Понятие об имени прилагательном

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с именами прилагательными, их значением, особенностями употребления в речи;
  • сформулировать умения находить имена прилагательные в предложениях.

Задачи

1 . Образовательные:

  • познакомить с частью речи именем прилагательным, значением;
  • сформировать умения находить прилагательные в речи.

2. Развивающие:

  • развивать каллиграфические навыки учащихся;
  • совершенствовать умения формировать правило по аналогии с изученным;
  • развивать речь учащихся, в том числе работая над средствами выразительности;
  • развивать логические навыки сопоставления и сравнения, формулировки выводов на основе анализа языкового материала;
  • развивать умения работать в группах.

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию умений коллективной работы;
  • вырабатывать навыки правильной самооценки.

4. Здоровьесберегающие:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу;
  • не допускать перегрузки детей, используя смену видов деятельности, физкультпауз и паузы психологической разгрузки.

Оборудование

  • Учебник: Л.М. Зеленин, Т.Е. Хохлова “Русский язык 3 класс, М.  “Просвещение” 2007 г.
  • Карточки с заданиями.

Ход урока

1. Оргмомент + мотивация (коллективная устная работа – чтение стихотворения).

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитать записанные в тетрадки существительные с вопросами,

Сформулировать ответы на вопросы: Что такое существительное? На какие вопросы отвечает?

3. Минутка чистописания.

Прочитайте пословицу (Птица сильна крыльями, а человек дружбой).

Как вы понимаете её смысл? Спишите.

4. Повторение изученной части речи.

Работа в группах по карточкам (повторение изученного по теме “Имя существительное”.

1. Содержание карточки:

1. Из стихотворения выпишите существительные, поставьте к ним вопросы (устно)

За город начал
Рыбак собираться,
Взял он ковёр,
Чтоб на нём загорать.
Удочку взял,
Чтобы рыбу ловить,
Взял дождевик,
Чтобы им укрываться,
Взял самовар,
Чтобы чай кипятить

2. Запишите слова, обозначающие предметы.

Выберите из скобок имя существительное, чтобы выражение стало образным

Самостоятельная проверка по образцу, предложенному учителем. Выставление оценок.

Постановка проблемного вопроса- игра “Третий лишний” Найдите лишнее слово. Объясните своё мнение.

5. Сообщение темы и целей урока

  • Сегодня на уроке мы будем работать со словами, которые обозначают признаки предметов.

Анализ языкового материала.

Прочитайте стихотворение, записанное на экране.

Понятно ли, о чём идёт речь в стихотворении?

Вставьте пропущенные слова.

На какой вопрос они отвечают? Как изменился текст после того, как мы вставили эти слова?

Для чего нужны эти слова?

  • Из какого произведения эти строки?
  • Кто автор? (Стихотворение “Ручеёк” М. Тимонян).

Выполняется упражнение 1, стр.101.

Какие слова использовал писатель, чтобы показать яркость, меткость, красоту, богатство и задушевность русского языка?

Поставьте к ним вопросы. Подумайте, что они обозначают?

Мы продолжили с вами изучение части речи- имя прилагательное. Попробуйте сформулировать определение имени прилагательного.

6. Физкультпауза.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

7. Закрепление изученного материала.

Коллективная устная работа.

  • Отгадайте загадки. Найдите имена прилагательные. Какой признак они называют?
  1. Белый, а не снег, сладкий, а не мёд.
  2. Беленькие горошки на зелёной ножке.
  3. Межи деревянные, а поля стеклянные (Словарная работа со словом межа).
  4. Пузатый, носатый на печке сопел.
  • Сделайте вывод, какие признаки могут называть имена прилагательные?

Индивидуальная письменная работа в тетради. Коллективная проверка.

К данным прилагательным подберите имена существительные.

8. Итоги урока.

  • С какой частью речи вы познакомились на уроке?
  • Что она называет?
  • На какие вопросы отвечает?

9. Рефлексия.

  • Если сегодня на уроке вам всё было понятно, начертите на полях в тетради красный прямоугольник. Если вы в чём-то затруднились, синий. За работу в тетради поставьте себе оценку.

Презентация