Если вы работаете по учебнику Л. Босовой, то в 6 классе, при рассмотрении темы “Системы счисления” можно проверить и закрепить знания учащихся в игровой форме. Ведь игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на восстановление и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправлением поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (воодушевить, побудить интерес);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей) и т.п.
Поэтому предлагаю один из вариантов игрового урока. На уроке просматривается пропорциональное распределение нагрузки, упражнения на мышление и память чередуются. На первом этапе урока, показываю видеоматериал, направленный на закрепление полученных знаний на прошлых уроках, что активизировало деятельность учащихся. Формулирую и ставлю проблему а, учащиеся её решают.
Сценарий урока1. После звонка, приветствие учащихся. Перекличка.
2. Вступление:
“Дорогие ребята, сегодня наш урок пройдет под заголовком “Непозиционный счет”. Во время урока вашими помощниками будут §§ 4.2, 4.3 и 4.6 из учебника. А начнем мы с небольшого экскурса в историю Непозиционных систем”
3. Показ презентации, который сопровождается учителем.
Основа презентации взята из методической копилки Л. Босовой <Приложение 1>
4. Первое задание: “Помогите сравнить налоговые ведомости”
Ситуация: Встретились как-то представители Древнего Египта и Далекой Сибири. В руках у каждого по грамоте.
- “Мы платим налоги, но не знаем у кого и на сколько они больше?”
На доске вывешиваются две грамоты (варианты могут быть разные). <Рисунок 1>, <Рисунок 2>
- “Помогите нам сравнить эти квитанции и если на них разные суммы, то, на сколько они отличаются?”
(Дети должны выполнить в своих тетрадях расчеты, один из них выйдя к доске должен поставить знак сравнения)
5. Второе задание “Перевод в непозиционную систему”
“Знаете ребята, нашим представителям Древнего Египта и Далекой Сибири необходимо оплатить новый налог, на сумму в размере 1235 денежных единиц. Помогите составить квитанции. Не забудьте, что мы можем оплатить эти счета, только на языках понятных нашим налоговикам.”.
(Дети должны выполнить в своих тетрадях переводы. Пригласите двоих ребят для записи этих квитанций на доске. Узнайте все ли согласны с данными записями? Если нет, то почему?)
Ф.И.____________________________ класс 6 ___ | ||
Запишите римские числа в десятичной системе | MCDLVII | |
MMDCXLII | ||
DCCLXXVII | ||
Проверьте правильность решения | Римская |
Позиционная |
LXXXVIII : XI = VIII |
||
VII * VIII = LVI |
||
XXIV + II = XXVI |
||
CI – X = XCI |
6. Третье задание “Старинные счета”
“А теперь давайте перенесемся в Древний Рим. Вчера, разбирая архивы, на чердаке были обнаружены старинные счета. Их так много, что мне трудно в них разобраться. Помогите справиться с этой работой”.
Дети получают карточки. Вы предлагаете им записать на них свою фамилию и класс. А потом выполните задание.
(На этой же карточке можно сделать заготовку и для следующего конкурса)
7. Четвертое задание “Арифметика в Древнем Риме”
“А ещё я нашла много интересных примеров. Вот только не знаю, правильно ли они решены. Запишите перевод этих примеров и если они решены правильно, поставьте знак + в соответствующей строке”.
В качестве дополнительного задания можно предложить математический пример, каждое слагаемое которого записано в разных системах. Предложите выполнить перевод этих цифр в привычную систему счета, найти сумму и запишите ответ в римской системе счета”. Например: <Рисунок 3>.
Пригласите к доске одного из учащихся написать правильный ответ. Попросите остальных ребят проверить, верно, ли выполнен и записан результат.
Можно предложить детям самим составить такие примеры и написать их на доске, чтобы одноклассники попробовали их решить.
Спасибо всем за внимание. Я надеюсь, что теперь вы с легкостью сможете ориентироваться в разных системах счета.