. Когда вы почувствовали первые толчки необходимо срочно покинуть помещение.
  • Правило второе. Если вы, по каким то причинам не можете выйти нужно укрыться под прочным столом или под кроватью, либо встать в дверном проеме или в углу, образованном капитальными стенами.
  • Правило третье. Держись подальше от окон: они могут разбиться и вы поранитесь стеклом.
  • Правило четвертое. Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтом.
  • Правило пятое. Нельзя пользоваться спичками, можно пользоваться только фонариком.
  • Правило шестое. Если землетрясение застало вас на улице, держись подальше от домов, построек.
  • Правило седьмое. Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях.

- Сейчас выполните задание в учебнике стр.74 № 2. Отметьте на рисунке, где и как нужно спастись во время землетрясения.

Проверка.

Физкультминутка.

-Мы должны проследить как жители выполнили правила. Спасти людей. (Включаю звук сирены и слайд). Когда вы слышали такой звук? Да, звук сирены извещает людей о том, что произошло бедствие. Ее можно услышать на машине “Скорой помощи”, “Пожарной машине”, милиции. Сирена предупреждает нас, что где – то случилась беда и люди спешат на помощь, в том числе сирену включают при землетрясении.

  • Как же вести себя, если услышишь такой сигнал?
  • Как вы объясните слово “ЭВАКУАЦИЯ”?
  • Что нужно сделать в первую очередь?
  • Какие вещи нужно взять с собой?
  1. Закрепление

- На острове, куда мы прилетели, объявлена эвакуация. Нужно помочь жителю острова собрать нужные вещи. На острове сейчас весна. Что нужно взять с собой?

(На доске предметы, дети выходят и помещают в рюкзак нужные вещи). Сразу анализируем выбор данного предмета.

  • Зачем нужно брать верхнюю одежду?
  • Зачем брать с собой продукты?

Вывод: брать много вещей не нужно, только самое необходимое.

- На острове большая часть людей эвакуирована. Но часть осталась. На острове пропала связь. Что же люди делают в таких ситуациях? Используют сигналы. Нужно показать жителям острова правильно ли они действуют. У вас на партах сигнальные карточки. Красный цвет означает – нет, зеленый – да.

- Правильно ли поступают жители острова, ведь им нужно спасти свои жизни.

  1. Житель острова почувствовал толчки и спрятался под кровать. Правильно он поступил? Что нужно было делать?
  2. Другой житель не успел покинуть квартиру. Он поставил стол в дверной проем и спрятался под столом. Как вы думаете, правильно ли он сделал?
  3. Житель острова, почувствовав первые толчки, побежал к лифту.
  4. Житель острова пользовался спичками во время землетрясения. Сигналы (комментирование ответа)
  5. Другой житель острова после первого толчка испугался и побежал к ближайшему зданию.
  6. Другой житель острова встал в дверном проеме и закрыл дверь.
  7. Следующий житель ехал на машине. Когда начались толчки, он остановил машину, но не вышел из нее.

Дети показывают правильные ответы, комментируют выбор ответа.

- Жители острова благодарят вас за полезные советы. Мы не только научили жителей острова, но и сами научились. Мы живем в местности, где происходят землетрясения. Последнее самое сильное землетрясение было 13 ноября 1995 году в 16.44. Центр землетрясения был в 40 километров от нашего поселка. Все люди почувствовали движение земли, пострадавших не было.

  1. Рефлексия

- Наше путешествие заканчивается. Жители благодарят вас за помощь. Нам нужно прощаться. Помашите жителям острова:

  • если вам было на уроке все понятно
  • кто что – не понял
  • кому было очень грустно
  1. Подведение итогов:
  • Как определить приближение землетрясения?
  • Где лучше спрятаться от землетрясения?
  • Что нужно делать, когда услышишь сигнал “Внимание всем”?

Домашнее задание: нарисовать, как вы представляете землетрясение.

Презентация