Чудеса своими руками

Разделы: МХК и ИЗО


Техника крАкле, или эффект потрескавшегося воска. Эффект старины.

КРАКЛЕ – (от французского – craguele), сеть тонких морщин, трещин на поверхности.

Если смять рисунок, выполненный восковыми карандашами на тонкой бумаге, например для пишущих машинок, то на ней появятся трещины. Если трещины залить краской, а после промыть рисунок с обеих сторон под краном, дать стечь и высушить его утюгом, положив между двумя газетными листами, то создастся эффект старинного произведения – кракле. Способ кракле применяется для более эффективного завершения отделки в классическом горячем батике, в мозаике, керамике. В восточной лаковой живописи использовали яичную скорлупу, наклеивая там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов. Выразительность мозаики кракле придают так называемые кракелюры – трещины, образующиеся на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок. Хорошо известна глазурь кракле, применяемая для декорирования керамической посуды и мелкой пластики.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой плёнке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-либо красителя, сетчатый рисунок становится зримым, неожиданно превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Мелкие трещины напоминают кладку из дикого камня, но и шершавую кожу животных, например, слона, чешую змеи или рыбы, панцирь черепахи, оперение птиц.

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с новой техникой изобразительного и декоративно-прикладного искусства – кракле.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать у детей общее представление о технике кракле,
  • показать один из способов, приемов работы в технике кракле - способ совмещения акварельной краски и восковых мелков.

Воспитательные:

  • способствовать формированию самостоятельности, аккуратности, трудолюбия,
  • бережного отношения к материалу, оборудованию,
  • соблюдению технологической последовательности и правил техники безопасности.

Развивающие:

  • содействовать расширению кругозора у детей,
  • способствовать развитию технологического и творческого мышления, наблюдательности, памяти и сенсорных навыков.

Мотивационные:

  • заинтересовать, увлечь детей техникой кракле.
  • сформировать у детей устойчивый интерес к технике кракле.

Чем интересна техника кракле?

Данная техника дает новые знания о способе освоения изобразительного и декоративно – прикладного искусства кракле, большой простор для фантазии, воплотить которую становится возможно не только на бумаге. Есть возможность поэкспериментировать с цветом и способом изображения, опять же не только восковыми мелками и красками, а и другими материалами, например, на ткани, на керамике, на камне. Главное, чтобы у каждого ребенка родился свой замысел – один из самых важных моментов творческого процесса. Знания и приобретенный опыт работы в новой технике позволят ребенку «думать прямо в материале», держа в уме поэтапные возможности превращения бумаги и другого материала в творческий шедевр.

Соблюдение технологической последовательности развивает у детей внимание, память, аккуратность, самостоятельность.

Данная техника дает возможность педагогам сделать процесс приобщения детей к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства более ярким, увлекательным, значимым; поможет детям открыть для себя прекрасный мир искусства.

Распределение деятельности по этапам мастер-класса «Чудеса своими руками» 

Этапы Время (мин) Содержание этапа Деятельность детей Деятельность педагога
1-ый этап 10 Знакомство с историей и технологией техники кракле Принимают участие в предлагаемой деятельности:
  • рассматривают иллюстрации;
  • знакомятся со способами применения техники;
  • рассказ,
  • объяснение,
  • демонстрация способов применения техники кракле,
  • моделирование проблемной ситуации.
2-ой этап 20 Формирование практических ЗУНов по данной технологии Принимают участие в предлагаемой деятельности:
  • осваивают технику кракле по технологической карте;
сюжетное рисование по замыслу педагога (набросок выполняют сами дети);
  • моделирование проблемной ситуации.
  • знакомство с технологической картой техники кракле
  • освоение технологической карты.
3-ий этап 15 Закрепление сформированных ранее знаний, умений и навыков по данной технологии.Контроль первично сформированных ЗУНов (диагностика) Принимают участие в предлагаемой деятельности:
  • создают рисунки в технике кракле;
  • участвуют в презентации работ;
  • участвуют в игре «Разгадай ребус».
Подведение итогов по освоению детьми данной техники.
  • Знакомство с перспективой использования техники кракле.
  • Организация выставки детских работ.
  • Составление и пополнение выставочного фонда объединения детскими работами.
  • Организация игры» Разгадай ребус».

Ожидаемые результаты:  

  • Сформированность у детей общего представления о технике кракле как о способе изобразительного и декоративно-прикладного искусства и развитии интереса к данной технике.
  • Развивитие приемов работы детей в технике кракле; формирование технологического и творческого мышления, наблюдательности, памяти и сенсорных навыков.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: 

  • Эффект кракле зависит от качества и плотности бумаги. Чем тоньше бумага, тем больше кракелюр.
  • Восковые мелки предпочтительнее масляных, так как при смятии бумаги восковые мелки дают больше кракелюр, чем масляные.
  • Для проявления эффекта «кракелюр» лучше использовать гуашевые краски, так как водяная акварель прозрачная, а клеевая гуашь – не прозрачная, бархатистая и создает эффект старения произведения.