Введение в тему
Развивающаяся педагогика ненасилия
существенно изменила отношение взрослых к детям.
Уровень развития ребенка становится мерой
качества работы педагога и всей образовательной
системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не
только на подготовку к школе, но и на сохранение
полноценного детства в соответствии с
психофизическими особенностями развивающейся
личности. Уважение к ребенку, принятие его целей,
интересов, создание условий для развития –
непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание
формированию знаний, умений и навыков
дошкольника и адаптации его к социальной жизни,
но и обучать через совместный поиск решений,
предоставлять ребенку возможность
самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения
сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,
способом реализации личностно-ориентированного
подхода к образованию является технология
проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность,
участники которой автоматически: без специально
провозглашаемой дидактической задачи со стороны
организаторов осваивают новые понятия и
представления о различных сферах жизни.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и
связан с развитием гуманистического направления
в философии и образовании, начало которому
положил американский философ, психолог и педагог
Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В.
Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия
имеет следующий вид: «Проект – есть всякое
действие, совершаемое от всего сердца и с
определенной целью» (по определению
Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились
одновременно с разработкой американских
педагогов. Под руководством Шацкого
объединилась группа педагогов, использующих
проектный метод на практике.
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские,
информационные, творческие, игровые,
приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его
семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный
мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте:
заказчик, эксперт, исполнитель, участник от
зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется
внутри одной возрастной группы, в контакте с
другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте
с семьей, учреждениями культуры, общественными
организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный,
парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней
продолжительности и долгосрочный.
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение__________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно
изучать в ходе реализации проекта____________
3. Необходимые материалы
___________________________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
____________________________________________________________________
Что мы хотим узнать?
_________________________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы?
_________________________________________________
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей
и воспитателя) ___________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию
проекта ______________________________
МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Воспитатель – организатор детской
продуктивной деятельности, источник информации,
консультант, эксперт. Он – основной руководитель
проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в
его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому
характеру детской деятельности, ребенок
знакомится с различными точками зрения, имеет
возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима
соответствующая организация
предметно-развивающего пространства группы. В
группе помещают документы, книги, различные
предметы, энциклопедии, доступные для их
понимания. Возможен выход детей в библиотеки,
музеи или другие учреждения, если это необходимо
для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на
совместную деятельность участников
образовательного процесса в различных
сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок –
ребенок, дети – родители. Возможны
совместно-индивидуальные,
совместно-взаимодействующие,
совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в
том, что каждому ребенку обеспечивается
признание важности и необходимости в коллективе.
Он видит результаты коллективных усилий группы.
Частным, конкретным результатом работы для детей
может быть рисунок, аппликация, альбом,
сочиненная сказка, подготовленный концерт,
спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации
проекта у детей развивается самостоятельность,
активность, ответственность, чувство доверия
друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений
Проектировочные способности проявляются во
взаимодействии основных систем управления любой
социальной организацией (человек, коллектив,
деятельность).
Основная функция проектирования – наметить
программу, подобрать средства дальнейших
целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике
работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную
проблему культурного саморазвития дошкольника,
знакомства с циклами проектирования. Процесс
проектирования состоит из трех этапов:
разработки проекта, их реализации, анализа
результатов.
Научить ребенка проектировать может
воспитатель, владеющий методом проектов, как
технологией и как деятельностью по
самоорганизации профессионального
пространства.
Проектировочные способности проявляются во
взаимодействии основных систем управления любой
социальной организацией.
Основная функция проектирования – наметить
программу, подобрать средства дальнейших
целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике
ДОУ начинается с ориентации на актуальную
проблему культурного саморазвития дошкольника,
знакомства с циклами проектирования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов:
разработка проектов, их реализация, анализ
результатов.
Условием освоения каждого этапа является
коллективная мыслительная деятельность
воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники,
вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны
разрабатывать системные и
системно-транслируемые проекты.
Критерии проектов
1. Актуальность проекта, реальность
предлагаемых решений, практическая
направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность,
законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия
темы, подходов, предлагаемых воспитателем
решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений,
подходов.
5. Надлежащее оформление :соответствие
стандартным требованиям, качество эскизов, схем,
рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.
Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей
Этапы |
Задачи | Деятельность творческой группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение темы, проблемы. Выбор группы участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе
группы) Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение, консультация. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценки | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Актуальность темы проекта
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по краеведению, использование региональных и парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Сроки: декабрь – апрель.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
- Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям.
- Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
- Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Приангарья.
- Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; региональной программы «Животный и растительный мир Прибайкалья» Л.А. Мишариной.
Прогнозируемый результат:
- Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
- Расширение связей ДОУ с социумом.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Тематический план работы
Разделы работы |
Основное содержание, сроки |
Познавательно-речевое развитие |
|
«Я и вся моя семья» | Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (декабрь 2008) |
«Наш поселок Михайловка» | Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к памятникам, учреждениям: музей, школы, больница, магазины, ЦВР, ЦОН, ДШИ Посещение храма Василия Великого, совместно с родителями (декабрь 2008 – январь 2009) |
«Любимый Иркутск – середина Земли» | Рассматривание иллюстраций об
Иркутске, беседы о гербе Иркутска. Посещение детьми с родителями музеев, галерей, театров, цирка, дельфинария и составление рассказов об уведенном или представление видео. Чтение произведений иркутских писателей и поэтов (январь, февраль 2009). |
«Природа Приангарья» | Циклические наблюдения за природой,
погодой (декабрь – апрель) Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь) «Помоги птицам зимой» (январь) Рассматривание фотоальбома Малеева «Животный мир Сибири» Занятия природоведческого цикла: «Реки Сибири», «Викторина о Байкале» (для родителей) Чтение детям произведений Иркутского автора Софьи Бунтовской «Экологически чистых сказок с берега Байкала» Досуговые мероприятия: «День Земли», «Синичкин календарь». |
«Развитие связной речи детей 5–7лет» | Знакомство детей с произведениями
местных авторов, журналистов, поэтов, используя
газеты «Мое село», «Черемховские новости»,
журнал «Сибирячок». Драматизация с детьми сибирских сказок. Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказок, участие в постановке произведений и сказок. Семейный театр. Знакомство со сказками, легендами о Байкале. Пересказы этих произведений. Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об интересных местах поселка (вокзал, школа, музей, храм, театр) Составление описательного рассказа о храме Чтение эпизодов из детской библии разговор о впечатлениях. Приобщение родителей к приобретению и чтению журнала «Сибирячок» Посещение библиотеки, встречи с местными авторами. Составление рассказов по впечатлениям. |
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | Народные традиции, промыслы, приметы:
«Коляда», «Сибирские посиделки», «Праздник
русского валенка» Праздники народно-земледельческого цикла |
Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство Приангарья» |
|
«Изобразительное искусство Приангарья» | Ознакомление детей с деревянным зодчеством Иркутска. Знакомство с творчеством художников Приангарья. Посещение родителями с детьми Иркутского художественного музея. Посещение выставок ДШИ. |
«Музыкальная культура Сибири» | Разучивание народных песен, потешек,
частушек регионального содержания. Ознакомление
с народными инструментами. Ознакомление с
песнями о родном крае. Выступление перед детьми
вок. групп ДК «Жарки» – «Ветераночка»,
«Любавушка» Цикл занятий по музыкальному воспитанию: «Музыкальная культура Сибири» |
Физическая культура |
|
«Игры народов Сибири» | Изготовление родителями атрибутов для
подвижных игр. Помещение игр народов Сибири в
папку-передвижку. Разучивание с детьми игр: «Иголка, нитка, узелок» «Коршун», «Льдинка, Ветер и Мороз», «Олени и пастухи», «Ястреб и утки», «Ручейки и озера» Спортивный праздник «Спортивная семья» |