Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет
Накормит русский лес.
(С. Никулин «Русский лес»)
Окружающий лес многообразен и изменчив, в нем много загадок и тайн. Для того чтобы жить в этом мире, человек должен его познать. Лес – общенародное богатство. Наша страна – самая богатая страна в мире по лесным запасам. Человек не может жить без природы, поэтому природные ресурсы нужно разумно использовать и умножать. Лес надо беречь и охранять.
ЦЕЛЬ: Дать представление о природе лесной полосы. На основе сравнения с природой степей выявить растений леса. Углубить знания детей о связях между высотой солнца, температурой воздуха, количеством осадков и растительностью. Обобщить знания о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта природных зон, гербарий, таблички – надписи, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
На поляне лесной
Под высокой сосной
Колокольчик-звонок
Всех зовёт на урок
Не будем мы играть
Сегодня в прятки
А наведём мы в знаниях порядки
Не будем мастерить
Корабль бумажный
Сегодня у ребят урок уж
Очень важный.
2. МИНУТКА КАЛЕНДАРЯ.
Проводит дежурный по классу ученик. (Работа по индивидуальным карточкам)
Карточка № 1 – 2 учащихся
Назови растения степи. Составь цепь питания в зоне степей.
Карточка № 2 – 2 учащихся
Назови животных и птиц степей. Составь цепь питания в зоне степей.
Карточка № 3 – 2 учащихся
Какие опасности бывают в степи. Составь цепь питания в степи.
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Игра: «Блиц-турнир» (Три вопроса – оценка)
Вопросы:
- Что такое суховей?
- Как можно защитить степь от суховеев?
- Снежные бураны в степи: их польза и вред.
- Объясни рисунок с травяным покровом с. 63.
- Составь цепь питания в зоне степей.
- Как деятельность человека может нарушить цепь питания в степи?
- Как восстановить цепь питания?
- Кто такие кочевники?
- Чему по вашему мнению должны были учить кочевники своих детей?
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
– Почему после зоны пустынь идёт зона степей?
– От чего это зависит?
– Как изменяются осадки, t воздуха, почва, растительный и животный мир?
5. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
– Как вы думаете продвигаясь выше зоны степей как будут изменятся t, осадки?
– Почему?
– Что может расти в таких условиях?
– Как можно назвать эту природную зону?
6. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
– Сегодня мы познакомимся с лесной зоной.
– Чтобы лучше познакомиться, что для этого нужно сделать? (Пойти в лес)
– Поэтому сегодня мы совершим небольшое путешествие в лесную зону.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Ночью тёмной, грозовою.
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои.
(Дети выполняют упражнения за учителем)
8. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
-
Расположение лесной зоны на карте природных зон.
- Леса умеренного пояса широким кольцом опоясывают с запада на восток всё Северное полушарие земли. -
Особенности зоны лесов:
- обильные осадки
- количество тепла различно
- почвы (Работа по учебнику) -
Виды лесов. (Три подзоны зон лесов)
- Лиственные, смешанные, хвойные (тайга) (работа по учебнику) -
Значение леса
(Для людей и природы земли вообще)(Вывешиваются таблички)
- очищает воздух
- задерживает влагу
- питает родники, реки
- спасает землю от высыхания
- спасает от изменения климата
- плодородие почв
- жизнь животных
- люди и их хоздеятельность
9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
-
Леса Белгородской области.
Смешанные леса; близость к зоне степей.
Сосна, берёза, клён, рябина. осина, ольха. (Работа с гербарием)
Медуница, папоротник, кислица, ветреница. (Работа с гербарием) -
Лесная красавица.
Берёза – красавица русских лесов. (Сообщение учащихся)
10. ОБОБЩЕНИЕ:
– Какие особенности свойственны зоне лесов?
– Наше путешествие подошло к концу.
11. ИТОГ:
– С какой природной зоной познакомились?
– Почему лесную зону разделили на три подзоны.
12. РЕФЛЕКСИЯ.
– Закончите предложение (Вербальная цепочка)
Сегодня на уроке я узнал (а) …
ОЦЕНКИ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ ПО ХОДУ УРОКА.