Цели:
1) Познакомить учащихся с понятием “Индивидуальная образовательная программа”, с ее содержанием, необходимостью ее создания.
2) Познакомить с формами дополнительного образования.
Учащиеся:
1) осваивают понятие образовательная программа;
2) участвуют в обсуждении содержания образовательной программы;
3) знакомятся с понятием рефлексия, участвуют в рефлексивных действиях;
4) знакомятся с формами дополнительного образования.
Задачи:
Формирование компетенций учащихся:
А) ценностно-смысловых; учебно-познавательных;
В) личностного самосовершенствования;
Г) коммуникативных;
Д) информационных.
Развитие личностных качеств.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Представление детей (Ф.И., класс).
Стадия вызова.
Учащиеся отвечают на вопрос: “Что нас объединяет?”. На ответ дается 1 минута. Необходимо выдвинуть как можно больше предположений. (Каждый из присутствующих пишет. Затем учащиеся озвучивают варианты своих ответов.)
Учащиеся представили ответы, вот некоторые из них:
1) Учимся и работаем в лицее №1;
2) Сидим в кабинете №15;
3) Постоянное желание узнавать что-то новое;
4) Ученик, учитель – один и тот же корень.
Постоянно учимся.
5) Успешные или желаем быть успешными.
6) Все родились в 20 веке.
7) Все имеют отношение к олимпиадам;
8) Разумные существа и другие.
Учитель:
- Назовите свой самый большой успех на сегодняшний день.
- Что для вас является самым трудным?
(Ответ дает каждый из присутствующих).
Учитель:
Индивидуальная образовательная программа ученика. Как вы понимаете, что это за образовательный (учебный) продукт? Что в нее входит? Каковы форма и содержание?
(Учащиеся работают индивидуально, письменно отвечают на вопрос.)
Учитель:
А теперь объедините свои усилия. Поработайте в группе. (5 мин)
(Заслушиваются варианты ответов учащихся, затем учитель дает определение образовательной программы.)
Индивидуальная образовательная программа – программа действий ученика по освоению знаний, способов действий по предметам (циклу, общая) по развитию личных качеств, развитию мышления, творческих способностей, включающая в себя различные формы образования.
(На интерактивной доске рисунок. Учащихся просят пояснить рисунок- модель. Учащиеся дают свои пояснения.)
Стадия осмысления
Учитель: вашему вниманию предлагается образовательная программа по биологии Сусорова Дениса, ученика 11-го класса, победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады по биологии (диплом 1 степени), лауреата премии президента в рамках национального проекта.
(Денис представляет свою образовательную программу по биологии, рассказывает о своих достижениях (самый большой успех на сегодняшний день), о трудностях при подготовке к олимпиаде.)
Учитель: вашему вниманию предлагается образовательная программа Богатырева Алексея, ученика 11-го класса, победителя областной олимпиады по химии в 10 классе (1 место в региональном туре, 10 место на федеральном туре).
Учитель: вашему вниманию предлагается образовательная программа Попова Кирилла, ученика 11-го класса, победителя областного и федерального этапов Всероссийской олимпиады по химии, призера (диплом 2 степени) заключительного этапа, лауреата премии президента в рамках национального проекта в 2005-2006 учебном году.
(Учащиеся рассказывают о своих достижениях в изучении предметов, представляют свои индивидуальные образовательные программы, отвечают на вопросы учащихся 7-10-х классов, демонстрируют литературу, представленную на выставке).
На доске схема социального взросления.
Вопрос учителя к учащимся, представившим свою образовательную программу по предмету:
- А как изменились личностные качества каждого из вас?
- А на какой ступени взросления вы находитесь?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, обосновывая свои ответы.
На доске представлен список форм дополнительного образования. Учитель знакомит учащихся с особенностями каждой формы.
Формы дополнительного образования:
- Работа с дополнительной литературой (еще раз обращается внимание на выставку);
- Работа с учебно-популярной литературой;
- Использование сети ИНТЕРНЕТ (учитель знакомит учащихся через интерактивную доску с некоторыми сайтами по химии);
- Использование цифровых ресурсов (учитель знакомит с ресурсами лицейской медиатеки);
- Решение нестандартных задач (расчетных, исследовательских, экспериментальных);
- Участие в олимпиадах:
Всероссийские олимпиады по предметам,
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады “Эйдос” по разным предметам и областям.
(Учитель с помощью интерактивной доски выходит на сайт эвристического центра “Эйдос”, знакомит с графиком олимпиад).
В качестве примера создания своих цифровых образовательных ресурсов показывается проект “Вода”, выполненный учащимся 7 класса Жировым Романом.
Разговор продолжается о других формах дополнительного образования.
На интерактивной доске:
- Исследовательская деятельность, участие в НПК;
- Выполнение курсовых работ в течение учебного года;
- Посещение факультативов, спецкурсов, элективных курсов:
- Индивидуальные консультации;
- Самостоятельная подготовка;
- Дистанционное обучение (знакомство с графиком дистанционного обучения на сайте эвристического центра “Эйдос” с помощью интерактивной доски);
Стадия рефлексии.
Подведение итогов по развитию личности в ходе освоения индивидуальной образовательной программы, о необходимости планировать свои действия.
На интерактивной доске схема:
Учитель: а теперь я попрошу провести анализ нашей сегодняшней деятельности.
Заполнение учащимися бланков по рефлексии.
Рефлексия собственной деятельности во время встречи:
1. Что Вы ожидали от участия во встрече и что получилось?
2. Что оказалось для Вас самым неожиданным в начале нашей встречи? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
3. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за время участия во встрече.
4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время нашей встречи.
5. Что полезного и нового Вы узнали для себя и будете применять в своей образовательной деятельности?
Присутствующие по желанию озвучивают свои ответы.
Учитель благодарит всех за работу, приглашает на следующую встречу.
Терминологический словарь.
Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Личностный потенциал – совокупность способностей.
Комментарии:
Я постаралась дать слово успешным учащимся, у которых есть значительный потенциал, которые могли объяснить важность образовательной программы, плановости, необходимость постановки целей, умения вычленить проблемы и возникшие противоречия, анализировать действия по их разрешению.
Сделала акцент на формах дополнительного образования, т.к. не все учащиеся еще знакомы с данными формами или не все используются.
Работая с учащимися Богатыревым А., Поповым К., я учитывала и учитываю, что ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в образовательной области химии в том случае, если ему будут предоставлены возможности:
- определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
- ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
- выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
- применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным способностям;
- рефлексивно осознавать полученные результаты;
- осуществить оценку и корректировку своей деятельности.
Этапы, обеспечивающие продвижение по индивидуальной траектории.
I. Диагностика.
II. Фиксация. Цель, какие хочет получить результаты.
III. Приоритеты, объем, формы, методы.
IV. Составление образовательного продукта в виде программы.
V. Деятельность. Сопоставление результатов с целями. Самооценка.
VI. Демонстрация образовательного продукта (что мы попытались сделать).
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
Литература:
- А.В. Хуторской. Технология организации индивидуальной образовательной траектории.
- А.В. Хуторской. Целеполагание и рефлексия в обучении.
(Электронные издания Центра дистанционного образования “Эйдос”)