Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. В различных видах труда детей дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности. Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности. Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом. Перед нами стояла задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для «изгоев» и «отверженных».
Создание условий самореализаций на основе субъективности ребенка в коллективных взаимоотношениях, основными характеристиками развития которых является организация совместной, увлекательной деятельности детей – труд, и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования коллективных взаимоотношений, выступят эффективным средством выражения индивидуальности ребенка в группе сверстников. Когда же средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул.
Понятия «взаимоотношения» и «труд» являются в нашей работе ключевыми, поэтому мы рассматриваем их как с разных точек зрения, так и во взаимосвязи.
Одна из характерных особенностей трудовой деятельности дошкольников – отличие труда детей от труда взрослых. С.А.Козлова, Т.А.Куликова [2] отмечают первое отличие в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей, в понимании взрослых, труд современного ребенка носит воспитывающий характер, удовлетворяя потребность ребенка в самоутверждении и познании собственных возможностей, сближении со взрослыми.
Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является еще одной особенностью детской трудовой деятельности.
Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения, носит ситуативный, необязательный характер. В процессе труда дети приобретают не профессиональные навыки, а навыки, помогающие им становиться самостоятельными. Еще одной характерной особенностью трудовой деятельности детей является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Как отмечается в работах С.А.Козловой [3], труд детей дошкольного возраста по содержанию принято подразделять на четыре вида:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной (художественный) труд
Начало нашей работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений дошкольников в процессе труда, определение мотивов, лежащих в основе общения детей друг с другом. Затем изучили уровень развития трудовых умений и навыков детей нашей возрастной группы, провели диагностические игры («секрет»), наблюдения за деятельностью детей по следующим критериям:
- ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе трудовой деятельности;
- работает сообща;
- бережет и ценит работу товарища;
- помогает товарищам по собственной инициативе;
- помогает товарищу по его просьбе;
- умеет вежливо отказать товарищу;
- характер оценки работы сверстника;
- отношение к замечаниям по работе.
Было проведено первичное знакомство посредством бесед с детьми и их родителями, анкетирования с родителями, посещения на дому с целью изучения социально-эмоциональной сферы личности ребенка, его семьи. В результате бесед с детьми и родителями, в ходе наблюдения за поведением детей в процессе трудовой деятельности, мы узнали личностные особенности детей группы и выяснили их отношения в группе. Выявили критерии выбора детьми друзей, изучили качества дошкольников, наиболее ценностные для сверстников. Выяснилось, что дети, в основном, выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.
Изучив теоретическую, методическую литературу и передовой педагогический опыт, нами было решено приступить к планированию работы. При этом мы стремились спланировать свою работу так, чтобы каждый ребенок в процессе труда в группе сверстников чувствовал себя востребованной личностью, ощущал комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от товарищей.
Для развития эмоционально – положительных отношений детей друг к другу, нравственных представлений во взаимоотношениях со сверстниками, на этом этапе работы нами были поставлены следующие задачи:
- Разработать методы и приемы педагогического руководства трудовой деятельностью с целью формирования положительных отношений и нравственных качеств – сопереживания, сочувствия и взаимопомощи.
- Создать дружескую атмосферу в группе с целью вовлечения замкнутых, а также неуравновешенных и не пользующихся популярностью детей в дружеские микрообъединения.
- Формировать положительные взаимоотношения на основе доброжелательного общения.
Нередко формирование коллективных отношений, дружелюбия предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчужденном отношении ребенка к сверстникам, она не может объединить детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, как агрессивные, так и замкнутые, не готовы к объединению вокруг общей цели, тем более когда ребенок только пришел в детский сад.
Мы продумали систему работы по трудовому воспитанию с использованием этических бесед («Помогу-ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся», «Как положено друзьям, всё мы делим пополам» и т.д.), игр («Поможем Мишке собрать игрушки»), наблюдений за трудом взрослых и более старших дошкольников, театрализованной (разыгрывание знакомых детям сказок, потешек, небольших занимательных сценок с использованием игрушек и предметов труда), продуктивной, изобразительной деятельностей, чтения художественной литературы, решения проблемных ситуаций («Почему поссорились мальчики, когда убирали игрушки), использованием в работе считалок, мирилок, словотворчества, которые проводились в учебной или в совместной деятельности. Важно, что это было именно системой, а не использованием от случая к случаю. К работе подключили и родителей. Они не остались равнодушными, ведь они тоже хотели, чтобы у детей в группе были доброжелательные отношения. В приёмной у нас находится папка – передвижка «Из опыта семейного воспитания», где постоянно меняется информация. Кроме того, родители принимали активное участие в совместном труде с детьми: папы чинили игрушки, мамы помогали изготавливать пособия для игр, выносной материал, все вместе работали на участке (убирали снег, строили фигуры из снега, весной высаживали деревья, летом клумбы, осенью собирали семена цветов, заготавливали материал для ручного труда). Всем вместе работать было очень интересно. А воспитание дружеских взаимоотношений предполагается не только у дошкольников между собой, но и между детьми и взрослыми, между детьми и живой природой, ведь все живое требует от нас заботы, участия и доброго отношения. Дружить можно со всем окружающим миром. Как сказал кот Матроскин в известном мультфильме: «Совместный труд для общей пользы он облагораживает». Кстати, Матроскин постоянный гость на занятиях, в труде, в играх. Он учит детей дружить, помогает найти выход из трудных, спорных ситуаций, помогает им трудиться. Перед началом любой трудовой деятельности мы используем девиз, который дети придумали сами:»Мы друг другу помогаем». А если вдруг в работе возникли разногласия, мы используем «Коврик Мира», сидя на котором дети пытаются договориться, положив между собой тот предмет, из-за которого возник спор.
В процессе трудовой деятельности дети придумали много стихов. Например:
скучно, скучно так сидеть,
друг на друга всё глядеть,
поработаем немножко,
подметём сейчас дорожку.
Или:
сам себе я помогу,
быстро брюки натяну. (используется при одевании)
или: подмету дорожку я
для тебя и для себя.
Проведённая нами работа позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей со сверстниками, подготовить их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело (сначала деятельность организовывали в парах, где замкнутый, либо агрессивный ребенок имел возможность работать вместе с ребенком, имеющие ярко выраженные индивидуальные особенности. Такая организация работы (по секрету) способствовала объединению, побуждала договариваться и согласовывать свои действия).
В дальнейшем, характер организации деятельности менялся – в процесс совместной деятельности включалось третье лицо. Было решено включить в триаду ребенка, не являющегося другом одного из участников пары, чтобы двое детей не противопоставляли себя товарищу. Такая организация совместной трудовой деятельности позволяла сохранять равновесие и спокойствие, делая обстановку доброжелательнее, а общение детей доверительнее. Так, например, Данила и Саша лепили персонажей из сказки «Колобок», чтобы впоследствии развернуть игру со своими же поделками. Даша, общительная, весёлая девочка, с которой хотят дружить многие – лепит зайчика. Посматривая за Данилом, который пытается вылепить хитрую лису, она подсказывает ему: «Ты вот тут лисе нос вытяни, он же у неё острый и длинный». Данила, которого большинство детей отвергало за медлительность, замкнутость, слабую активность, прислушивается к совету Даши и повторяет подсказанные действия. Алена, которая обычно мало общается с обоими мальчиками, дружелюбно смотрит на них и комментирует: «Такой зайчик весёлый получился!..И лиса тоже ничего». У неё самой не очень получается волк и она просит помощи у Даши, на что девочка охотно откликается.
Все эти действия сплачивали детей, не проявляющих ранее никакого интереса друг к другу. Подобным образом проявлялись лучшие индивидуальные качества ребенка, ранее застенчивого, которому очень хотелось показать себя с лучшей стороны.
Общение детей в совместной трудовой деятельности носило доброжелательный характер. Таким образом, организация совместной деятельности детей («по секрету»), содержание которой знали только участники малой группы, способствовала изменению позиции в отношении непопулярных сверстников, позволила выделить их, как заслуживающих внимания и сочувствия. А это в свою очередь, повлекло за собой заинтересованное отношение к отверженным, замкнутым, слабовольным детям, желание играть вместе с ними, участвовать в различных видов деятельности. Замкнутые ребята становились более общительными, а агрессивные дружелюбными и не столь вспыльчивыми.
Однако, наши усилия не во всех случаях обеспечивали со стороны сверстников проявления нравственного поведения, выражающего сочувствие и сопереживание. Так, некоторые дошкольники стремились продемонстрировать только свои возможности. С высокомерием относились к более слабому ровеснику. В связи с этим, появилась необходимость вновь обратиться к эмоциональному отношению воспитанников к происходящему. Поскольку некоторые дети были равнодушны к переживаниям своих сверстников, надо было оживить, одухотворить их собственные переживания и чувства. Поэтому мы решили еще раз обратиться к организации совместной деятельности – хозяйственно – бытового труда. В связи с этим была привлечена часть испытуемых к изготовлению пособий для занятий с малышами, к ремонту игрушек и книг для них. Мотивация, что старшие дошкольники могут быть полезными для малышей, не умеющих выполнять подобную работу, а также принести им радость своей помощью, выступила действенным и важным для старших детей стимулом. Они стали осмысливать общественную полезность своих действий.
Старшие дошкольники, которые недоброжелательно относились к сверстникам, демонстрируя свои превосходства, с большим удовольствием и большей увлеченностью ремонтировали книжки малышей, приводили игрушки в порядок, помогали в изготовлении материала для занятий с малышами.Однако действенность данного мотива, его доступность ребенком усваиваются не сразу. Для того, чтобы научить детей видеть и чувствовать рядом с собой другого ребенка, было установлено шефство над малышами – мы организовали хозяйственно – бытовой труд детей, мотивируя тем, что малыши нуждаются в помощи старших дошкольников. В обязанности испытуемых, выполняющих роль шефов, входила помощь в осуществлении бытовых процессов. Затем дети охотно рассказывали о впечатлениях, после оказанной ими помощи малышам, о настроении малышей, испытывающих благодарность.
Детские привязанности, обнаруживающиеся в ходе такого общения, не могли оставить наших воспитанников равнодушными к другим детям. Нами было зафиксировано немало случаев проявления сочувствия и сопереживания к малышам со стороны старших. Например: «Не плачь, маленький, я сейчас тебе дам другую игрушку» - старший дошкольник достает другую игрушку и дает её малышу; или же - «Сейчас вместе оденемся, завяжем шарфик хорошо, чтобы не замерзла», - обращается к маленькой девочке Даша. Или же: «Ой, маленький, тебе же больно, да? Дай я тебя обниму» - жалеет малыша Артём.
Вся деятельность по организации помощи малышам вызывала положительные эмоции у тех дошкольников, которым было трудно преодолевать свою гордость, эгоизм по отношению к сверстникам, так как они замечали привязанности и симпатии к ним малышей. А самое главное – получали одобрение взрослых.
Из результатов проведенной работы стало ясно, что напрасным наш труд не был. У детей формируются положительные взаимоотношения. Дружелюбие, они охотней организуют помощь сверстникам. Проявляют нравственные качества в поведении. Но работа не закончена, она будет продолжаться и дальше.
Список литературы:
- Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. Нечаевой В.Г. – М., 1983.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика./ Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.
- Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: изд. Просвещение, 2002.