Цель урока: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы; учить “брать” не разрушая.
Закрепить навыки выполнения приемов росписи. Повторить прием работы по сырой бумаге. Познакомить с техникой – монотипия. Дать представление о том, что одно и тоже изображение можно выполнить разными способами.
Задание: изображение морозных узоров на окне.
Материалы и принадлежности: гуашь синего цвета, стекло, кисти, тряпочка, бумага.
План урока:
- Организация рабочего места – 2 мин.
- Пальчиковая гимнастика – 1 мин.
- Вводная беседа – 3 мин.
- Повторение приемов росписи – 3 мин. Прорисовка в воздухе.
- Упражнение: завитки и спирали – 5 мин.
- Упражнение: узоры по сырой бумаге – 5 мин.
- Демонстрация новой техники (монотипия) – 3 мин.
- Самостоятельная работа – 10 мин.
- Анализ выполненных работ – 5 мин
- Уборка рабочих мест – 3 мин
У природы четыре времени года: весна, лето, осень, зима. С каждым временем года на землю посылает она одного из своих художников:
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога …
Чтобы узнать, кто этот художник отгадайте загадку: Без рук рисует. Без зубов кусает. (Мороз)
Узоры Мороза
Как наступает зима, являются и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, по городам и селам.
Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы спали, не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал-нарисовал: веточки-травинки беленькие, снежинки-цветы ледяные, завитушки и крючочки студеные …
Что и чем рисует Мороз.
Загадка: Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)На окне вырос лес –
белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор)
Какие же узоры рисует Мороз на стекле?
А на ранней заре
Окна все как льдины –
Он рисует на стекле
Чудные картиныТо – березка, то – лыжня,
То – луга да горы …
Научил бы и меня
Рисовать узоры.
На прошлом уроке мы с вами тоже рисовали узоры. Давайте вспомним их названия, и как они рисуются.
Берем кисть за утолщение: два пальца сверху, один снизу. Рисуем на ладошке.
Спираль, завиток, травка, веточка
Повторим теперь все на бумаге.
Упражнение: “волшебный букет”. На четверти альбомного листа дети составляют композицию из завитков и спиралей с добавлением фантазийных элементов. Техника росписи.
А можно нарисовать узоры и по другому (демонстрация работы по сырой бумаге).
Упражнение: “веточка”. На четверти альбомного листа в технике “по сырому” дети рисуют веточку из элементов “завиток”. Обращается внимание детей на расплывающийся контур рисунка.
Сравниваем два образца: Где изображение более четкое?
Какое изображение более нежное, мягкое, загадочное?
Вот еще один способ получения морозных узоров:
Демонстрация приемов работы в технике монотипия. (Монотипия – один отпечаток.)
1 вариант. Правила выполнения работы:
- стекло перед нанесением узора должно быть чистым и сухим (тряпочка);
- узор наносят густой краской с помощью кисти;
- краска не должна засыхать, для этого рисуют быстро, но аккуратно;
- бумагу накладывают сверху и прижимают без сдвига. Снимают бумагу аккуратно, не смазывая рисунок.
2 вариант. Лист бумаги складывается пополам. На первой половине листа выполняется элемент узора (густой, яркой краской) и пока краска не просохла, делается отпечаток на второй половине листа…, этот прием может повторяться неоднократно.
Самостоятельная работа.
1 вариант.
Выполняется несколько пробных образцов. Выбирается самый удачный.
На общем конкурсе выбирается 6-8 лучших отпечатков, и выставляются в “Волшебном окне”.