Роль урока физической культуры в сохранении здоровья учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Сформировать знания, умения и навыки укрепления здоровья различными средствами под руководством учителя, медицинского работника, психолога школы, а также родителей школьников.

Задачи:

  1. Подготовить теоретически учащихся и родителей к работе.
  2. Выявление пробелов и коррекция в работе.
  3. Обеспечение мотивации и интереса к данной деятельности.
  4. Обеспечение восприятия, осмысления и способов деятельности.
  5. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения во время выполнения упражнений.

Актуальность темы

Мы часто слышим похожие словосочетания: физическое здоровье, физическое развитие, физическая культура?

Первые слова в них физическое, физическая (т.е. природные) относятся к нашему телу.

И если у человека тело не очень здоровое, не очень сильное и не очень красивое, то это не замедлит сказаться и на личных качествах.

Бьют тревогу врачи, не справляясь с лечением нарастающего вала болезней. Возмущаются военные, не набирая нужного количества здоровых новобранцев. Волнуются педагоги, потому что нездоровым детям трудно учиться и осваивать все усложняющиеся школьные программы. Отчего же так много сегодня больных. Не только среди взрослых, но и детей?

Новизна опыта

Необходимость сохранения здоровья младших школьников, а в последствии и школьников среднего и старшего звена перед школой сейчас стоит первостепенной задачей. Оздоровление  общества в целом зависит будущее нашей страны. Последовательная, систематическая работа, направленная к ребенку со всех сторон (родителей, учителей), не навязывая ее, а, убеждая, ведет к положительному результату.

Показатель улучшения физического состояния и показатели уровня физического развития через уроки, внеклассную деятельность и выполнения домашнего задания приводит к осмыслению продолжения работы.

Вся работа в начальной школе строится через интерес и игровую деятельность. Значит учитель, как артист, должен увлечь за собой ребенка в мир здоровья, красоты движений и совершенствования своего мастерства.

Описание работы

Моя работа началась в 2000 году.

Поработав с детьми 1х  классов я обнаружила, что есть дети физически ослабленные, часто болеющие и т.д.

Проанализировав медицинские заключения, уже визуально познакомившись с работами, я поставила себе цель, во что бы то ни стало изменить картину. Но как?

Просмотрев медицинскую литературу, специальную литературу по ЛФК, я составила для себя план планомерной работы по оздоровлению школьников. Мне потребовалось целое сотрудничество в лицах медицинского работника, психолога, учителя начальных классов, родителей. О задачах каждого из них я остановлюсь отдельно. Я составила паспорт здоровья школьников за 2000-2001 учебный год.

Детей без отклонений в состоянии здоровья составляет в целом по школе 170 человек из 1118 учащихся школы. Это всего 15,2% учащихся.

А в начальной школе это 30 человек из 277 человек. А в процентном соотношении это 10,8 %.

В начале учебного года в октябре месяце, проанализировав медицинские заключения и посмотрев на уровень физического развития (визуально), я пошла на родительские собрания в 1 классы.

Родителям было предложено ряд тем:

  • О состоянии здоровья детей;
  • О значении физических нагрузок для детского организма,
  • О роли комплекса утренней гимнастики с показом упражнений, которые можно использовать в домашних условиях;
  • О специальных упражнениях по укреплению опорно-двигательного аппарата (плоскостопия, сколиозы и т.д.) укреплению зрения (специальные упражнения), дыхательная гимнастика и т.д.
  • О значении режима дня школьника. Были предложены распечатанные комплексы утренней гимнастики и специальные упражнения для их детей.

Была проведена анкета с родителями:

1. Как Вы считаете, здоров ли Ваш ребенок?

2. Знаете ли Вы специальные упражнения для укрепления здоровья Вашего ребенка?

3. Знаете ли Вы группу здоровья Вашего ребенка?

Ответы: из 49 родителей 1 классов

 

да

нет

Не знаю, сомневаюсь

1 вопрос

23 чел

21 чел

5 чел

2 вопрос

7 чел

35 чел

7 чел

3 вопрос

3 чел

43 чел

3 чел

 На следующем родительском собрании обнародовались результаты (только цифры) и подводились итоги.

Родителей пугали результаты заболеваемости детей. Они и не предполагали такого результата, и, конечно, с удовольствием вступили в оздоровительную программу, благодаря за внимание к своим детям.


Рисунок 1

Детей без отклонений в состоянии здоровья составляет 170 человек из 1118 учащихся школы. Это 15,2%.


Рисунок 2

Детей без отклонения в состоянии здоровья составляет 204 человека из 1061 учащихся, что в процентном соотношении – 19,2 % (см. Приложение 1)

Составляя паспорт здоровья школьников на каждый год, убеждаешься в правильности выбора в направлении работы. Работая в начальной школе 3 года,  мы пришли к результату, который помог решить главную задачу уроков физической культуры: «Сохранить здоровье».

Состояние здоровья детей в значительной степени зависят от их отношения к физической культуре, поэтому одно из задач учителя заключается в привитии интереса к своему предмету.

Младший школьный возраст – это сенситивный период формирования двигательных умений и навыков, сохранение здоровья. Дети не умеют дозировать физическую нагрузку в легком темпе. Например: простые беговые упражнения – они стараются бежать как можно быстрее, обгоняя друг друга, а когда проходят эстафеты, не все понимают значение на скорость (это в начале 1 класса).

Задача учителя – научить детей регулировать свою нагрузку в соответствии с возможностями организма, регулировать свое дыхание.

В начале 1 класса целесообразно удалить внимание развитию таких двигательных качеств, как скорость, ловкость, координация, которые слабо развиты в данном возрасте. Для этого учителю необходимо знать целый ряд комплексов и упражнений для уроков и домашних заданий, чтобы данные качества правильно развивать. Опираясь на медицинские заключения.

Учитель должен понимать, что 1 класс – это подготовительный этап в формировании знаний, умений, навыков для дальнейшей дифференцированной работы с данными учениками.

На первом этапе все вроде бы получилось. В конце 1 класса была проведена диагностическая работа по уровню физической подготовленности.

В течение всего учебного года перед родителями 4 раза была проведены беседы и результаты работы. Что получается, что нет, на что обратить внимание.

Родители с интересом все принимали. На последнем родительском собрании были подведены итоги диагностической работы и объявлен уровень физического развития каждого школьника.

В начале 2 класса работа уже строится по принципу дифференциации, но это не просто слова, это кропотливая и целенаправленная деятельность учителя на результат.

А результатом должно быть:

  1. Осмысление значимости физических упражнений.
  2. Снижение уровня деятельности.
  3. Потребность в занятиях физической культуры.
  4. Здоровый образ жизни.

Многие со 2 класса стали решать вопрос со мной, на какую спортивную секцию отдать ребенка. Проведены индивидуальные консультации.

В начале 2 класса уже в октябре месяце мы проводили эти же диагностические работы и сравниваем таблицу здоровья и результаты уровня развития. И они порадовали меня своим результатом.

Анкеты с родителями тоже показали свой результат. Уже каждый родитель знал диагноз своего ребенка и во всем старался помочь. Здесь действует идея сотрудничества:

Учитель ↔ ученик ↔ родитель

 личностного подхода к воспитанию.

Методика учета успеваемости индивидуального и дифференцированного подхода к обучению

Ведущая идея: в комплексе упражнений общей и специальной разминки обязательно включаются упражнения на оздоровление организма, учитывая при этом тему урока и задачи, в зависимости от вида спорта и индивидуальной заболеваемости учащихся.

Задачи:

  1. Оценивать учащегося, согласно его физическому состоянию, опираясь на познавательную деятельность, на осознанность данных упражнений, на улучшение своего самочувствия.
  2. Подготовить учеников к самооценке собственного развития и осознанию самостоятельного оздоровления организма.
  3. Научить учащихся контролировать свою нагрузку во взаимодействии со своим состоянием организма.

Алгоритм работы

  1. Изучение уровня развития физических качеств ученика в начале и в конце года.
  2. При изучении каждого вида программного материала с целью оптимального воздействия на развитие физических качеств в индивидуальном аспекте с учетом его физического здоровья.
  3. Использования в системе дополнительных заданий, упражнений и комплексов, направленных на оздоровление перспективой на самосознание и самооценку под руководством родителей.

(См. Приложение 2.)

На эти органы и системы во время уроков физической культуры и выполнения домашнего задания обращается особое внимание и развиваются они в течении всего учебного года в том или ином разделе учебного плана.

Вывод

Просмотрев диаграммы обследования детей  в течении  2-х лет можно заметить, что работа не была напрасна.  В тех параллелях, где велись целенаправленные оздоровительные мероприятия,  появились сдвиги  в улучшении здоровья, а с ними и улучшение в физической подготовленности.

Даная последовательная работа предоставила мне возможность, учитывая  сенситивные периоды развития, увлечь ребят в мир здоровья.

Через осмысление родителями и детьми значение урока  физической культуры,  значение домашнего задания  в коррекционной форме дали положительные результаты.

Вовлечение родителей  в  занятие физическими  упражнениями   на примере трехстороннего сотрудничества, помогли показать значимость и интерес к занятиям физической культуры.  На следующий год многие родители, сводив детей в медицинские учреждения, отметили положительный сдвиг в здоровье своих детей. Дети стали меньше болеть и не пропускать занятия.

А самое главное для учителя то, что  когда спрашивают у детей,  какой у них любимый предмет они хором отвечают: «Физкультура!».