Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа. направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.
В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» в старшем дошкольном возрасте проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе. Мы рекомендуем проводить одно в месяц занятие как «прогулка – поход». Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Проведение таких занятий имеет некоторые специфические особенности. Подготовку целесообразно начать с подбора соответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и фауной мест предполагаемых наблюдений, географией района. Надо хорошо знать особенности климатических условий, рельефа, почвы, гидрографическую сеть.
Запомни! Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.
В городских условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, тенистые аллеи, тихие улочки на окраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута.
Внимание! В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей.
Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки -походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок.
Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.
Одной из задач прогулок- походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Известный физиолог Л. А. Орбели поэтому поводу писал, что очень важно с первых лет развития использовать мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования, для того чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые развиваются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все соответствующие способности, заложенные природой. Поэтому во время прогулок- походов представим детям возможность полной свободы движений. Уже если им посчастливиться оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки- желуди, снежки в дерево, пень как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно – надежная страховка.
Однако определенная программа в развитии движений все- таки необходима, так как важно обеспечить взаимосвязь обучения движениям на физкультурных занятиях и использования их детьми в самостоятельная деятельность.
Планируя поход, вполне возможно запрограммировать разные виды движений: пройти в приседе под ветками деревьев, сбежать с горки, преодолеть препятствия, встречающиеся на пути и т. д.
Таким образом., в каждом походе предусматриваются определенные движения для разучивания, закрепления и совершенствования, а также предоставляется возможность для свободной двигательной деятельности детей.
Внимание! Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдая техники безопасности. Прежде всего проверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследует дорогу, места стоянки и игр, измеряет расстояние, определяет время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий.
Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых. Обязательно медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.
Хорошее настроение детей, общий успех прогулки во многом зависит от соблюдения определенных правил:
- В черте города и на шоссе дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; а на лугу, лесной дороге и т. д . идут свободно, группируясь по своему желанию;
- Менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекаются, идут впереди; труднопроходимые участки ( густой кустарник) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности (скрытые препятствия, возможен удар веткой);
- Взрослые идут так , чтобы всех детей держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал к остановке ( свисток), по которому они должны быстро собраться;
- На месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), чтобы проверить их самочувствие, настроение;
- Дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.
Внимание! Создадим у детей радостное ожидание предстоящего похода- они обязательно должны участвовать в сборах.
Выберем для походов оптимальное время в распорядке дня, продумаем сочетание разных видов деятельности с содержанием прогулки.
Время прогулок-походов, как и других видов деятельности, в дошкольных учреждениях регламентируется распорядком дня. Вряд ли здесь необходим жесткий поход. Если ему следовать, то общение с природой будет подчинено единственному времени дня. С 9 до 12 часов и многие замечательные природные явления, оставляющие в душе человека неизгладимый след, останутся для детей неизвестными. Дети должны видеть природу и в раннее утро, когда жемчугами сверкают капли росы, и в жаркий дремотный полдень, и во время вечерней прохлады. Поэтому прогулки-походы целесообразно проводить в разное время суток.
Иногда проблемой становиться необходимость отмены занятий во время похода. Чтобы этого не было определим возможные варианты их организации.
Прогулка-поход рассматривается как:
- Одна из форм физкультурных занятий (сюжеты «Мы туристы» «Соревнование» );
- Активный отдых;
- Комплексное занятие, в которое включаются программные задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, конструированию, математике.
Запомним! Прогулка- поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.
Первая часть похода несет основную нагрузку, поэтому предусмотрим все до мелочей. Прежде всего определим виды движений, их чередование, меру сложности в зависимости от цели маршрута.
Ходьба- самый привычный и естественный способ передвижения человека. Она представляет собой сложный комплекс движений, включающих в работу до 50% всей мускулатуры тела, причем основная нагрузка падает на наиболее крупные мышцы ног. Это обстоятельство делает ходьбу хорошим оздоравливающим и тренирующим средством.
Будем внимательно следить:
- За качеством движений; осанкой детей: туловище надо держать прямо, без напряжения, смотреть вперед, а не под ноги;
- За дыханием: пока ребенок дышит носом, нет необходимости беспокоиться о физических перегрузках. Как только начинается дыхание через рот- нагрузку надо снижать;
- За поведением и настроением каждого – капризы, раздражительность, вялость могут свидетельствовать о наступающем утомлении .В этом случае надо поддержать ребенка, взять его за руку, предложить конфету, сменить темп, вид движения.
Мы предлагаем вам конспекты занятий на свежем воздухе в форме прогулок – походов.
Тема: «Новый год в городе» (катание с горки на центральной площади)
Общее расстояние – 2 км.
Продолжительность - 1 час 15 мин.
Движения: зимние забавы.
Природа: свойства снега, льда, деревья в снежном уборе.
1. Сообщить цель похода: принять участие в зимних забавах на городской новогодней ёлке на центральной площади. Маршрут выбирается 1.0, чтобы можно было сделать одну – две остановки у наряженных ёлок (на площади, школьном дворе, у магазинов): дети рассматривают их убранство, водят хороводы, закрепляют правила безопасности на улицах города и местах скопления людей.
2. Обратить внимание на красоту зимнего парка у центральной площади. У главной городской ёлки организуются весёлые игры, катание с горок, скольжение по ледяным дорожкам, хороводы. Взрослые могут взять с собой сказочные новогодние костюмы, которые надевают поверх одежды.
Игры и упражнения
«Змея». Дети встают в колонну, каждый держится двумя руками за пояс впереди стоящего. По сигналу колонна двигается змейкой между стенными постройками. Разорвавший колонну выходит из игры .
«Поезд». Дети скатываются с невысокой горки по три-пять человек, держа за пояс друг друга (сидя, стоя).
Усложнение: проехать в ворота, поднять флажок, проехать спиной вперёд и т.п.
«По дорожке на двух и одной ножке». Соревнование в беге и прыжках. Побеждает тот, чьи движения наиболее разнообразны.
«Дед Мороз». Ребята по считалке выбирают Деда Мороза и разбегается по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из детей рукой, заморозить его. Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут заморожены все дети (или двое-трое, по уговору). Затем выбирают нового Деда мороза и начинают игру сначала.
Короткая дорога обратно (на автобусе).
Последующая работа:
- Рисование на тему: «Новогодняя ёлка»,
- Оформление работ в альбом;
- Повторение игр, стихов, загадок.
«Осенние забавы»
Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста проводится, как день здоровья в лагере «Золотая сопка»
(маршрут преодолевается на автобусах)
Дети встают в круг.
Ведущая: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем соревнования, а для начала давайте вспомним какое сейчас время года?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
кто эта художница?
Дети: Осень!
Ведущая: Как же меняет она все вокруг! Представим себе, как красив осенний лес в солнечный тихий день! Все деревья и кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему. Желтыми и ярко-красными красками нарядила она лес. Одни только сосны да ели остались по-летнему темно-зелеными. И от этого еще наряднее сделался лес. Стоит он в пестром осеннем уборе.
Сегодня мы с вами проведем соревнования, посвященные Дню Здоровья.
Мы любим бегать, прыгать,
Мы любим поскакать
Метать мячи цветные,
Гантели поднимать.
Играть мы любим в теннис,
Хоккей или футбол.
Все это называется
Коротким словом… спорт!!!
Подвижная игра «Мы веселые ребята» - 3 раза.
Ведущая: Скажите, ребята, как вам удается так ловко и красиво выполнять упражнения? Наверное, вы за лето набрались энергии от солнышка, витаминов и фруктов. Я правильно думаю?
1-й ребенок:
Мы летом загорали, купались и ныряли.
Мы здоровы и сильны,
Вот какими стали мы!
2-й ребенок:
И опять приходим в сад,
чтоб здоровье укреплять,
Будем спортом заниматься,
Прыгать, бегать и метать!
3-й ребенок:
Мы хотим быть смелыми, ловкими, умелыми.
С нами детский сад, друзья и спортивная семья!
Ведущая: Ну что же, давайте начинать соревнования и игры.
Деление детей на 4 команды, названия команд: «Желтый», «Синий»,, «Зеленый», «Красный», так как осень богата красками.
1 этап
1. Соревнование «Передай мяч над головой».
2. Эстафета «Пронеси мяч на ракетке».
3. Эстафета «Пролезь в обруч».
4. Соревнование «Проведи мяч между кеглями»
Ведущая: Закончен первый этап соревнований. Пока отдыхают ваши ноги и руки, пусть поработает голова.
Видов спорта много есть,
Даже всех не перечесть.
Будем мы сейчас играть,
Виды спорта называть.
Конкурс «Чья команда назовет больше видов спорта?»
По окончанию игры входит клоун Бим – печальный, горло замотано шарфом.
Бим: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Бим.
Ведущая: Что с тобой, Бим?
Бим: Я чихаю, Я охрип, голова моя болит.
Ведущая: Это видно грипп! А вот наши дети никогда не болеют! Послушай, как это у них получается.
1-й ребенок:
Поднимает рано-рано
Нас с кровати и дивана
Быстро всех детей зарядка!
2-й ребенок:
Бодрость духа охраняет,
Быть здоровыми велит,
Прочь болезни прогоняет –
и ангину и бронхит.
Быть веселым и не хмурым
Нам поможет физкультура!
Бим: Я тоже занимаюсь спортом! Я покажу, что умею!
Берет по очереди в руки скакалку, обруч, мяч, показывает несложные движения. В скакалке запутывается, обруч из рук укатывается и т.д.).
Ведущая: Я вижу, что ничего у тебя не получается, Бим. Вставай рядом с ребятами и посмотри как умеют играть наши ребята. А мы продолжаем наши игры и эстафеты!
2 этап
1. «Кто больше соберет кеглей?» Участвуют по 1 человеку из каждой команды. 3 раза.
2. «Попади кольцом». Метание колец на штыри, участвуют по 1 человеку из команды. 2 раза.
3. «Забей гол с завязанными глазами». Участвуют по 1 человеку из команды. 3 раза.
Для показа упражнений приглашают Бима.
Подведение итога соревнований.
Ведущая:
Очень рада я за вас сегодня
И совет такой я дам:
Занимайтесь физкультурой
По утрам и вечерам!
Бим: Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня заниматься спортом. Я теперь почти здоров!
Детям предлагается поиграть самостоятельно со спортивным инвентарем.