Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков, которые являются основополагающим элементом вычислительной культуры человека.
Сегодня всё меньше и меньше внимания в новых экспериментальных учебниках уделяется формированию вычислительных навыков учащихся – как устных, так и письменных. Постепенно снижается подготовленность детей: возрастает число ошибок в определении порядка действий (от 15% до 20% учащихся), хуже становятся умения решать текстовые задачи (в частности за счёт ухудшения техники чтения, вычислительных умений). Поэтому одной из основных задач обучения школьников математике является задача повышения вычислительной культуры учащихся, начиная с начальной школы. Счёт в уме (устные вычисления) является самым древним и простым способом вычислений. Устному счёту уделял большое внимание известный русский деятель в области просвещения доктор естественных наук, профессор ботаники Московского университета Сергей Александрович Рачинский (1832-1902). В 1872 г. он переехал из Москвы в своё имение, село Татево Смоленской губернии. Там организовал начальную школу и сам преподавал в ней, стремясь развить у крестьянских детей математические способности и привить им интерес к математике. Всем известна картина Н. П. Богданова-Бельского “Устный счёт”. На ней изображён С. А. Рачинский со своими учениками. Обратимся к картине. На доске записан пример для устного счёта:
Мальчик, конечно же, догадается, что сумма квадратов первых трёх натуральных чисел равна сумме квадратов следующих чисел, т.е. . Таким образом, данное на картине числовое выражение равно 2. Под силу ли эта задача нашим нынешним ученикам начальных классов? Скажем сразу: нет! Не под силу эта задача и среднему звену современных учащихся. Учителя не отрабатывают у них вычислительные навыки, ссылаясь на недостаток времени. Но дело не только в отсутствии времени, а в общем падении интереса к умственной вычислительной работе. В настоящее время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что всё более и более освобождая ученика от вычислений, фактически освобождаем его от умственного развития. “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. Это сказал Аристотель 25 веков назад. На мой взгляд, в этой цитате навыки рассматриваются как необходимое условие развитие ума, а их совершенствование как важная составляющая развития детей. Чтобы довести умения до уровня навыка, надо, чтобы каждый ученик выполнил примерно 600 упражнений в течение месяца. 25 учеников в классе – 15 тысяч упражнений. Сколько времени тратится на их подбор и проверку. Зная, что наиболее быстрый выход из подобной ситуации – технологичный, мы стали искать технологию, которая поможет научить детей считать быстро, на уровне навыка, не тратя лишние силы и время. Ведь если простые умения не доводятся до автоматизма, это не позволяет совершенствовать умения сложные. То и тогда задача развития мышления может оказаться преждевременной, так как ученики плохо вычисляют. Всем известно, что “сильные” ученики опережают “слабых” в формировании умений и навыков. Если работать на “слабых”, стараясь не упустить их, “сильные” дети буквально будут томиться на уроках, тормозится их развитие. Если наоборот, то у “слабых” упадёт самооценка, накопятся с катастрофической скоростью пробелы, совсем упадёт интерес к учению. Как быть? За кого хвататься? Опять нужна технология, способная за короткий срок подтянуть детей, ускорить процесс формирования у них вычислительных навыков. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счёта – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики надо обращать внимание на устный счёт с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в пятых-шестых классах мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречём на постоянные, обидные промахи. Устный счёт мы всегда проводим так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления всё более и более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат своё собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена. Следует разделять два вида устного счёта. Первый – это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на доске, указывает по таблице, проецирует на экран с помощью проектора). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Однако, именно запоминание чисел, над которыми производятся действия – важный момент устного счёта. Тот, кто не может удерживать чисел в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. Поэтому в школе нельзя недооценивать второй вид устного счёта, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Естественно, что второй вид устного счёта сложнее первого. Но он и эффективнее в методическом смысле – при том, однако, условии, что этим видом счёта удаётся увлечь всех учащихся. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Мы стараемся сделать так, чтобы устный счёт воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а мы становимся не столько контролёрами, сколько лидерами, придумывающими всё новые и новые интересные понятия. Нужно признать, что компьютер обладает широкими возможностями для совершенствования вычислительных умений и навыков. С этой целью мною был разработан комплекс слайдов по развитию вычислительных навыков. Задания тренажёра позволяют предложить ученику выполнить большой объём вычислений за небольшое время. Таким образом оттачиваются не только вычислительные навыки, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. Все задания тренажёра в течение учебного года можно использовать многократно, предлагать их на каждом уроке на этапе устной работы. А так же менять содержание тренажёра в зависимости от ситуации. Надеюсь, что этот материал будет полезен всем учителям математики среднего звена, имеющим мультимедийный проектор в классе. Удачи Вам коллеги! Творческих успехов!
Архив презентаций: Приложение 1