Цель: Сформировать знания, умения и навыки укрепления здоровья различными средствами под руководством учителя, медицинского работника, психолога школы, а также родителей школьников.
Задачи:
- Подготовить теоретически учащихся и родителей к работе.
- Выявление пробелов и коррекция в работе.
- Обеспечение мотивации и интереса к данной деятельности.
- Обеспечение восприятия, осмысления и способов деятельности.
- Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения во время выполнения упражнений.
Актуальность темы
Мы часто слышим похожие словосочетания: физическое здоровье, физическое развитие, физическая культура?
Первые слова в них физическое, физическая (т.е. природные) относятся к нашему телу.
И если у человека тело не очень здоровое, не очень сильное и не очень красивое, то это не замедлит сказаться и на личных качествах.
Бьют тревогу врачи, не справляясь с лечением нарастающего вала болезней. Возмущаются военные, не набирая нужного количества здоровых новобранцев. Волнуются педагоги, потому что нездоровым детям трудно учиться и осваивать все усложняющиеся школьные программы. Отчего же так много сегодня больных. Не только среди взрослых, но и детей?
Новизна опыта
Необходимость сохранения здоровья младших школьников, а в последствии и школьников среднего и старшего звена перед школой сейчас стоит первостепенной задачей. Оздоровление общества в целом зависит будущее нашей страны. Последовательная, систематическая работа, направленная к ребенку со всех сторон (родителей, учителей), не навязывая ее, а, убеждая, ведет к положительному результату.
Показатель улучшения физического состояния и показатели уровня физического развития через уроки, внеклассную деятельность и выполнения домашнего задания приводит к осмыслению продолжения работы.
Вся работа в начальной школе строится через интерес и игровую деятельность. Значит учитель, как артист, должен увлечь за собой ребенка в мир здоровья, красоты движений и совершенствования своего мастерства.
Описание работы
Моя работа началась в 2000 году.
Поработав с детьми 1х классов я обнаружила, что есть дети физически ослабленные, часто болеющие и т.д.
Проанализировав медицинские заключения, уже визуально познакомившись с работами, я поставила себе цель, во что бы то ни стало изменить картину. Но как?
Просмотрев медицинскую литературу, специальную литературу по ЛФК, я составила для себя план планомерной работы по оздоровлению школьников. Мне потребовалось целое сотрудничество в лицах медицинского работника, психолога, учителя начальных классов, родителей. О задачах каждого из них я остановлюсь отдельно. Я составила паспорт здоровья школьников за 2000-2001 учебный год.
Детей без отклонений в состоянии здоровья составляет в целом по школе 170 человек из 1118 учащихся школы. Это всего 15,2% учащихся.
А в начальной школе это 30 человек из 277 человек. А в процентном соотношении это 10,8 %.
В начале учебного года в октябре месяце, проанализировав медицинские заключения и посмотрев на уровень физического развития (визуально), я пошла на родительские собрания в 1 классы.
Родителям было предложено ряд тем:
- О состоянии здоровья детей;
- О значении физических нагрузок для детского организма,
- О роли комплекса утренней гимнастики с показом упражнений, которые можно использовать в домашних условиях;
- О специальных упражнениях по укреплению опорно-двигательного аппарата (плоскостопия, сколиозы и т.д.) укреплению зрения (специальные упражнения), дыхательная гимнастика и т.д.
- О значении режима дня школьника. Были предложены распечатанные комплексы утренней гимнастики и специальные упражнения для их детей.
Была проведена анкета с родителями:
1. Как Вы считаете, здоров ли Ваш ребенок?
2. Знаете ли Вы специальные упражнения для укрепления здоровья Вашего ребенка?
3. Знаете ли Вы группу здоровья Вашего ребенка?
Ответы: из 49 родителей 1 классов
|
да |
нет |
Не знаю, сомневаюсь |
1 вопрос |
23 чел |
21 чел |
5 чел |
2 вопрос |
7 чел |
35 чел |
7 чел |
3 вопрос |
3 чел |
43 чел |
3 чел |
На следующем родительском собрании обнародовались результаты (только цифры) и подводились итоги.
Родителей пугали результаты заболеваемости детей. Они и не предполагали такого результата, и, конечно, с удовольствием вступили в оздоровительную программу, благодаря за внимание к своим детям.
Рисунок 1
Детей без отклонений в состоянии здоровья составляет 170 человек из 1118 учащихся школы. Это 15,2%.
Рисунок 2
Детей без отклонения в состоянии здоровья составляет 204 человека из 1061 учащихся, что в процентном соотношении – 19,2 % (см. Приложение 1)
Составляя паспорт здоровья школьников на каждый год, убеждаешься в правильности выбора в направлении работы. Работая в начальной школе 3 года, мы пришли к результату, который помог решить главную задачу уроков физической культуры: «Сохранить здоровье».
Состояние здоровья детей в значительной степени зависят от их отношения к физической культуре, поэтому одно из задач учителя заключается в привитии интереса к своему предмету.
Младший школьный возраст – это сенситивный период формирования двигательных умений и навыков, сохранение здоровья. Дети не умеют дозировать физическую нагрузку в легком темпе. Например: простые беговые упражнения – они стараются бежать как можно быстрее, обгоняя друг друга, а когда проходят эстафеты, не все понимают значение на скорость (это в начале 1 класса).
Задача учителя – научить детей регулировать свою нагрузку в соответствии с возможностями организма, регулировать свое дыхание.
В начале 1 класса целесообразно удалить внимание развитию таких двигательных качеств, как скорость, ловкость, координация, которые слабо развиты в данном возрасте. Для этого учителю необходимо знать целый ряд комплексов и упражнений для уроков и домашних заданий, чтобы данные качества правильно развивать. Опираясь на медицинские заключения.
Учитель должен понимать, что 1 класс – это подготовительный этап в формировании знаний, умений, навыков для дальнейшей дифференцированной работы с данными учениками.
На первом этапе все вроде бы получилось. В конце 1 класса была проведена диагностическая работа по уровню физической подготовленности.
В течение всего учебного года перед родителями 4 раза была проведены беседы и результаты работы. Что получается, что нет, на что обратить внимание.
Родители с интересом все принимали. На последнем родительском собрании были подведены итоги диагностической работы и объявлен уровень физического развития каждого школьника.
В начале 2 класса работа уже строится по принципу дифференциации, но это не просто слова, это кропотливая и целенаправленная деятельность учителя на результат.
А результатом должно быть:
- Осмысление значимости физических упражнений.
- Снижение уровня деятельности.
- Потребность в занятиях физической культуры.
- Здоровый образ жизни.
Многие со 2 класса стали решать вопрос со мной, на какую спортивную секцию отдать ребенка. Проведены индивидуальные консультации.
В начале 2 класса уже в октябре месяце мы проводили эти же диагностические работы и сравниваем таблицу здоровья и результаты уровня развития. И они порадовали меня своим результатом.
Анкеты с родителями тоже показали свой результат. Уже каждый родитель знал диагноз своего ребенка и во всем старался помочь. Здесь действует идея сотрудничества:
Учитель ↔ ученик ↔ родитель
личностного подхода к воспитанию.
Методика учета успеваемости индивидуального и дифференцированного подхода к обучению
Ведущая идея: в комплексе упражнений общей и специальной разминки обязательно включаются упражнения на оздоровление организма, учитывая при этом тему урока и задачи, в зависимости от вида спорта и индивидуальной заболеваемости учащихся.
Задачи:
- Оценивать учащегося, согласно его физическому состоянию, опираясь на познавательную деятельность, на осознанность данных упражнений, на улучшение своего самочувствия.
- Подготовить учеников к самооценке собственного развития и осознанию самостоятельного оздоровления организма.
- Научить учащихся контролировать свою нагрузку во взаимодействии со своим состоянием организма.
Алгоритм работы
- Изучение уровня развития физических качеств ученика в начале и в конце года.
- При изучении каждого вида программного материала с целью оптимального воздействия на развитие физических качеств в индивидуальном аспекте с учетом его физического здоровья.
- Использования в системе дополнительных заданий, упражнений и комплексов, направленных на оздоровление перспективой на самосознание и самооценку под руководством родителей.
(См. Приложение 2.)
На эти органы и системы во время уроков физической культуры и выполнения домашнего задания обращается особое внимание и развиваются они в течении всего учебного года в том или ином разделе учебного плана.
Вывод
Просмотрев диаграммы обследования детей в течении 2-х лет можно заметить, что работа не была напрасна. В тех параллелях, где велись целенаправленные оздоровительные мероприятия, появились сдвиги в улучшении здоровья, а с ними и улучшение в физической подготовленности.
Даная последовательная работа предоставила мне возможность, учитывая сенситивные периоды развития, увлечь ребят в мир здоровья.
Через осмысление родителями и детьми значение урока физической культуры, значение домашнего задания в коррекционной форме дали положительные результаты.
Вовлечение родителей в занятие физическими упражнениями на примере трехстороннего сотрудничества, помогли показать значимость и интерес к занятиям физической культуры. На следующий год многие родители, сводив детей в медицинские учреждения, отметили положительный сдвиг в здоровье своих детей. Дети стали меньше болеть и не пропускать занятия.
А самое главное для учителя то, что когда спрашивают у детей, какой у них любимый предмет они хором отвечают: «Физкультура!».