Индивидуальная образовательная программа. Формы дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

1) Познакомить учащихся с понятием “Индивидуальная образовательная программа”, с ее содержанием, необходимостью ее создания.
2) Познакомить с формами дополнительного образования.

Учащиеся:

1) осваивают понятие образовательная программа;
2) участвуют в обсуждении содержания образовательной программы;
3) знакомятся с понятием рефлексия, участвуют в рефлексивных действиях;
4) знакомятся с формами дополнительного образования.

Задачи:

Формирование компетенций учащихся:

А) ценностно-смысловых; учебно-познавательных;
В) личностного самосовершенствования;
Г) коммуникативных;
Д) информационных.

Развитие личностных качеств.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Представление детей (Ф.И., класс).

Стадия вызова.

Учащиеся отвечают на вопрос: “Что нас объединяет?”. На ответ дается 1 минута. Необходимо выдвинуть как можно больше предположений. (Каждый из присутствующих пишет. Затем учащиеся озвучивают варианты своих ответов.)

Учащиеся представили ответы, вот некоторые из них:

1) Учимся и работаем в лицее №1;
2) Сидим в кабинете №15;
3) Постоянное желание узнавать что-то новое;
4) Ученик, учитель – один и тот же корень. Постоянно учимся.
5) Успешные или желаем быть успешными.
6) Все родились в 20 веке.
7) Все имеют отношение к олимпиадам;
8) Разумные существа и другие.

Учитель:

  • Назовите свой самый большой успех на сегодняшний день.
  • Что для вас является самым трудным?

(Ответ дает каждый из присутствующих).

Учитель:

Индивидуальная образовательная программа ученика. Как вы понимаете, что это за образовательный (учебный) продукт? Что в нее входит? Каковы форма и содержание?

(Учащиеся работают индивидуально, письменно отвечают на вопрос.)

Учитель:

А теперь объедините свои усилия. Поработайте в группе. (5 мин)

(Заслушиваются варианты ответов учащихся, затем учитель дает определение образовательной программы.)

Индивидуальная образовательная программа – программа действий ученика по освоению знаний, способов действий по предметам (циклу, общая) по развитию личных качеств, развитию мышления, творческих способностей, включающая в себя различные формы образования.

(На интерактивной доске рисунок. Учащихся просят пояснить рисунок- модель. Учащиеся дают свои пояснения.)

Стадия осмысления

Учитель: вашему вниманию предлагается образовательная программа по биологии Сусорова Дениса, ученика 11-го класса, победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады по биологии (диплом 1 степени), лауреата премии президента в рамках национального проекта.

(Денис представляет свою образовательную программу по биологии, рассказывает о своих достижениях (самый большой успех на сегодняшний день), о трудностях при подготовке к олимпиаде.)

Учитель: вашему вниманию предлагается образовательная программа Богатырева Алексея, ученика 11-го класса, победителя областной олимпиады по химии в 10 классе (1 место в региональном туре, 10 место на федеральном туре).

Учитель: вашему вниманию предлагается образовательная программа Попова Кирилла, ученика 11-го класса, победителя областного и федерального этапов Всероссийской олимпиады по химии, призера (диплом 2 степени) заключительного этапа, лауреата премии президента в рамках национального проекта в 2005-2006 учебном году.

(Учащиеся рассказывают о своих достижениях в изучении предметов, представляют свои индивидуальные образовательные программы, отвечают на вопросы учащихся 7-10-х классов, демонстрируют литературу, представленную на выставке).

На доске схема социального взросления.

Вопрос учителя к учащимся, представившим свою образовательную программу по предмету:

  • А как изменились личностные качества каждого из вас?
  • А на какой ступени взросления вы находитесь?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, обосновывая свои ответы.

На доске представлен список форм дополнительного образования. Учитель знакомит учащихся с особенностями каждой формы.

Формы дополнительного образования:

  • Работа с дополнительной литературой (еще раз обращается внимание на выставку);
  • Работа с учебно-популярной литературой;
  • Использование сети ИНТЕРНЕТ (учитель знакомит учащихся через интерактивную доску с некоторыми сайтами по химии);
  • Использование цифровых ресурсов (учитель знакомит с ресурсами лицейской медиатеки);
  • Решение нестандартных задач (расчетных, исследовательских, экспериментальных);
  • Участие в олимпиадах:

Всероссийские олимпиады по предметам,

Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады “Эйдос” по разным предметам и областям.

(Учитель с помощью интерактивной доски выходит на сайт эвристического центра “Эйдос”, знакомит с графиком олимпиад).

В качестве примера создания своих цифровых образовательных ресурсов показывается проект “Вода”, выполненный учащимся 7 класса Жировым Романом.

Разговор продолжается о других формах дополнительного образования.

На интерактивной доске:

  • Исследовательская деятельность, участие в НПК;
  • Выполнение курсовых работ в течение учебного года;
  • Посещение факультативов, спецкурсов, элективных курсов:
  • Индивидуальные консультации;
  • Самостоятельная подготовка;
  • Дистанционное обучение (знакомство с графиком дистанционного обучения на сайте эвристического центра “Эйдос” с помощью интерактивной доски);

Стадия рефлексии.

Подведение итогов по развитию личности в ходе освоения индивидуальной образовательной программы, о необходимости планировать свои действия.

На интерактивной доске схема:

img3.gif (5053 bytes)

Учитель: а теперь я попрошу провести анализ нашей сегодняшней деятельности.

Заполнение учащимися бланков по рефлексии.

Рефлексия собственной деятельности во время встречи:

1. Что Вы ожидали от участия во встрече и что получилось?
2. Что оказалось для Вас самым неожиданным в начале нашей встречи? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
3. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за время участия во встрече.
4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время нашей встречи.
5. Что полезного и нового Вы узнали для себя и будете применять в своей образовательной деятельности?

Присутствующие по желанию озвучивают свои ответы.

Учитель благодарит всех за работу, приглашает на следующую встречу.

Терминологический словарь.

Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Личностный потенциал – совокупность способностей.

Комментарии:

Я постаралась дать слово успешным учащимся, у которых есть значительный потенциал, которые могли объяснить важность образовательной программы, плановости, необходимость постановки целей, умения вычленить проблемы и возникшие противоречия, анализировать действия по их разрешению.

Сделала акцент на формах дополнительного образования, т.к. не все учащиеся еще знакомы с данными формами или не все используются.

Работая с учащимися Богатыревым А., Поповым К., я учитывала и учитываю, что ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в образовательной области химии в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

  • определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
  • ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
  • выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
  • применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным способностям;
  • рефлексивно осознавать полученные результаты;
  • осуществить оценку и корректировку своей деятельности.

Этапы, обеспечивающие продвижение по индивидуальной траектории.

I. Диагностика.
II. Фиксация. Цель, какие хочет получить результаты.
III. Приоритеты, объем, формы, методы.
IV. Составление образовательного продукта в виде программы.
V. Деятельность. Сопоставление результатов с целями. Самооценка.
VI. Демонстрация образовательного продукта (что мы попытались сделать).
VII. Рефлексивно-оценочный этап.

Литература:

  1. А.В. Хуторской. Технология организации индивидуальной образовательной траектории.
  2. А.В. Хуторской. Целеполагание и рефлексия в обучении.

(Электронные издания Центра дистанционного образования “Эйдос”)