Основные цели и задачи:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
- Привлечь внимание школьников к охране птиц.
- Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособление их к среде обитания.
- Воспитывать любовь к природе, Родине, самому себе, развивать наблюдательность, внимание.
- Сохранить старые гнездовья в рекреации села. Привлечь птиц на гнездовья и увеличить их число.
Подготовительная работа школьного лесничества «Ёлочка»:
- Перед проведением мероприятия предлагается прочитать книги:
- А. Поповкина «Чёрные лебеди».
- Г. Х. Андерсен «Сказки».
- Г. Остер «Зарядка для хвоста».
- С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильсона с дикими гусями».
- В. Танасийчук «Экология в картинках».
- и другие книги о птицах.
- Изготовить скворечники.
- Подготовить название команды, эмблему, девиз.
- Для проведения мероприятия выбирается жюри (из шефов – «Каракокшинского лесничества», из родителей, учителей), которое готовит призы победителям и участникам, а также обговаривает критерии оценки и баллы каждого этапа.
- Приглашён корреспондент республиканской газеты «Листок».
Оформление кабинета:
- Кабинет украшен плакатами по охране и привлечению птиц. Оформлена портретная галерея птиц.
- В центре класса столы для жюри и участников игры.
- По краям кабинета на столах выставлены скворечники, сделанные руками ребят в мастерской лесничества.
- Пока идет регистрация жюри и участников игры, звучат песни на природоохранную тему.
Ход мероприятия
Ведущий 1.
На наш праздник пришли гости: наши шефы – представители от лесхоза, учителя, родители (преставление гостей).
Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания).
В мае 1924 года юннатами центральной биостанции юных натуралистов под Москвой был проведён День птиц. В последующие годы праздновала вся страна. В середине 30-х годов весенний праздник стал забываться, а в начале 50-х годов о нём заговорили вновь.
Хочется надеяться, что День птиц будет всегда и в нашей школе весёлым праздником.
Ведущий 2.
Уважаемые друзья, сегодня мы с вами отправляемся в интересное познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Представим наше жюри (выбирается из числа шефов, родителей, учителей).
Ведущий 1.
Команды отправляются в путь. Выход команд на сцену. Каждая команда должна представить себя в соответствии выбранным названиям. (Наивысшая оценка этого задания – 5 баллов).
Ведущий 2.
А теперь – разминка. Каждой команде предлагаются вопросы:
- Какая птица может летать хвостом вперёд? (колибри).
- Какая птица выше всех летает? (орёл).
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королёк).
- Какая птица в мире самая большая? (страус).
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинакова).
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи).
За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление даётся 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос предлагается зрителям.
Жюри объявляет результаты конкурса «Представление команд».
Ведущий 1.
(Обращаясь к залу): На каких птиц похожи маленькие лебеди? (на утят). Взрослых лебедей вы , конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? (ответ из зала). Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести. (Выходят четыре мальчика в балетных костюмах.) Посмотрите, какони грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы убедитесь, что я говорю правду.
Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
Ведущий 2.
(Обращаясь к залу). Как называется этот балет, и кто написал к ней музыку? (дети отвечают).
Жюри объявляет результаты конкурса «Разминка».
Ведущий 1.
Мы продолжаем игру. Вам (членам команд) сейчас предстоит составить листовку-обращение к населению о бережном отношении к птицам. Время – 5 минут.
Ведущий 2.
(обращаясь к залу): Пока члены команд будут работать над заданием, мы предлагаем зрителям следующие вопросы:
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – до 15см).
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? (у пингвинов).
- Какая птица имеет самый длинный хвост? (сорока).
- Где синицы вьют гнёзда? (в дуплах деревьев).
- Какую пользу приносят синицы? (поедают жуков, личинок).
- Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята).
- Какой длины достигают крылья гуся? (до 1,5м).
- Как гуси защищают своих детей от непогоды? ( прячут под своими крыльями).
- Какая птица поёт хвостом? (бекас).
- Какая птица в течении года имеет три разные окраски? (белая куропатка).
Ведущий 1.
Я не случайно задала так много вопросов о гусях. У одной бабушки были гуси, и интересный случай однажды у неё произошёл.
Инсценируется песня «Весёлые гуси».
Команды предлагают свои варианты составленных листовок-обращений. Их творчество и мастерство оценивает жюри (до 5 баллов).
Ведущий 2.
Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс – на лучшее знание пословиц. (командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц). Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.
- Воробей. Кулик. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведёшь. Всяк кулик своё болото хвалит.).
- Гусь. Синица. (Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка).
За каждую названную пословицу команда получает 1 балл.
Ведущий 1.
(обращаясь к залу): Я вновь предлагаю вам вопросы:
- Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки).
- Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения).
Ведущий 2.
Я хочу рассказать вам, ребята, подробнее о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком много охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу.
Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий знак: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.
Вторая книга состоит из цветных страниц.
- На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.
- На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем.
- На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается.
- На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение у них не устойчиво.
- На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны, или точно не установлены.
- На зелёных страницах – самые обнадёживающие – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают надо наказывать. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Сейчас вы услышите голоса некоторых птиц.
(Звучит запись с голосами птиц).
Ведущий 1.
А чтобы птицам было, где жить, нужны домики. Задание командам: изготовить скворечник за 3 минуты.
(Исполняется весёлая музыка и под подбадривание болельщиков команды выполняют задание: из заготовок на скворечник при помощи молотка и гвоздей).
Ведущий 2.
(Со зрителями, загадки):
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает,
А время показывает. (петух)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (ласточка)
Крылатый, горластый,
Красные ласты. (гусь)
Среди деревьев
Кузнецы куют. (дятлы)
Мать, отца не знаю,
но часто называю,
Детей знать не буду –
чужим сбуду. (кукушка)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (филин)
Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (курица)
Ведущий 1.
Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу. Сейчас мы видим только одно открытое слово: «Птицу…». Кто продолжит эту пословицу правильно, тот получит в награду интересную книгу. («Птицу узнают в полёте, а человека в работе»).
Жюри объявляют результаты игры. Все приветствуют победителей. Награждаются участники игры.
Мероприятие завершается развешиванием скворечников на территории школы, лесхоза, дома у ребят и в окрестности села.
Литература:
- «Международные экологические акции в школе». Издательство «Учитель». Волгоград. 2003.
- «50 сценариев классных часов». Москва. 2005.
- «Внеклассная работа. Биология.»Волгоград. 2001.
- Т. А. Шарыгина «Птицы. Какие они?». Москва. 2005.