Цель: Формирование представления о понятиях «алгоритм», «программа действий», «блок-схема».
Задачи:
- Формировать умения читать и составлять простейшие программы, заданные алгоритмом.
- Развивать познавательные способности.
- Поддерживать творческие устремления каждого ученика.
Оборудование:
- интерактивная доска SMART.
- слова-карточки по теме: «Режим дня»
- презентация в программе SMART Notebook – (Приложение 3)
- учебник Л. Г. Петерсон Математика 2 класс
Ход урока
I. Организационное начало.
Прогностическая оценка.
– Как вы настроены поработать сегодня?
– Оцените свою деятельность. На полях нарисуйте шкалы самооценки. Одна шкала активности, а другая – правильности. На каком уровне, высоком, среднем, низком, вы будете работать, отметьте крестиком на шкалах. (Приложение 1)
– Как спланировать свою работу, чтобы она была успешной?
– Вспомним этапы урока, в какой последовательности мы работаем.
<Слайд 1>
– Как бы вы назвали полученную схему?
– В математике такую схему называют блок-схемой. В каждом ее блоке операция, которую надо совершить. Это программа действий. У нас записана программа действий.
II. Актуализация опорных знаний.
<Слайд 2>
– Какой блок в нашей схеме первый? (Устный счет-разминка).
– Рассмотрите и прочитайте числа. Какое задание я приготовила для вас? Какие операции можно совершить с этими числами? Приведите примеры. (Складывать, вычитать, сравнивать).
– Запишите числа в порядке возрастания. (При проверке один ученик передвигает числа на интерактивной доске).
III. Постановка проблемы. Определение темы и цели урока.
– Все ли утром делаете разминку-зарядку? А для чего?
–А что еще нужно, чтобы быть сильным, здоровым, уметь правильно организовать свой день? (Выполнять режим дня).
– У вас на парте слова-карточки с режимными моментами. Составьте программу действий. (Работа в парах 20 сек.) (Приложение 2)
–У кого возникли затруднения? Почему?
– Когда мы составляли программу действий на уроке, мы быстро ее составили, а сейчас не можем. Чего мы еще не знаем? (Порядок действий).
– В математике говорят, мы не знаем алгоритма. Значит, без алгоритма, т.е. без порядка действий программу составить нельзя. Нужно знать алгоритм.
– Какая тема сегодняшнего урока?
<Слайд 3>
– Какую цель вы бы поставили перед собой? (Научиться составлять программу действий, пользуясь алгоритмом).
IV. Открытие нового.
– Перед вами алгоритм, режим дня.
<Слайд 4>
– Разложите на парте слова-карточки с режимными моментами в нужном порядке, составьте программу действий с помощью алгоритма.
– Кто из вас выполняет режим дня? Надеюсь, что вы будете выполнять данную программу.
– Какими способами может быть записана программа действий? (Картинками, словами, блок-схемой).
– Сколько всего операций в нашей программе? (Одиннадцать).
– Можно ли некоторые операции переставить местами? (На интерактивной доске учитель переставляет местами операции).
– В программе операции могут быть перестановочны, а могут – нет.
– А теперь сопостаьте слова из левого столбика со словами из правого столбика.
<Слайд 5>
(Один ученик на интерактивной доске передвигает слова).
– Какой блок-операцию мы выполнили? (Изучение нового).
V. Закрепление изученного материала.
– А теперь какой блок в схеме программы действий на уроке будем выполнять?
(Работа по учебнику).
1. Откройте учебник на странице 11, задание 2.
– Рассмотрите алгоритм развития лягушки. Назовите порядок ее развития.
<Слайд 6>. (Учитель на интерактивной доске, используя модуль ОМС из пакета «Первая помощь 1.0», открывает его (bio_2007_077_ p.oms – курсором на эту надпись (Приложение 4)).
Затем выполняет команду «Воспроизвести модуль». Далее – следует инструкциям модуля, размещая картинки стадий развития лягушки, в соответствующем порядке).
2. Самостоятельная работа. Учебник страница11, задание 3. (Работа в группах).
– Расставьте по порядку действия мамы при варке картофеля.
3. Проверка.
<Слайд7>. (Ученики на интерактивной доске по очереди расставляют в схеме цифры в нужном порядке).
– Могут ли быть операции перестановочны?
– Операции 5 и 9 могут быть перестановочны. Так программа выполнится быстрее.
VI. Домашнее задание.
Дома я вам советую составить алгоритм своего пути в школу, а для любознательных <Слайд 8>.
расшифровать название города, рассказать о нем. (Страница 12, задание 9, учебник «Математика» Петерсон).
VII. Рефлексия.
– Наш урок подошел к концу. Посмотрите каждый на свою шкалу самооценки, где вы в начале урока отмечали свою активность и правильность ответов. Теперь на этой шкале (другим цветом) оцените, как работали в течение урока.
– Какое задание вам сегодня понравилось? Какое было самым трудным?
– А чем будем заниматься завтра на уроке?
Литература
- Л. Г. Петерсон. Математика 2 класс. Методические рекомендации. Издательство Ювента, Москва, 2004.
- Новикова Е. В. Умные уроки со Smart: сборник методических рекомендаций по работе со Smart – устройствами и программами. Polimedia. Москва, 2007.
- www.earthinpictures.com/ru