Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 3–4-х общеобразовательных классов

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным возможно лишь через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием разнообразных методов: наблюдения, эксперимента, проектно-исследовательских, творческих и др.

Наиболее ценным является взаимодействие ребенка с социоприродной средой, т.к. он приобретает личный экологический опыт, который в будущем влияет на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом.

Программа курса построена в соответствии с экологическим календарем международных праздников – Днем ЛЕСА, Днем Земли, Днем Биоразнообразия и др., которые задают экологический ритм жизнедеятельности учащихся.

Она состоит из пяти основных тем, которые соответствуют учебным темам в курсе «Окружающий мир» для 3 и 4 класса, то есть эта программа интегрирована с учебным предметами: литературным чтением, математикой, художественным трудом, ИЗО и «Окружающим миром». Во время экскурсий у учащиеся происходит актуализация знаний, полученных во время основных учебных занятий.

Основные темы:

  1. Тропа здоровья.
  2. Сделай доброе дело.
  3. Царства живой природы.
  4. Взаимосвязи в природе.
  5. Учимся мудрости у природы.

Курс «Экология экскурсионная» организуется во второй половине дня или в субботние дни – дни развивающих занятий, в зависимости от погодных условий. Курс насыщен практическими заданиями и заданиями творческого и развивающего характера. В курсе используются различные приемы и методы, но предпочтение отдается деятельности учащихся с учетом их возрастных способностей – проектно-исследовательским методам.

Курс направлен на укрепление здоровья и служит практическим дополнением к Класс-проекту «Неболейка».

Программа

Тема 1. Тропа здоровья (8 часов)

Здравствуй, лес наш добрый друг! Правила поведения в природе. Не причини природе зла. Бездомные животные. Что дает природа человеку. Зеленая аптека. Ярусы леса. Правила поведения около водоема.

Цели и задачи :

  • сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
  • раскрыть значение леса для людей;
  • развивать бережное отношение ко всему, что окружает человека;
  • формировать у детей ответственное отношение к природе;
  • познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;
  • воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
  • развивать змоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком;
  • систематизировать знания учащихся об образе жизни бездомных животных;
  • развить чувство сострадания к бездомным животным;
  • формировать представление детей о том, что природа это источник красоты, доброты, источник укрепления здоровья ;
  • учить пользоваться природными дарами для поправки своего здоровья и здоровья своих близких.
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами.
  • формировать представление учащихся о водоёмах, ознакомить со значением различных водоёмов и их охраной;
  • развитие знаний о растительном и животном мире пресных водоёмом, о роли человека в охране вод;
  • расширение социоприродной среды жизни учащихся;
  • формирование личного экологического опыта.

Тема 2. Сделай доброе дело (5 часов)

Посади дерево. Кормушки для птиц. Чистый городской лес. Костры и тропинки. Чтобы почва была плодородной.

Цели и задачи:

  • учить правильно высаживать деревья ;
  • формировать бережное отношение к посаженому дереву;
  • формировать бережное отношение к природе;
  • ознакомить учащихся с последствиями воздействий человека на природу;
  • учить правильному уничтожению кострищ;
  • познакомить с различными видами почв и их составом.

Тема 3. Царства живой природы (8 часов)

Царства живой природы. Растения наших лесов. Зимний дуб. Дуб и его дети. Животные нашего леса. Подготовка ко Дню птиц. Грибы – особые обитатели леса. Экскурсия в Дарвиновский музей.

Цели и задачи:

  • развить учащихся знания о царствах живой природы;
  • формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает;
  • закрепить понятие "съедобные" и "несъедобные" грибы;
  • обобщить знания учащихся о растениях, о лесе, как о многоэтажном доме;
  • обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных, человека;
  • учить бережному отношению к растениям;
  • развитие представлений детей об особенностях дуба и жизни животных, связанных с этим деревом;
  • познакомить учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой питания в дубовом лесу;
  • развитие наблюдательности;
  • систематизировать знания о животных леса, об их образе жизни;
  • развитие знаний детей о лесных птицах, о голосах лесных птиц, об особенностях их поведения;
  • расширение культурного образовательного пространства;
  • укрепление нравственно-экологической позиции учащихся;

Тема 4. Взаимосвязи в природе (8 часов)

Болота – реки зарожденье. День водно-болотных угодий. Как влияет температура в городе на растения? Как зимуют травы? Как и где зимуют беспозвоночные животные. Пищевые цепи. Опасный борщевик.

Правила природного дома. День Земли. Наш любимый школьный двор. Цели :

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • расширить знания о животных и растениях болот;
  • развить представления о зимовке беспозвоночных животных;
  • развить знания о пищевых цепях;
  • формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья;
  • воспитания трудолюбия и ответственности при выполнении проектно-исследовательских работ;
  • познакомить с различными видами термометра, научить измерять и записывать температуру в разных средах жизни.

Тема 5. Учимся мудрости у природы (5 часов)

Народные приметы. На лугу весной. Растения – не только Земли украшения.

Обитатели леса – дружная семья. Всемирный День БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.

Цели и задачи:

  • обогатить знания детей о народных приметах;
  • развить представления учащихся о растительном и животном мире луга, об особенностях жизни его обитателей;
  • сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
  • расширить представления о разнообразии живых организмов луга, о роли человека;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развитие навыков работы с гербариями;
  • воспитывать интерес к изучению растений;
  • воспитывать бережно отношения к природе;
  • систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни;
  • воспитание бережного и сострадательного отношения к живым организмам.

Литература.

  1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
  2. Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство «Горизонт», 1983 г.Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
  3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
  4. Вестник экологического образования в России. №2, 1996.
  5. Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
  6. Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
  7. Карпенкин Б.М. «Народный календарь Подмосковья. «-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.
  8. Культура и экология. М., 1996.
  9. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.
  10. Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
  11. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5-6 классов.- М.:Устойчивый мир, 1999 г..
  12. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. –М.2002.
  13. Райков Б.Е., Римский- г..Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
  14. Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»
  15. Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  16. Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. – М.: ООО «Аст-ПРЕСС ШКОЛА» 2005.
  17. Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы «Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр «Школьная книга» 2006. С.69
  18. Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете «Биология» (Приложение к «Первое сентября»), № 24, декабрь, 2006 г., с.
  19. Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. « Лесопатологическое исследование сквера около управы района «Южное Бутово» «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  20. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. «Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
  21. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. «Почва и методы ее биологической диагностики». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
  22. Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов.-М.:Издат. Дом «Новый учебник», 2004.
  23. Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
  24. Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
  25. Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя.I часть.» Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.
  26. Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя.II часть.» Методическое пособие для учителя – М., 2006
  27. Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
  28. Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
  29. Экология большого города. Альманах.-М.: «Прима-Пресс» , 1997.

Тематическое планирование

Тема 1. Тропа здоровья. ( 8 часов)

  1. Здравствуй, лес наш добрый друг!
  2. Правила поведения в природе.
  3. Не причини природе зла. День работников леса.
  4. Бездомные животные.
  5. Что дает природа человеку. Всемирный день защиты животных.
  6. Зеленая аптека.
  7. Ярусы леса.
  8. Правила поведения около водоема.

Тема 2. Сделай доброе дело! (5 часов)

  1. Практическое занятие «Посади дерево».
  2. Практическое занятие «Посади дерево».
  3. Практическое занятие «Чистый городской лес»
  4. Практическое занятие «Костры и тропинки»
  5. Практическое занятие «Чтобы почва была плодородной».

Тема 3. Царства живой природы (8 часов)

  1. Царства живой природы.
  2. Грибы – особые обитатели леса.
  3. Растения наших лесов.
  4. Зимний дуб.
  5. Практическое занятие « Дуб и его дети».
  6. Животные нашего леса. Поможем птицам.
  7. -21. Экскурсия в Дарвиновский музей.

Тема 4. Взаимосвязи в природе.(8 часов)

  1. Болота – реки зарожденье. День водно-болотных угодий.
  2. Как зимуют травы?
  3. Как и где зимуют беспозвоночные животные. День Воды.
  4. Пищевые цепи.
  5. Опасный борщевик. День Здоровья.
  6. Правила природного дома.
  7. Наш любимый школьный двор. День Земли.
  8. Как влияет температура в городе на растения?

Тема 5. Учимся мудрости у природы. (5 часов)

  1. Народные приметы.
  2. Все связано со всем. На лугу весной.
  3. Растения – не только Земли украшения.
  4. Обитатели леса – дружная семья.
  5. Всемирный День БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.