Цели и задачи урока.
Образовательные: Закрепить навык решения простейших тригонометрических уравнений вида cos x = a, sin x = a, расширить и углубить знания по данной теме.
Развивающие:
- Развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике.
- Развитие умения давать объективную самооценку.
- Расширить кругозор сведениями из истории тригонометрии.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
- Формирование самостоятельности.
- Развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, сознание успеха.
- Воспитание интереса к математике.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Таблицы с заданиями.
- Портреты математиков.
- Дидактические материалы.
Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
План урока.
- Организационный момент.
- Тест на проверку знаний тригонометрических формул.
- Сведения из истории тригонометрии.
- Закрепление первичных ЗУН. (Способы решения тригонометрических уравнений).
- Организация коллективной работы.
- Подведение итогов.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Каждому ученику выдаётся оценочный лист. Учитель и учащиеся обсуждают план урока и предполагаемые результаты каждого этапа.
Оценочный лист учащегося.
Фамилия | ||||||||
Имя | ||||||||
Класс | ||||||||
Задания | Классификация уравнений (слайд №1) по способам решения. Работа в парах. |
Тест Самопроверка. Ответы на слайде №2. |
Самостоятельная работа. Работа в парах. |
Задания поискового характера. Работа в группах. |
Итоговая оценка | |||
достижения | Знать формулы решения простейших тригонометрических уравнений | Уметь применять формулы решения простейших тригонометрических уравнений | Уметь решать уравнения любым способом. | |||||
оценка | по 1б за каждый (11б) |
2б | 3б | 2б | 5б | за решение 5б | за объяснение 5б | |
оценка |
- оценка «5»
- оценка «4»
- оценка «3»
n<15 - оценка «2».
2. Повторение.
Тест.
Вариант 1.
1) Все корни уравнения cos x = a находятся по формуле:
А) + 2
Б) х =
В) +
Г) х =
2) Решите уравнение cos x =
А)
Б) х =
В) х =
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: cos x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х =
Г) х =
Вариант 2.
1) Все корни уравнения sin x = a находятся по формуле:
А) х =
Б) х =
В)
Г)
2) Решите уравнение: sin x = .
А)
Б)
В)
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: sin x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х = -
Г) х = 2
(Учащиеся проводят самопроверку по ответам данных на мультимедийном экране.)
3. Сведения из истории тригонометрии.
Задачи, которые теперь решаются при помощи тригонометрических функций, возникли давно. Само слово «тригонометрия» впервые встречается (1505г) в книге немецкого математика Питискуса. Происхождение этого слова греческое: треугольник и мера. Иными словами, тригонометрия – наука об измерении треугольников. Хотя название возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны уже две тысячи лет назад.
Длительное время тригонометрия развивалась как часть геометрии. В геометрической форме многие известные вам формулы тригонометрии и переоткрывались древнегреческими, индийскими, арабскими математиками. Как например формула была известна индийским математикам ещё в 5 веке. Тригонометрические функции как отношения длин отрезков, проведённых в окружности, встречаются у индийских и арабских математиков в 5-10 вв.
В Западной Европе тригонометрия активно развивалась в 15-16вв. Ряд результатов принадлежит французскому математику Ф. Виету (1540 – 1603).
Современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия Л. Эйлер (1707 – 1783), швейцарец по происхождению, долгие годы работавший в России и являющийся членом Петербургской академии наук. Именно Эйлер первый ввёл известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения. Именно после Эйлера тригонометрия приобрела форму исчисления: различные факты стали доказываться путём формального применения формул тригонометрии, доказательства стали намного компактнее, проще. Это можно пронаблюдать, ознакомившись с книгой Л. Эйлера «Введение в анализ бесконечно малых» (1748).
4. Самостоятельная работа. Закрепление первичных ЗУН. (Способы решения тригонометрических уравнений). (работа в парах)
Классификация уравнений по способам решений
Среди уравнений:
- sinx +sin3x = sin5x – sinx
- sin5x cos3x = sin3x cos5x
- sinx + sin2x + sin3x = 0
- sin5x cos3x + cos5xsin3x = sin8x
- sinx cosx = 0,25
выбрать те, которые решаются:
- с помощью основного тригонометрического тождества;
- с помощью формул суммы и разности;
- с помощью формул двойного аргумента;
- с помощью формул понижения степени;
- с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение.
Затем, разбившись на пары, при помощи жетонов определяют какие уравнения им решать.
- С помощью основного тригонометрического тождества решаются уравнения 1, 2, 5, 6
- С помощью формул суммы и разности решаются уравнения 7, 10
- С помощью формул двойного аргумента решаются уравнения 8, 11
- С помощью формул понижения степени решаются уравнения 3
- С помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение решаются уравнения 4, 9
5. Организация коллективной работы.
(работа в группах) Решают задания, обсуждают их решения, затем учащиеся первой группы рассказывают у доски. Вторая группа проводит самопроверку, используя ответы на мультимедийном экране. Оценка каждому члену группы ставится после обсуждения всей группой, за тот вклад, который каждый внёс.
Задания.
1 группа: Известно, что sin t = Найдите sin2t и cos2t.
2 группа: Известно, что tgx = Найдите sin2x и cos2x.
6. Подведение итога урока.
Анализируется работа каждого ученика, выставляется оценка за работу у доски, за доклады. Заполняется «Оценочный лист» каждым учеником, выставляется оценка каждому ученику.
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели урока, успехи ребят и организует их в домашнем задании.
7. Информация о домашнем задании:
Из списка уравнений – по одному уравнению каждого способа.