Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов

Разделы: Администрирование школы


Необходимость развития компетентностных качеств будущих педагогов обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, которая отражает специфику профессионального мышления и чрезвычайную сложность, и многофункциональность задач (их разнородность, требующую универсальности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств).

Компетенции как результат образования предполагают развитие способности к эффективному поведению на рынке труда за счет готовности к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, умения планировать, реализовать, корректировать профессиональную карьеру, трудоустройства, адаптации на рабочем месте.

Определяя смысл понятия «компетентность» относительно педагогической деятельности, В.А. Слестенин предлагает под компетентностью учителя понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, что, по его мнению, характеризует его профессионализм. Компетентностный подход в подготовке специалистов требует поставить во главу угла междисциплинарно интегрированные требования к результату образовательного процесса.

С точки зрения этого подхода, поставленные цели предполагают формирование у студента некоего набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют ему успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни человека.

Компетенции (особенно ключевые) формируются за счет педагогических и методологических подходов. Они не могут генерироваться в процессе традиционного «преподавания» на предметно-содержательном уровне. Их «строительство» происходит путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс. При этом используются методы: позитивного совершения ошибок; проектный; творчески-проблемный; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие (взаимодействие с внешним миром); исследования ролевых моделей; презентации идей и т. п.

Понятие «компетенция» становится все более востребованным, поскольку считается, что триаду знания - умения - навыки нельзя считать достаточной для описания интегрированного результата образовательного процесса. Компетенции и результаты образования - новые точки, «стягивающие» образовательный процесс. При этом квалификация не исчезает, а переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции.

Обобщив имеющиеся в литературе классификации компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, то есть ключевых компетенций.

  1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).
  2. Информационные технологии (компютерные - интернет, электронная почта, программирование и т.д.).
  3. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).
  4. Проектные (проектное мышление - разработка проектов и участие в их реализации).
  5. Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).
  6. Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).
  7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
  8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).
  9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
  10. Решение проблем.

Для реализации в учебном процессе этих компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.

Остановимся подробнее на информационно – коммуникационных технологиях представляющих широкие возможности индивидуализации профессионального образования, так как информационная компетентность сегодня включает в себя владение эффективными способами работы с информацией, имеющей различный содержательный смысл и различные формы представления; умения оценить качество и надежность информации, поступающей из различных источников; готовность к успешному информационному взаимодействию с другими людьми. ИКТ-компетентность является составным компонентом информационной компетентности и понимается, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Как компонент ключевой компетентности в подготовке педагога информационная компетентность предполагает освоение обобщенных видов информационной деятельности человека (сбор, поиск, хранение, обработка) на основе использования ИКТ. Как компонент базовой компетентности — освоение информационной деятельности, способов использования ИКТ в образовательном процессе, в профессионально-педагогической деятельности педагога. Как компонент специальной компетентности — обеспечение готовности педагога к использованию различных видов информационной деятельности, средств ИКТ в предметной методике для выполнения конкретных педагогических действий, решение конкретных педагогических проблем и задач.

Информационная компетентность — это комплекс метапредметных умений, которые должны формироваться на протяжении всего процесса развития человека, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования.

Сегодня, трансляционная деятельность педагога утрачивает свой смысл, так как любой студент, освоив различные приемы работы с информацией, имеет сегодня большие возможности для организации самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому ведущей задачей педагога является не передача теоретических знаний по преподаваемой науке, а создание условий, при которых обучающейся усваивает приемы и методы работы с информацией, учится управлять своей познавательной деятельностью, творчески развивается. Поэтому практическое использование методов и средств информационного взаимодействия в различных сферах социальной практики, в том числе и образовательной (в учебной деятельности, в воспитательной работе, организации дополнительного образования), должно обеспечивать индивидуальное развитие каждого обучающегося.

В Вольском педагогическом колледже им. Ф.И. Панферова разработана система формирования информационной компетентности педагога, состоящая из пяти взаимосвязанных этапов: освоение инструментальных возможностей ИКТ; освоение педагогических возможностей ИКТ; опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс; внедрение ИКТ в образовательную практику; новая организация образования на основе использования ресурсных возможностей ИКТ. Целевым ориентиром деятельности в рамках предлагаемой системы является создание организационно-педагогических условий для формирования и совершенствования информационной компетентности педагогов в процессе профессионального образования.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1 этап системы - Освоение инструментальных возможностей ИКТ: направлен на рефлексивное осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека и формирование умений педагогов применять ИКТ как инструмент деятельности. Содержание обучения включает в себя освоение навыков работы с пакетом офисных программ (составление текстовых документов, применение электронных таблиц для вычислений, подготовка презентаций и публикаций), навыков поиска информации в сети Интернет, различных умений обработки информации с помощью ИКТ. Организационной формой обучения могут быть курсы повышения квалификации, спецкурсы, целевые курсы, компьютерные практикумы. В процессе рефлексии, проводимой на занятиях, педагоги обсуждают роль ИКТ в жизни современного человека, осваивают и обобщают вариативные приемы выполнения конкретных действий с применением ИКТ, учатся работать в диалоговом режиме в различных программных средах.

2 этап системы - Освоение педагогических возможностей ИКТ: направлен на формирование представлений у педагогов о ресурсных возможностях ИКТ для решения педагогических задач. Содержание компонента включает в себя осмысление образовательного потенциала ИКТ, знакомство с их обучающими функциями и ресурсными возможностями для организации познавательной деятельности обучающихся. Поскольку к ресурсным возможностям ИКТ можно отнести и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), создаваемые по различным предметам школьного курса (электронные энциклопедии, мультимедийные учебники, электронные приложения), то педагогу необходимо познакомиться с их содержанием. На основе рефлексивного анализа оценивается степень соответствия ЦОР педагогическим взглядам слушателя, определяется возможность их применения в организации образовательного процесса и проектируется процесс их применения в педагогической практике. Организационной формой обучение могут быть курсы повышения квалификации, спецкурсы, мастер-классы, постоянно действующие семинары, деловы игры, дистанционные курсы, творчески лаборатории.

3 этап системы - Опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс: направлен на осознание педагогами готовности к широкому внедрению ИКТ: образовательный процесс. В рамках этого компонента предполагается проектирование учебных занятий с применением обучающих функций ИКТ, реализация разработанных проектов в учебной групп (классе) и рефлексия процессов и результатов применения ИКТ на занятиях. Организационной формой обучения могут быть проблемные и творческие группы, участие педагогов в инновационных проектах, опытно-экспериментальная деятельность, рефлексивные семинары. Так как содержание носит инновационный характер, то для осуществления необходимых процессов необходимо переосмысление педагогом собственных устоявшихся методических стереотипов и деятельностное освоение нового педагогического инструментария. Одним из средств, регулирующих освоение новых и совершенствование имеющихся средств деятельности педагога, является рефлексия. На этапе апробации и экспертизы новшества предметом рефлексии могу быть оно само, инновационные процессы, результаты апробации, факторы, способствующие или противодействующие успешному включению новшества в педагогическую практику. «Мыслительный маршрут» в процессе апробации может состоять из комплекса операций, направленных на осознание и фиксацию информации, полученной от коллективных субъектов (обучающихся, членов методического объединения или творческой группы), а так же собственных мыслей, чувств и действий.

4 этап системы - Внедрение ИКТ в образовательную практику: направлен на широкое использование педагогами ИКТ в педагогической деятельности. В содержание включаются осмысление педагогом роли и функций ИКТ при изучении конкретного учебного курса, проектирование учебных тем и занятий с применением ресурсных возможностей ИКТ для решения конкретных педагогических задач, непосредственное применение ИКТ в педагогической деятельности. Методическое сопровождение педагогов, внедряющих ИКТ в педагогическую практику, осуществляется при проведении рефлексивных семинаров, презентации положительного опыта работы педагогов по применению ИКТ на конференциях, мастер-классах, заседаниях предметных методических объединений на школьном и муниципальном уровнях.

5 этап системы - Новая организация образования на основе использования ресурсных возможностей ИКТ: направлен на переосмысление профессиональной позиции педагога и пересмотр содержания, методов и форм педагогической деятельности с учетом ресурсных возможностей ИКТ. В содержание обучения включены вопросы моделирования и выстраивания информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных информационно-образовательных потребностей обучающихся и выстраивание ими индивидуальных образовательных маршрутов. Содержание работы данного компонента характеризуется направленностью обсуждения роли и места в профессиональной деятельности педагога традиционных и инновационных технологий. Организационной формой обучения могут быть проектная и экспериментальная деятельность, организационно-деятельностные игры, коллективное проектирование, коучинг.

6 этап системы – Результат: готовность педагога к совершенствованию или изменению устаревающих конструктов педагогической деятельности, умение выстраивать информационно-образовательную среду, обеспечивающую развитие каждого обучающегося, и умение управлять самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в условиях открытой информационно-образовательной среды учреждения.

Итак, анализируя первые результаты функционирования элементов информационно-образовательной среды колледжа, можно констатировать существенное повышение эффективности и качества процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.