Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
- формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь;
- совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь;
- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- СD ROM «Загадки тигренка Усика», «Руссобит Паблишинг», 2004 г.;
- мультимедийный ПК с проектором;
программа Notebook для интерактивной доски SMART; - дидактический материал:
фолии по русскому языку Министерства образования РФ;
иллюстрации животных;
плакаты со словами; с транскрипциями йотированных гласных; - раздаточный материал:
карточки с предложениями;
карточки для звуко – буквенного разбора.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.
II. Сообщение темы урока.
Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?
Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
(разделительный мягкий знак)
III. Повторение материала о йотированных гласных е, ё, и, ю, я.
-
(На доске рисунки с изображением белки, ежа, лисы, зайца, тюленя. Под рисунками слова с пропущенными буквами. Рисунок с изображением лисы закрыт.)
Назовите, кто изображен на рисунках (белка, ёж, тюлень, заяц)
Посмотрите на слова под рисунками. Какое задание надо выполнить? (вставить пропущенные буквы)
(Ученики называют буквы. Карточки с буквами открывает учитель.) -
Прочитайте буквы, которые вставили (чтение хором)
Что вы знаете об этих буквах? (они йотированные)
Почему? (могут обозначать 2 звука)
В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака)
Есть ли среди данных слов такие слова, в которых одна из букв обозначает два звука? (заяц, ёж) -
Повторение о букве и.
Откроем последний рисунок. Кто это? (лиса)
Какую букву вставим в слово лиса? (букву и)
Можно ли сказать, что буква и в тех же позициях, что и буквы е, ё, ю, я обозначает два звука? (не всегда)
В какой позиции буква и обозначает два звука? (после разделительного мягкого знака) -
Вспомним, какие звуки обозначают йотированные гласные, когда они обозначают два звука.
[й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]
(На доске карточки.)
Задание-карточку с транскрипцией расположить под буквой, которая соответствует ей.
я | е | ё | и | ю |
[й’а] | [й’э] | [й’о] | [й’и] | [й’у] |
IV. Чистописание.
я ю и е ё
Запишите эту группу букв 2 раза.
Среди слов, названий животных, найдите слова, в которых есть буквы, обозначающие 2 звука. Запишите их в тетрадь. (Ёж, заяц)
V. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
1) Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака.
а) Послушайте загадки тигрёнка Усика, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки (гусь, медведь, свинья, олень, обезьяна)
Диск «Загадки тигрёнка Усика»
Проверим, какие слова вы запомнили? Запишите эти слова в тетрадь.
Проверка записи слов с доски.
б) Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак)
Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком)
Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь, олень, медведь)
Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна)
в) Слайд «Мягкий знак – показатель мягкости»
Посмотрите на доску.
Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)
г) Слайд «Разделительный мягкий знак»
Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’])
Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников)
Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук)
д) Прочитайте сочетания букв (мья, льё, нью, тье, чьи)
Подберите слова, в которых есть эти сочетания букв (семья, комья, льёт, платье, птичьи, Нью - Йорк)
Сочетание нью есть также в фамилии английского физика Исаака Ньютона (показ учителем фотографии ученого).
Запишем под диктовку по 1 слову с каждым из этих сочетаний: семья, платье, птичьи, льёт, Ньютон.
Физминутка
2) Упражнение в распознавании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости
Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.
Слайд с домиками
Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)
Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья)
Задание: запишите слова по вариантам.
1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;
2 вариант – с разделительным мягким знаком.
Проверка. Под диктовку учащихся учитель с помощью мыши переносит слова в соответствующие домики.
VI. Употребление в словах разделительного Ь.
1) Послушайте рифмовку и найдите в ней слова, похожие по звучанию.
Буратино взял перо,
чтоб писать письмо Пьеро.
У стола ждёт Артемон –
самый быстрый почтальон.
Какие слова похожи по звучанию? (перо – Пьеро)
(Учитель показывает карточки с этими словами)
А есть ли разница в написании этих слов? (слово «Пьеро» пишется с разделительным мягким знаком; Пьеро – это имя собственное, поэтому пишется с большой буквы)
2) На доске записано предложение. Прочитайте его.
Кол...я приготовил кол...я для палатки.
Что заметили в этом предложении? (есть слова похожие по звучанию)
Назовите их (Коля – колья)
Одинаково ли пишутся эти слова? (нет; в слове колья пишется разделительный мягкий знак, а в слове Коля – нет)
(В предложение, записанное на доске вставить пропущенные буквы)
Коля приготовил колья для палатки.
3) Придвиньте карточки. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
В парке мы встретили Дар...ю.
Я дар...ю маме подарок.
На карточках вам даны предложения, в которых так же есть слова, похожие по звучанию. Прочитайте предложения про себя.
Чтобы всем было понятно, прочитаем предложения вслух (чтение предложений 1 учеником)
Подумайте, как правильно надо написать эти слова. Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Проверка. Как написали слова?
VII. Звуко – буквенный разбор.
Слайд «Звуко-буквенный разбор»
(Открывается шторка: Илья)
Прочитайте слово (Илья)
Назовите звуки, из которых состоит слово «Илья»
(Открывается шторка)
[и л’ й’ а]
Какой звук обозначает буква «И»? ([и]) «Л»? ([л’]) «Ь»? ([-]) «Я»? ([й’] [а])
Дайте характеристику звуку [и].
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание на местах парами.)
Проверка. (Открывается шторка)
и–[и]
(Один ученик дает характеристику звуку [и] вслух: гласный, безударный)
Аналогично выполняется работа над остальными звуками.
(После проверки выполнения разбора, открывается шторка до конца страницы и появляется рисунок мальчика)
Посмотрите, как мальчик Илья доволен, что вы выполнили разбор правильно.[5]
VIII. Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки.
Слайд «Письмо Деду Морозу»
Ребята, лесные жители написали Деду Морозу письмо.[4] Но в него закрались ошибки. Помогите лесным жителям и исправьте ошибки в словах.
(Ученики называют ошибки, учитель их исправляет)
Как вы думаете, довольны ли лесные жители тем, как вы исправили ошибки? (довольны)
(на слайде включается звуковой сигнал – рев медведя)
Теперь Дед Мороз принесет жителям леса лыжи? (да)
(на экране с помощью мыши учитель из мешка вытаскивает лыжи)
IX. Итог урока. Рефлексия.
Что повторяли на уроке?
Умеете ли вы теперь писать слова с разделительным мягким знаком?
Домашнее задание:
записать слова с разделительным мягким знаком в «Тетрадь умных правил»
Список литературы:
- Вахрушева Т. В., Попова Е. В. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: дидакт. материал: пособие для учащихся 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.
- Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учеб. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
- Сайфуллина Н. В. Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком.// Сайт ИД "Первое сентября" Фестиваль педагогических идей, 2003-2004.
- Карточки для звуко-буквенного разбора разработаны Соколовой Т. Е., зав. кафедрой начального образования МОИПКРОиК.