Цели: Познакомить учащихся с новыми звуками [ м, м' ] , буквами М м и чтение слов с этой буквой. Научить писать строчную букву м, закреплять навык правильной посадки при письме, обогащать словарный запас. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы; развивать память, внимание. Расширить знание о городе Москве. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Метод дифференцированного подхода к обучению, работа в паре, фронтальная и индивидуальная. Применение ИКТ на уроке. Весь урок сопровождает презентация.
I. Орг. Момент
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
II. Повторение
- Речевые упражнения «Хоботок», «Карамелька», «Чистим зубки» «Вкусное варенье»
- Скороговорка
Петя пилил пилой пень. ( ? ! тихо, громко)
Урок особенный. Нам предстоит трудное, но увлекательное и познавательное путешествие в великий город .
- Доскажи словечко.
Я хозяйка разных снов
Про дельфинов и слонов
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние
Вы ложитесь и на ушко
Вам нашепчет сны ……….(подушка)Он круглый и красный, как глаз светофора
Среди овощей нет сочней ……….(помидора)Он с бубенчиком в руке
В сине – красном колпаке
Он весёлая игрушка
И зовут его ………..(Петрушка)
- На пути дерево с листочками.
Индивидуально 2 ученика выкладывают дорожки
На, ка, ро, ту, пы
Пе, ри, ке, ли, те
Фронтально игра «Буква заблудилась»
А О У П Ы И Е и П Р В О К Л Т
- По тропинке пошли, в дремучий лес забрели.
(Работа в парах и на листочках. Узнать печатную букву и написать строчную и прописную.)
- На пути высокая гора и преодолеть её мы можем, если будем дружными и помогать друг другу. (Чтение слов по лесенке 6 вариантов)
III. Физкультурная минутка «Хомка»
Хомка, хомка, хомячёк Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1,2,3,4,5 - хомка хочет сильным стать.
IV. Беседа над выделением звуков [ м, м' ]
Дом – 1 слог, 3 звука, твердое слияние [до] и [м] – твёрдый звук
Семь – 1 слог, 3 звука, мягкое слияние [ с’э] [м’] – мягкий звук.
- Игра «Твёрдый и мягкий»
Наша Таня громко плачет, уронила в речку (мячик)
Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось (мыло)
Он всю зиму спал, лапу бурую сосал,а проснувшись, Стал реветь, этот зверь – лесной (медведь)
В подполье, в коморке живёт она в норке.
Серая малышка. Кто же это – (мышка)
В чёрном поле заяц прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (мел)
- Знакомство с буквой.
Поэтическая страничка.
Мама, глянь-ка, две горы, словно две родных сестры.
Вот качели – буква эм,
Здесь качаться можно всем.
Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я – это мы
А между тем получилась буква эм.
(Игра «Живые буквы»)
- Чтение слогов.
Преодолеть реку – нужно построить мост.
(договорить до целого слова)
МА….. мы……
Мо….. ме…….
Му….. ми…….
- Испортилась погода и закапал дождик.(на доске показы написания буквы Мм)-дети работают в прописях
(Анализ написания строчной буквы м)
Мы писали, мы писали, а теперь все дружно встали,
Ножками потопаем, ручками похлопаем
Пальчики сожмём, сожмём, сядем и писать начнём.
- Загадка.
Этот город знают люди, и о нём идёт молва.
Что всегда стоять он будет, имя городу Москва.
- Беседа про город Москву по картине.
- Чтение слов на индивидуальных карточках по уровням : слоги, слова, предложения и пословицы для читающих детей
Путешествие наше подошло к концу.
С какими препятствиями нам пришлось столкнуться и что мы делали?
V. Рефлексия.
Список литературы :
- Волина В. В. Весёлая грамматика.- М., 1995.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., 2001.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М., 1978.