В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., отмечается, что российское образование стремится к существенному изменению системы, что вызвано ускорением темпов развития общества, усложнением и увеличением числа глобальных проблем, которые могут быть разрешены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Традиционное содержание школьного образования в недостаточной степени обеспечивает формирование у выпускников указанных качеств.
В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что «Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.
Именно поэтому главное направление в работе педагогического коллектива муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Коврова «Развитие творческой личности учителя и ученика через формирование ключевых компетенций».
Стратегия современного обучения русскому языку и литературе заключается в его направленности не на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание уважения и любви к родному языку и литературе, на развитие духовной и нравственной культуры личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и творческих способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения и практическое применение знаний и умений в повседневной жизни.
Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Как учителя-словесника меня беспокоит снижение речевой культуры и грамотности населения в современном обществе, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению родного языка и литературы. Все это показывает, что в современной школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Поэтому я считаю, что формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащих является внеклассная работа по предмету
Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:
Развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:
- расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать коммуникативную компетенцию учащихся (выступать перед аудиторией, защита и презентация рефератов, проектов, организовывать вечера, конкурсы);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.
Несмотря на то что внеклассная работа обычно тесно связана с уроком, она тем не менее постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущее противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы - составляет одну из особенностей внеклассной работы. Хорошо известный в практике тезис «Внеклассная работа – продолжение урока» отнюдь не имеет в виду простого повторения изученного, дублирования на внеклассных занятиях программного материала. Этот тезис следует понимать как шаг вперед в обогащении учащихся знаниями, умениями, навыками. Внеклассная работа, таким образом, является одной из форм углубленных знаний по предмету, своеобразной формой научной популяризации.
При проведении внеклассных занятий применяются самые разные методы обучения: слово учителя (сообщение, объяснение, рассказ и др.), беседа (сообщающая, объясняющая, эвристическая), наблюдения над языком (часто в связи с решением познавательных задач разного типа), лингвистический эксперимент, различные игры. Необходимо сказать несколько слов о самостоятельной работе учащихся. Домашних заданий во внеклассной работе быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе: пользуясь рекомендуемой литературой, готовят сообщения, доклады (о происхождении слов и фразеологических оборотов, об использовании тех или иных языковых средств в определенных текстах и др.), подбирают материал для занятий (пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, стихи и т.д.), изготавливают наглядные пособия, некоторые игры (лото, перфокарты и т.д.), оформляют альбомы («Писатели о родном языке»).
Содержание внеклассной работы
Виды и формы внеклассной работы по русскому языку и литературе
Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:
- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, факультативные занятия, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков интеллектуальные марафоны, олимпиады, КВНы, литературные гостиные); - комбинированные формы внеурочной работы – неделя Русского языка и Литературы, Неделя Чтения. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.
В своей педагогической практике я использую такие постоянно действующие виды внеклассной работы, работающие в течение всего учебного года, как кружки и факультативы.
Мною разработаны и апробированы программы факультативных курсов:
- «Культура речи» для учащихся 10-11 классов;
- «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» 10-11 класс
Занятия по свободному выбору – факультативные и элективные – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности учащихся.
С 2006-2007 учебного года я руковожу школьной театральной студией «Ступени». Театральная студия «Ступени» – это творческое объединение школьников 5-8-ых классов, направленное на развитие эстетического восприятия искусства и действительности, овладение элементами театрального творчества. Совместное творчество – одна, из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях мотивацию к общению. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль.
Примером тому могут служить театрализованные постановки, которые являются своеобразным результатом работы театральной студии «Ступени».
Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом.
В 2006-2007 учебном году, принимая участие в городском фестивале «Театральный вернисаж», творческий коллектив театральной студии «Ступени» был удостоен диплома лауреата, а ученица 11 А класса Грецкая Мария получила грамоту за лучшую женскую комедийную роль.
Следуя цели своей педагогической деятельности, включаю в работу с учащимися элементы научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. Результатом этой работы являются созданные учащимися рефераты:
- «Проблема вины и расплаты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Камбулова Д., 2005 г.)
- «Поэма судьбы или поэма конца? (по поэме С.А.Есенина «Черный человек») (Давыдова А., 2006 г.)
- «И крестьянки умеют любить…» по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (Крекина А., 2007 г.).
Проектное обучение –современный подход в обучении, который противопоставляется классно-урочной системе. При проектном обучении не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчет, оценка результата и процесса. Преподаватель превращается в куратора или консультанта:
- помогает обучаемым в поиске источников;
- сам является источником информации;
- поддерживает и поощряет учащихся;
- координирует и корректирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Проектирование наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества учащихся;
- происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления.
Поэтому мои учащиеся принимают активное участие в проходящей ежегодной школьной научно-практичной конференции «Сегодня первые шаги, завтра – большая наука».
По итогам школьной научно-практической конференции 2005/06 учебного года учащаяся 11В класса Камбулова Дарья приглашена с исследовательской работой «Проблема вины и расплаты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» на научно-практическую конференцию в КГТА.
Ежегодно мои учащиеся принимают активное участие в городских и Всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ школьников:
-
Городская конференция по литературе 2007/08 уч.год
работа по теме «И крестьянки любить умеют!... (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)» (диплом лауреата); -
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги»:
2006/07 уч.год - работа по теме « Проблема вины и расплаты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (диплом 2 степени);
2006/07 уч.год – работа по теме «Стихи» (диплом 2 степени)
2007/08 уч.год – работа по теме «И крестьянки любить умеют!... (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)» (диплом 2 степени).
Следующий вид внеклассной работы по русскому языку и литературе включает в себя эпизодические формы, проводящимся раз в год:
- интеллектуальный марафон, в ходе которого выявляются одаренные учащиеся;
- школьная олимпиада по русскому языку и литературе;
- участие во Всероссийской игре «Русский медвежонок»
- участие во Всероссийском филологическом чемпионате
Пожалуй, самой популярной формой внеклассной работы являются различные игры. Во-первых, у детей среднего школьного возраста еще велика потребность в игре; во-вторых, внеклассные мероприятия обычно проводятся после уроков, когда ребята устали; в-третьих, игры необходимы для развития внимания, памяти, воображения, в-четвертых, игры вызывают интерес и делают умственную работу более продуктивной, увлекают учащихся и активизируют их деятельность, поддерживают внимание и обеспечивают лучшее запоминание материала, помогая более глубоко и прочно усвоить его.
Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любая дидактическая игра - это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнение из школьного учебника.
Мною разработаны следующие дидактические материалы:
- Сборник игр по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 классов;
- Литературные викторины для учащихся 5-11 классов
И наконец, комбинированные формы внеурочной работы: неделя Русского языка и Литературы, Неделя Чтения – стали уже традиционными в нашей школе.
Неделя Русского языка, неделя Чтения – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.
Проведение недели русского языка и литературы – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.
Как показывает опыт, активное вовлечение школьников во внеклассную работу способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им, но и содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, а, следовательно, и формированию коммуникативной компетенции учащихся.