Пояснительная записка.
Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным возможно лишь через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием разнообразных методов: наблюдения, эксперимента, проектно-исследовательских, творческих и др.
Наиболее ценным является взаимодействие ребенка с социоприродной средой, т.к. он приобретает личный экологический опыт, который в будущем влияет на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом.
Программа курса построена в соответствии с экологическим календарем международных праздников – Днем ЛЕСА, Днем Земли, Днем Биоразнообразия и др., которые задают экологический ритм жизнедеятельности учащихся.
Она состоит из пяти основных тем, которые соответствуют учебным темам в курсе «Окружающий мир» для 3 и 4 класса, то есть эта программа интегрирована с учебным предметами: литературным чтением, математикой, художественным трудом, ИЗО и «Окружающим миром». Во время экскурсий у учащиеся происходит актуализация знаний, полученных во время основных учебных занятий.
Основные темы:
- Тропа здоровья.
- Сделай доброе дело.
- Царства живой природы.
- Взаимосвязи в природе.
- Учимся мудрости у природы.
Курс «Экология экскурсионная» организуется во второй половине дня или в субботние дни – дни развивающих занятий, в зависимости от погодных условий. Курс насыщен практическими заданиями и заданиями творческого и развивающего характера. В курсе используются различные приемы и методы, но предпочтение отдается деятельности учащихся с учетом их возрастных способностей – проектно-исследовательским методам.
Курс направлен на укрепление здоровья и служит практическим дополнением к Класс-проекту «Неболейка».
Программа
Тема 1. Тропа здоровья (8 часов)
Здравствуй, лес наш добрый друг! Правила поведения в природе. Не причини природе зла. Бездомные животные. Что дает природа человеку. Зеленая аптека. Ярусы леса. Правила поведения около водоема.
Цели и задачи :
- сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
- раскрыть значение леса для людей;
- развивать бережное отношение ко всему, что окружает человека;
- формировать у детей ответственное отношение к природе;
- познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;
- воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
- развивать змоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком;
- систематизировать знания учащихся об образе жизни бездомных животных;
- развить чувство сострадания к бездомным животным;
- формировать представление детей о том, что природа это источник красоты, доброты, источник укрепления здоровья ;
- учить пользоваться природными дарами для поправки своего здоровья и здоровья своих близких.
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами.
- формировать представление учащихся о водоёмах, ознакомить со значением различных водоёмов и их охраной;
- развитие знаний о растительном и животном мире пресных водоёмом, о роли человека в охране вод;
- расширение социоприродной среды жизни учащихся;
- формирование личного экологического опыта.
Тема 2. Сделай доброе дело (5 часов)
Посади дерево. Кормушки для птиц. Чистый городской лес. Костры и тропинки. Чтобы почва была плодородной.
Цели и задачи:
- учить правильно высаживать деревья ;
- формировать бережное отношение к посаженому дереву;
- формировать бережное отношение к природе;
- ознакомить учащихся с последствиями воздействий человека на природу;
- учить правильному уничтожению кострищ;
- познакомить с различными видами почв и их составом.
Тема 3. Царства живой природы (8 часов)
Царства живой природы. Растения наших лесов. Зимний дуб. Дуб и его дети. Животные нашего леса. Подготовка ко Дню птиц. Грибы – особые обитатели леса. Экскурсия в Дарвиновский музей.
Цели и задачи:
- развить учащихся знания о царствах живой природы;
- формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает;
- закрепить понятие "съедобные" и "несъедобные" грибы;
- обобщить знания учащихся о растениях, о лесе, как о многоэтажном доме;
- обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных, человека;
- учить бережному отношению к растениям;
- развитие представлений детей об особенностях дуба и жизни животных, связанных с этим деревом;
- познакомить учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой питания в дубовом лесу;
- развитие наблюдательности;
- систематизировать знания о животных леса, об их образе жизни;
- развитие знаний детей о лесных птицах, о голосах лесных птиц, об особенностях их поведения;
- расширение культурного образовательного пространства;
- укрепление нравственно-экологической позиции учащихся;
Тема 4. Взаимосвязи в природе (8 часов)
Болота – реки зарожденье. День водно-болотных угодий. Как влияет температура в городе на растения? Как зимуют травы? Как и где зимуют беспозвоночные животные. Пищевые цепи. Опасный борщевик.
Правила природного дома. День Земли. Наш любимый школьный двор. Цели :
- развивать познавательный интерес учащихся;
- расширить знания о животных и растениях болот;
- развить представления о зимовке беспозвоночных животных;
- развить знания о пищевых цепях;
- формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья;
- воспитания трудолюбия и ответственности при выполнении проектно-исследовательских работ;
- познакомить с различными видами термометра, научить измерять и записывать температуру в разных средах жизни.
Тема 5. Учимся мудрости у природы (5 часов)
Народные приметы. На лугу весной. Растения – не только Земли украшения.
Обитатели леса – дружная семья. Всемирный День БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.
Цели и задачи:
- обогатить знания детей о народных приметах;
- развить представления учащихся о растительном и животном мире луга, об особенностях жизни его обитателей;
- сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
- расширить представления о разнообразии живых организмов луга, о роли человека;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развитие навыков работы с гербариями;
- воспитывать интерес к изучению растений;
- воспитывать бережно отношения к природе;
- систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни;
- воспитание бережного и сострадательного отношения к живым организмам.
Литература.
- Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
- Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство «Горизонт», 1983 г.Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
- Вестник экологического образования в России. №2, 1996.
- Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
- Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
- Карпенкин Б.М. «Народный календарь Подмосковья. «-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.
- Культура и экология. М., 1996.
- Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.
- Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
- Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5-6 классов.- М.:Устойчивый мир, 1999 г..
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. –М.2002.
- Райков Б.Е., Римский- г..Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
- Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»
- Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
- Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. – М.: ООО «Аст-ПРЕСС ШКОЛА» 2005.
- Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы «Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр «Школьная книга» 2006. С.69
- Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете «Биология» (Приложение к «Первое сентября»), № 24, декабрь, 2006 г., с.
- Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. « Лесопатологическое исследование сквера около управы района «Южное Бутово» «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
- Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. «Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
- Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. «Почва и методы ее биологической диагностики». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
- Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов.-М.:Издат. Дом «Новый учебник», 2004.
- Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
- Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
- Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя.I часть.» Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.
- Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя.II часть.» Методическое пособие для учителя – М., 2006
- Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
- Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
- Экология большого города. Альманах.-М.: «Прима-Пресс» , 1997.
Тематическое планирование
Тема 1. Тропа здоровья. ( 8 часов)
- Здравствуй, лес наш добрый друг!
- Правила поведения в природе.
- Не причини природе зла. День работников леса.
- Бездомные животные.
- Что дает природа человеку. Всемирный день защиты животных.
- Зеленая аптека.
- Ярусы леса.
- Правила поведения около водоема.
Тема 2. Сделай доброе дело! (5 часов)
- Практическое занятие «Посади дерево».
- Практическое занятие «Посади дерево».
- Практическое занятие «Чистый городской лес»
- Практическое занятие «Костры и тропинки»
- Практическое занятие «Чтобы почва была плодородной».
Тема 3. Царства живой природы (8 часов)
- Царства живой природы.
- Грибы – особые обитатели леса.
- Растения наших лесов.
- Зимний дуб.
- Практическое занятие « Дуб и его дети».
- Животные нашего леса. Поможем птицам.
- -21. Экскурсия в Дарвиновский музей.
Тема 4. Взаимосвязи в природе.(8 часов)
- Болота – реки зарожденье. День водно-болотных угодий.
- Как зимуют травы?
- Как и где зимуют беспозвоночные животные. День Воды.
- Пищевые цепи.
- Опасный борщевик. День Здоровья.
- Правила природного дома.
- Наш любимый школьный двор. День Земли.
- Как влияет температура в городе на растения?
Тема 5. Учимся мудрости у природы. (5 часов)
- Народные приметы.
- Все связано со всем. На лугу весной.
- Растения – не только Земли украшения.
- Обитатели леса – дружная семья.
- Всемирный День БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.