Урок русского языка в 3-м классе "Имя прилагательное как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Развивающая: Развитие познавательных интересов, нравственных качеств личности.

Воспитательная: С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, способствовать сознательному усвоению материала. Проведение работы над повышением грамотной устной и письменной речи учащихся. Формирование самоанализа и подражания на положительный результат.

Тип урока: Урок-повторение.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением собак.
  2. ТСО (компьютер, экран, проектор).
  3. Запись: «Не дразните собак», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.

План урока:

  1. Организационная часть урока
  2. Орфографическая минутка.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Закрепление пройденного материала
  5. Самостоятельная работа
  6. Обобщение
  7. Самоанализ
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Дети заранее разбиваются на 4 группы).

У. Добрый день дети, посмотрите, как улыбается нам солнышко, улыбнемся и мы!

2. Орфографическая минутка.

  • Зрительный диктант по методике Зайцева. (1 блок – 6 предложений на разные темы).

3. Сообщение темы урока.

У. Ребята, угадайте, о какой части говорится в этом четверостишии:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Тема сегодняшнего урока – «Имя прилагательное». (тему урока вывешиваю на доске).

Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит отличную отметку. Я буду очень рада вашим хорошим ответам.

Итак, начинаем!

4. Закрепление пройденного материала.

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

1 ученик:

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

2 ученик:

Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные? (ответы детей).

Что такое имя прилагательное? Дадим ему определение. (Ответы детей)

У. Послушайте загадку.

С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.

Дети. Собака.

У. Правильно. Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека, чтобы создать столько непохожих друг на друга пород собак, которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире? (Ответы детей).

У.  Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей. И год от года их становится все больше и больше. Наша любовь к собакам безгранична. Однако преданность собаки человеку сильнее, потому что она любит его больше, чем себя. Ребята, а знаете ли вы, какие бывают собаки? Какие породы вы знаете? (Ответы детей)

(На проекторе показываю породы собак и соответствующий текст).

Вот, например, перед вами экзотические собаки. (Также тексты у каждого учащегося.)

Текст: Самая маленькая собачка

Чихуахуа. Самая маленькая собачка на свете и она доставит минимум неприятностей с соседями. К её достоинствам можно отнести: удобный, портативный размер; хорошая переносимость путешествий; необычайная преданность и верность хозяину.

Задание: Найдите в этом тексте имена прилагательные. (Ответы детей).

У. Как определили, что это имя прилагательное, а не имя существительное? Докажите, что это имя прилагательное. (Ответы детей).

У. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите текст о следующей собаке.

Самая ушастая собака

Папийон. Примечательная особенность породы – красивые, похожие на расправленные крылья бабочки уши. Эта собака отнюдь не коротышка. Голова маленькая, слегка округлая, с хорошо обозначенным переходом ото лба к морде.

Задание: Найдите в названии текста имя прилагательное. (Ответы детей: Ушастая собака).

У. Слово «самая» усиливает значение имени прилагательного ушастая.

Найдите в первом предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное. (Ответы детей).

У. Да, очень хорошо! Прилагательное и существительное очень дружны. А как они дружат? Почему имя прилагательное имеет род? Число? Падеж?

(ответы детей: Потому что род, число, падеж имеет имя существительное, а имя прилагательное зависит от имени сущ., объясняет его.)

Самый большой собака

Английский мастиф. Крупнейшее порода домашней собаки – английский мастиф; самцы породы обычно весят 77-91 кг.; Рекордного веса и длины достиг английский мастиф Айкама Зорба из Ла-Сузы, принадлежащий Крису Ираклидесу, Лондон, Великобритания.

Задание: Ребята никто не заметил в этом тексте ничего странного?

Найдите в этом тексте ошибки.

У. Молодцы! Те, кто первыми нашли ошибки. Как говорили бы о хорошей собаке, у них острые глаза, отличный нюх на ошибки!

Упражнение на наблюдательность.

Задание: Сосчитай сколько на картинке живых собак, а сколько игрушечных? (показываю картинку).

У. Ребята, а вот этот щенок – он какой? (Ответы детей: маленький, миленький, смешной, черненький).

У. Какие суффиксы мы использовали, чтобы показать, как мы любим, ласкаем этого щеночка? (Ответы детей: -еньк, -н,).

Физкультминутка.

У. А теперь ребята я вам даю конверты, где находятся 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их. Задание понятно? Получите, пожалуйста, конверты.

Поговорки:

  • На охоту ехать – собак кормить.
  • Маленькая собачка до старости щенок.
  • Собаки лают, а караван идет.
  • Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
  • Как собака на сене: и не ест, и другим не дает.

У.  Сначала собака просто помогала человеку добывать пищу, чуть позже научилась воевать вместе с солдатами, охранять замки, принимать участие в царских охотах. Собака приспосабливалась к тем условиям жизни, где появлялась, будь то город или деревня, времена Средневековья или XX век.
Следующее задание посвящено занятиям собак.

Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак.

Ответы детей: сторож, поводырь, охотник, циркач, космонавт, геолог, аквалангист, санитар, альпинист, сапер, пограничник, спасатель, перевозчик, спортсмен, боец, проводник, пастух, сыщик, артист, таможенник.

У. А теперь по выбору на три существительные подберите имена прилагательные.

(Работа по группам).

У. Ребята, можно ли поставить памятник собакам? Как вы думаете?

Заслуги собак перед людьми огромны. В знак благодарности нашим верным друзьям поставлены памятники.

Итальянцы увековечили в бронзе пса по кличке Верный. Этот пес четырнадцать лет подряд изо дня в день встречал на вокзале своего хозяина, погибшего на войне.

В Берлине установлен памятник собакам поводырям. А еще…

Спасение жизни людей

Сенбернар Барри – знаменитый спасатель во все времена. За свою 12-летнюю карьеру в швейцарских Альпах Барри спас более 40 человек. Среди спасенных им людей был полузамерзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребенок не пришел в себя. Затем он привел его к ближайшему жилью;

Задание: Ребята о ком говорится в этом предложении? Сенбернар Барри он кто? (Ответы детей)

У. Определите род. Подберите имена прилагательные, характеризующие эту собаку.

Первая в мире собака-кинозвезда

– Знаменитая собака Ровер снималась в 1905 г. в фильме режиссера Сесиля Хепуэрта «Спасенные Ровером».

У. Собака какая? Кем она стала? Подберите имена прилагательные, характеризующие эту собаку. (Ответы детей)

Собаки в космосе

У. А знаете ли вы, что первые собаки – космонавты не Белка и Стрелка.
Под руководством учёного Олега Газенко в космос отправили около 30 собак, в том числе Жулька (которая летала на предшественнике “Востока”, на котором летал Гагарин), Лайка и многие другие собаки.
Но самыми легендарными собаками, которые совершили удачный полёт в космос были -Белка и Стрелка. Они облетели нашу планету в 1960 году, вернулись на Землю, прожили долгую жизнь и даже имели многочисленное потомство.

Какими стали эти собаки. (Ответы детей)

Легендарные собаки – определите род. Как вы думаете, почему в этих именах прилагательных нет среднего рода? (Ответы детей).

У. Ребята вот мы определили роды. Все ли роды мы определили? (Ответы детей: Средний род употребляется только для неживых предметов, а собаки это одушевленные предметы. Мы не говорим о них оно).

5. Самостоятельная работа.

(Во время работы включаю запись).

Задание: изменить по падежам сочетание имени прилагательного с именем существительным. (По выбору).

Знаменитый спасатель, самая лучшая ищейка, легендарные собаки.

6. Обобщение:

У. Итак ребята, что такое имя прилагательное? (Ответы детей)

У. Как изменяются имена прилагательные? (Ответы детей)

У. А еще что нового вы узнали на этом уроке? (Ответы детей)

У. О каких породах собак узнали? (Ответы детей)

У. Какие бывают собаки?

7. Рефлексия.

  • Знаю ли я что такое имя прилагательное?
  • Определяю ли я роды имен прилагательных?
  • Определяю ли я число имени прилагательного?
  • Умею ли я изменять по падежам имена прилагательные?
  • Активно ли я участвовал (а) на уроке?

(Каждый учащийся заполняет бланк, и сдает учителю).

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание «Моя собака».

Использованный материал:

  1. Бондаренко Елена. «Предновогодний собачий праздник». Газета "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября", № 23/2005.
  2. Тихонов А. В. Домашние животные. Энциклопедия для малышей: Науч. – поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 96 с.
  3. zooclub.ru/dogs/porod/index.shtml
  4. www.dogcatalog.net/konk/konkall.shtml
  5. www.exotics.ru/dogs/
  6. www.nutro.ru/cgi-bin/info.pl?ID=181&animal=1