Цели урока:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.
Развивающая: Развитие познавательных интересов, нравственных качеств личности.
Воспитательная: С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, способствовать сознательному усвоению материала. Проведение работы над повышением грамотной устной и письменной речи учащихся. Формирование самоанализа и подражания на положительный результат.
Тип урока: Урок-повторение.
Оборудование:
- Картинки с изображением собак.
- ТСО (компьютер, экран, проектор).
- Запись: «Не дразните собак», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
План урока:
- Организационная часть урока
- Орфографическая минутка.
- Сообщение темы урока.
- Закрепление пройденного материала
- Самостоятельная работа
- Обобщение
- Самоанализ
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Дети заранее разбиваются на 4 группы).
У. Добрый день дети, посмотрите, как улыбается нам солнышко, улыбнемся и мы!
2. Орфографическая минутка.
- Зрительный диктант по методике Зайцева. (1 блок – 6 предложений на разные темы).
3. Сообщение темы урока.
У. Ребята, угадайте, о какой части говорится в этом четверостишии:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Тема сегодняшнего урока – «Имя прилагательное». (тему урока вывешиваю на доске).
Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит отличную отметку. Я буду очень рада вашим хорошим ответам.
Итак, начинаем!
4. Закрепление пройденного материала.
Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.
1 ученик:
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
2 ученик:
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные? (ответы детей).
Что такое имя прилагательное? Дадим ему определение. (Ответы детей)
У. Послушайте загадку.
С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Дети. Собака.
У. Правильно. Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека, чтобы создать столько непохожих друг на друга пород собак, которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире? (Ответы детей).
У. Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей. И год от года их становится все больше и больше. Наша любовь к собакам безгранична. Однако преданность собаки человеку сильнее, потому что она любит его больше, чем себя. Ребята, а знаете ли вы, какие бывают собаки? Какие породы вы знаете? (Ответы детей)
(На проекторе показываю породы собак и соответствующий текст).
Вот, например, перед вами экзотические собаки. (Также тексты у каждого учащегося.)
Текст: Самая маленькая собачка
Чихуахуа. Самая маленькая собачка на свете и она доставит минимум неприятностей с соседями. К её достоинствам можно отнести: удобный, портативный размер; хорошая переносимость путешествий; необычайная преданность и верность хозяину.
Задание: Найдите в этом тексте имена прилагательные. (Ответы детей).
У. Как определили, что это имя прилагательное, а не имя существительное? Докажите, что это имя прилагательное. (Ответы детей).
У. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите текст о следующей собаке.
Самая ушастая собака
Папийон. Примечательная особенность породы – красивые, похожие на расправленные крылья бабочки уши. Эта собака отнюдь не коротышка. Голова маленькая, слегка округлая, с хорошо обозначенным переходом ото лба к морде.
Задание: Найдите в названии текста имя прилагательное. (Ответы детей: Ушастая собака).
У. Слово «самая» усиливает значение имени прилагательного ушастая.
Найдите в первом предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное. (Ответы детей).
У. Да, очень хорошо! Прилагательное и существительное очень дружны. А как они дружат? Почему имя прилагательное имеет род? Число? Падеж?
(ответы детей: Потому что род, число, падеж имеет имя существительное, а имя прилагательное зависит от имени сущ., объясняет его.)
Самый большой собака
Английский мастиф. Крупнейшее порода домашней собаки – английский мастиф; самцы породы обычно весят 77-91 кг.; Рекордного веса и длины достиг английский мастиф Айкама Зорба из Ла-Сузы, принадлежащий Крису Ираклидесу, Лондон, Великобритания.
Задание: Ребята никто не заметил в этом тексте ничего странного?
Найдите в этом тексте ошибки.
У. Молодцы! Те, кто первыми нашли ошибки. Как говорили бы о хорошей собаке, у них острые глаза, отличный нюх на ошибки!
Упражнение на наблюдательность.
Задание: Сосчитай сколько на картинке живых собак, а сколько игрушечных? (показываю картинку).
У. Ребята, а вот этот щенок – он какой? (Ответы детей: маленький, миленький, смешной, черненький).
У. Какие суффиксы мы использовали, чтобы показать, как мы любим, ласкаем этого щеночка? (Ответы детей: -еньк, -н,).
Физкультминутка.
У. А теперь ребята я вам даю конверты, где находятся 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их. Задание понятно? Получите, пожалуйста, конверты.
Поговорки:
- На охоту ехать – собак кормить.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собаки лают, а караван идет.
- Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
- Как собака на сене: и не ест, и другим не дает.
У. Сначала собака просто помогала человеку добывать пищу, чуть позже научилась воевать вместе с солдатами, охранять замки, принимать участие в царских охотах. Собака приспосабливалась к тем условиям жизни, где появлялась, будь то город или деревня, времена Средневековья или XX век.
Следующее задание посвящено занятиям собак.
Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак.
Ответы детей: сторож, поводырь, охотник, циркач, космонавт, геолог, аквалангист, санитар, альпинист, сапер, пограничник, спасатель, перевозчик, спортсмен, боец, проводник, пастух, сыщик, артист, таможенник.
У. А теперь по выбору на три существительные подберите имена прилагательные.
(Работа по группам).
У. Ребята, можно ли поставить памятник собакам? Как вы думаете?
Заслуги собак перед людьми огромны. В знак благодарности нашим верным друзьям поставлены памятники.
Итальянцы увековечили в бронзе пса по кличке Верный. Этот пес четырнадцать лет подряд изо дня в день встречал на вокзале своего хозяина, погибшего на войне.
В Берлине установлен памятник собакам поводырям. А еще…
Спасение жизни людей
Сенбернар Барри – знаменитый спасатель во все времена. За свою 12-летнюю карьеру в швейцарских Альпах Барри спас более 40 человек. Среди спасенных им людей был полузамерзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребенок не пришел в себя. Затем он привел его к ближайшему жилью;
Задание: Ребята о ком говорится в этом предложении? Сенбернар Барри он кто? (Ответы детей)
У. Определите род. Подберите имена прилагательные, характеризующие эту собаку.
Первая в мире собака-кинозвезда
– Знаменитая собака Ровер снималась в 1905 г. в фильме режиссера Сесиля Хепуэрта «Спасенные Ровером».
У. Собака какая? Кем она стала? Подберите имена прилагательные, характеризующие эту собаку. (Ответы детей)
Собаки в космосе
У. А знаете ли вы, что первые собаки – космонавты не Белка и Стрелка.
Под руководством учёного Олега Газенко в космос отправили около 30 собак, в том числе Жулька (которая летала на предшественнике “Востока”, на котором летал Гагарин), Лайка и многие другие собаки.
Но самыми легендарными собаками, которые совершили удачный полёт в космос были -Белка и Стрелка. Они облетели нашу планету в 1960 году, вернулись на Землю, прожили долгую жизнь и даже имели многочисленное потомство.
Какими стали эти собаки. (Ответы детей)
Легендарные собаки – определите род. Как вы думаете, почему в этих именах прилагательных нет среднего рода? (Ответы детей).
У. Ребята вот мы определили роды. Все ли роды мы определили? (Ответы детей: Средний род употребляется только для неживых предметов, а собаки это одушевленные предметы. Мы не говорим о них оно).
5. Самостоятельная работа.
(Во время работы включаю запись).
Задание: изменить по падежам сочетание имени прилагательного с именем существительным. (По выбору).
Знаменитый спасатель, самая лучшая ищейка, легендарные собаки.
6. Обобщение:
У. Итак ребята, что такое имя прилагательное? (Ответы детей)
У. Как изменяются имена прилагательные? (Ответы детей)
У. А еще что нового вы узнали на этом уроке? (Ответы детей)
У. О каких породах собак узнали? (Ответы детей)
У. Какие бывают собаки?
7. Рефлексия.
- Знаю ли я что такое имя прилагательное?
- Определяю ли я роды имен прилагательных?
- Определяю ли я число имени прилагательного?
- Умею ли я изменять по падежам имена прилагательные?
- Активно ли я участвовал (а) на уроке?
(Каждый учащийся заполняет бланк, и сдает учителю).
8. Домашнее задание.
Написать сочинение-описание «Моя собака».
Использованный материал:
- Бондаренко Елена. «Предновогодний собачий праздник». Газета "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября", № 23/2005.
- Тихонов А. В. Домашние животные. Энциклопедия для малышей: Науч. – поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 96 с.
- zooclub.ru/dogs/porod/index.shtml
- www.dogcatalog.net/konk/konkall.shtml
- www.exotics.ru/dogs/
- www.nutro.ru/cgi-bin/info.pl?ID=181&animal=1