Развлекательно-познавательное путешествие "В окно повеяло весною…". День птиц

Разделы: Экология


Основные цели и задачи: 

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
  • Привлечь внимание школьников к охране птиц.
  • Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособление их к среде обитания.
  • Воспитывать любовь к природе, Родине, самому себе, развивать наблюдательность, внимание.
  • Сохранить старые гнездовья в рекреации села. Привлечь птиц на гнездовья и увеличить их число.

Подготовительная работа школьного лесничества «Ёлочка»: 

  • Перед проведением мероприятия предлагается прочитать книги:
    1. А. Поповкина «Чёрные лебеди».
    2. Г. Х. Андерсен «Сказки».
    3. Г. Остер «Зарядка для хвоста».
    4. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильсона с дикими гусями».
    5. В. Танасийчук «Экология в картинках».
    6. и другие книги о птицах.

  • Изготовить скворечники.
  • Подготовить название команды, эмблему, девиз.
  • Для проведения мероприятия выбирается жюри (из шефов – «Каракокшинского лесничества», из родителей, учителей), которое готовит призы победителям и участникам, а также обговаривает критерии оценки и баллы каждого этапа.
  • Приглашён корреспондент республиканской газеты «Листок».

Оформление кабинета:

  • Кабинет украшен плакатами по охране и привлечению птиц. Оформлена портретная галерея птиц.
  • В центре класса столы для жюри и участников игры.
  • По краям кабинета на столах выставлены скворечники, сделанные руками ребят в мастерской лесничества.
  • Пока идет регистрация жюри и участников игры, звучат песни на природоохранную тему.

Ход мероприятия

Ведущий 1.

На наш праздник пришли гости: наши шефы – представители от лесхоза, учителя, родители (преставление гостей).

Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания).

В мае 1924 года юннатами центральной биостанции юных натуралистов под Москвой был проведён День птиц. В последующие годы праздновала вся страна. В середине 30-х годов весенний праздник стал забываться, а в начале 50-х годов о нём заговорили вновь.

Хочется надеяться, что День птиц будет всегда и в нашей школе весёлым праздником.

Ведущий 2.

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами отправляемся в интересное познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Представим наше жюри (выбирается из числа шефов, родителей, учителей).

Ведущий 1.

Команды отправляются в путь. Выход команд на сцену. Каждая команда должна представить себя в соответствии выбранным названиям. (Наивысшая оценка этого задания – 5 баллов).

Ведущий 2.

А теперь – разминка. Каждой команде предлагаются вопросы:

  1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (колибри).
  2. Какая птица выше всех летает? (орёл).
  3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королёк).
  4. Какая птица в мире самая большая? (страус).
  5. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинакова).
  6. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи).

За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление даётся 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос предлагается зрителям.

Жюри объявляет результаты конкурса «Представление команд».

Ведущий 1.

(Обращаясь к залу): На каких птиц похожи маленькие лебеди? (на утят). Взрослых лебедей вы , конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? (ответ из зала). Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести. (Выходят четыре мальчика в балетных костюмах.) Посмотрите, какони грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы убедитесь, что я говорю правду.

Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».



Ведущий 2.

(Обращаясь к залу). Как называется этот балет, и кто написал к ней музыку? (дети отвечают).

Жюри объявляет результаты конкурса «Разминка».

Ведущий 1.

Мы продолжаем игру. Вам (членам команд) сейчас предстоит составить листовку-обращение к населению о бережном отношении к птицам. Время – 5 минут.

Ведущий 2.

(обращаясь к залу): Пока члены команд будут работать над заданием, мы предлагаем зрителям следующие вопросы:

  1. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – до 15см).
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? (у пингвинов).
  3. Какая птица имеет самый длинный хвост? (сорока).
  4. Где синицы вьют гнёзда? (в дуплах деревьев).
  5. Какую пользу приносят синицы? (поедают жуков, личинок).
  6. Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята).
  7. Какой длины достигают крылья гуся? (до 1,5м).
  8. Как гуси защищают своих детей от непогоды? ( прячут под своими крыльями).
  9. Какая птица поёт хвостом? (бекас).
  10. Какая птица в течении года имеет три разные окраски? (белая куропатка).

Ведущий 1.

Я не случайно задала так много вопросов о гусях. У одной бабушки были гуси, и интересный случай однажды у неё произошёл.

Инсценируется песня «Весёлые гуси».

Команды предлагают свои варианты составленных листовок-обращений. Их творчество и мастерство оценивает жюри (до 5 баллов).

Ведущий 2.

Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс – на лучшее знание пословиц. (командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц). Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.

  1. Воробей. Кулик. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведёшь. Всяк кулик своё болото хвалит.).
  2. Гусь. Синица. (Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка).

За каждую названную пословицу команда получает 1 балл.

Ведущий 1.

(обращаясь к залу): Я вновь предлагаю вам вопросы:

  1. Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки).
  2. Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения).

Ведущий 2.

Я хочу рассказать вам, ребята, подробнее о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком много охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу.

Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий знак: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.

Вторая книга состоит из цветных страниц.

  • На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.
  • На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем.
  • На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается.
  • На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение у них не устойчиво.
  • На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны, или точно не установлены.
  • На зелёных страницах – самые обнадёживающие – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.

Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают надо наказывать. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Сейчас вы услышите голоса некоторых птиц.

(Звучит запись с голосами птиц).

Ведущий 1.

А чтобы птицам было, где жить, нужны домики. Задание командам: изготовить скворечник за 3 минуты.

(Исполняется весёлая музыка и под подбадривание болельщиков команды выполняют задание: из заготовок на скворечник при помощи молотка и гвоздей).

Ведущий 2.

(Со зрителями, загадки):

Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает,
А время показывает. (петух)

Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (ласточка)

Крылатый, горластый,
Красные ласты. (гусь)

Среди деревьев
Кузнецы куют. (дятлы)

Мать, отца не знаю,
но часто называю,
Детей знать не буду –
чужим сбуду. (кукушка)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)

Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (филин)

Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)

Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (курица)

Ведущий 1.

Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу. Сейчас мы видим только одно открытое слово: «Птицу…». Кто продолжит эту пословицу правильно, тот получит в награду интересную книгу. («Птицу узнают в полёте, а человека в работе»).

Жюри объявляют результаты игры. Все приветствуют победителей. Награждаются участники игры.

Мероприятие завершается развешиванием скворечников на территории школы, лесхоза, дома у ребят и в окрестности села.

Литература:

  1. «Международные экологические акции в школе». Издательство «Учитель». Волгоград. 2003.
  2. «50 сценариев классных часов». Москва. 2005.
  3. «Внеклассная работа. Биология.»Волгоград. 2001.
  4. Т. А. Шарыгина «Птицы. Какие они?». Москва. 2005.