Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования.
А.П. Ершов
Одной из основных стратегических задач развития российского образования является задача повышения его качества. Важнейшим результатом образования должна быть разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям, обладающая мобильностью, коммуникабельностью в современном жизненном пространстве.
Фактором повышения качества образования в области ИКТ является осознанное освоение и использование этих технологий в учебной, производственной и других видах деятельности. Знание основных закономерностей построения любой ИКТ, общих принципов и методов построения целенаправленного информационного процесса является сегодня необходимым условием адаптации к новым реалиям жизни и работы в формирующейся технологической среде, возможности освоения в течение трудовой жизни новых профессий, новых наукоемких технологий.
Общим компонентом для всех наук является информация. Лишь она связывает между собой различные по характеру и содержанию науки, поэтому информационные процессы, изучаемые информатикой, имеют место практически во всех предметных областях.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах. Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. «Integratio» – восстановление - восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного — воспитательного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания обучающихся:
- переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
- увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.
- интеграция увеличивает информативную емкость урока.
- интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
- интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Основные приемы интеграции в учебном процессе заключаются в следующем:
- уроки проводятся по сопряженным темам, изучаемым в различных предметных областях;
- уроки проводятся в форме творческих лабораторий;
- уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики;
- уроки наполняются музыкой, рисунками, поделками.
- Безусловно, учитель должен работать в определенной системе, в которой каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого.
Многие образовательные и социальные проблемы решаются через систему школьных проектов, так или иначе связанных с информатикой и ИКТ. Проекты имеют разные уровни направленности реализации — как для детей, так и для учителей; они ориентированы и на школьное, и на межшкольное образовательное пространство. Дети начинают осваивать проектную технологию с создания компьютерных проектов на уроках информатики. При этом у школьников появляются навыки работы в группе, проявляются лидерские качества, создается умение планировать свою работу. В среднем и старшем звеньях появляется возможность интегрировать знания по различным предметам в исследовательские проекты, включающие в себя изучение различных информационных ресурсов и использование Интернета.
Подготовка детей к различным олимпиадам и конкурсам также организуется в форме проекта. Ведь в конкурсах и олимпиадах важно не только содержание знаний, но и навыки соединения различных видов мышления с подходами к решению проблемы. Эта подготовка имеет большое значение как для детей, участвующих в школьных, городских, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах и проектах.
В нашем городе развитием идеи интеграции различных видов мыслительной деятельности учителей и учеников стали Областной конкурс «Информашка», «Орен-Инфо» и др.проекты, которые охватывают все возрастные категории участников. Так же ребята принимают участие во Всероссийских проектах, где за свои знания, умения и навыки получают заслуженные награды, призы и звания.
Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Осваивая сервисы и службы Интернет, ученики могут узнавать интересные мировые факты, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п., обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Опираясь на современное представление о школьной дисциплине «Информатика», как системообразующей и интегрирующей дисциплине, можно утверждать, что активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательной деятельности позволяет нам существенно снизить влияние случайных факторов социализации в условиях информатизации, осуществить целенаправленную подготовку личность ребенка к жизнедеятельности в информационном обществе. Интегрированный подход не только учит, но и воспитывает. Цель воспитания — есть суть воспитания следующих качеств:
- эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность;
- бережное отношение к технике, информации; этическое отношение к результату чужого труда;
- стремление к самоутверждению через освоение компьютерных технологий;
- личная ответственность за результаты работы (личные и в группе).
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обученности и воспитанности;
- к интеллектуально-физическому развитию;
- к способности мыслить и действовать творчески.
Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки сведений, которые легко забываются и не находят применение в реальной действительности. Процесс интеграции очень сложен. Есть много объективных и субъективных причин сдерживающих его развитие. Но всегда нужно стремиться к движению вперёд. И как результат мы получим ученика владеющего не только компьютерными информационными технологиями, но и умением применять свои разносторонние глубокие знания на практике.
Результатом деятельности учителя являются победы учеников на конкурсах, конференциях, олимпиадах разных уровней, результатом считается составление методических пособий и сборников, результат — уровень обученности и качество образования, результат — отношение школьников к предмету и учителю. Результат — это сопоставление желаемого в начале пути с конечным итогом. А итог всего этого — дети в достаточной степени обладают навыками мыслительной деятельности, у них развито логическое мышление, они успешны и любят творить.
Опыт сотрудничества с педагогическим сообществом наглядно доказывает, что интеграция с информационными технологиями открывает следующие возможности для образовательного процесса: эффективный свободный доступ к самой разнообразной информации; возможности использовать различные источники информации; возможности повышения квалификации через Internet; использование компьютера как средства для подготовки, печати, и поиска информации; возможность моделирования для проведения эксперимента; отработка определенных навыков и умений; контроль знаний; организация исследовательской деятельности обучающихся; повышение мотивации обучения; увлекательное объяснение нового материала; визуализация.
Как известно, прогресс происходит не только благодаря открытию нового, но в не меньшей степени благодаря творческой реорганизации того, что мы уже знаем. В данном случае речь идет о том, чтобы достичь нового качества образования за счет реорганизации образовательного процесса с помощью приоритетного преподавания информатики и системной интеграции информационных технологий в самом образовательном процессе и в управлении образованием.
Единство цели порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!