Данный урок является закреплением по теме “Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?”. Урок закрепляет умение определять безударные окончания имен прилагательных. На уроке решались задачи: развивать внимание, умение точно употреблять прилагательные в письменной и устной речи, способствовать формированию грамотного письма. Использование ИКТ дает возможность реализовать идеи развивающего обучения, формирование навыков самостоятельной работы.
Цель: Отработать способы действия для решения орфографической задачи в безударных окончаниях имен прилагательных. Развивать речь, умение точно употреблять прилагательные в письменной и устной речи. Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: компьютер, индивидуальные карточки, лист самооценки, учебник.
Ход урока
I. Организация.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Записать число, классная работа. (Слайд1,2)
II. Словарная работа.
Выполним словарную работу.
Из данных четверостиший выписать словарные слова, вставив пропущенные орфограммы. (Слайд3,4)
К какой части речи относятся эти слова?
Какие орфограммы вы обозначили?
Проверьте себя. (Отметить на листке успеха) (Слайд 5)
III. Мотивация.
Прочитать слова. (Слайд 6)
существительное
прилагательное
предлог
союз
глагол
частица
числительное
Что это за слова? (слайд 6)
На какие две группы можно их разделить?
Какие части речи относятся к самостоятельным?
(слайд 7)
А какие к служебным?
А над какой частью речи мы работаем?
Выбери правильное определение имени
прилагательного. (слайд 8)
К какой части речи “ прилагаются” имена
прилагательные?
Значит, какие морфологические признаки
прилагательного можно определить по имени
существительному? (род, падеж, склонение)
Какую задачу поставим сегодня на урок?
IV. Актуализация знаний учащихся
Какое время года началось по календарю?
А в природе?
Но зайди в любое время года в лес и у тебя станет легче на душе. Лес – это чудо природы.
(Учитель читает текст, на фоне которого идет смена слайдов) (слайд 9,10,11,12))
Зимой все деревья белые и серебристые, возникает ощущение, что ты попал в зимн… сказку.
Весной все оживает. Молоденьк… листочки купаются в лучах ярк… солнца. Разве это не красиво!
Ну а летом, когда негде спрятаться от палящ… лучей солнца, лес так и манит отдохнуть в своей прохладе. Через высокие, унесшие в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца.
Затем наступает осень. Что творится в осенн… лесу! Это такая красота! Кажется, что мы находимся среди золота, где хрупкие золот… листочки так и парят в воздухе.
Работа с текстом.
- У вас на столе лежит текст.
Прочитайте еще раз самостоятельно и расскажите о красоте леса в разное время года.
- Итак, какую картину мы наблюдаем в начале текста?
- А что происходит в природе весной?
- А летом?
- Что творится в осеннем лесу?
- Ребята, назовите в тексте слова, в которых пропущены орфограммы.
- К какой части речи относятся эти слова?
- В какой части слова пропущена орфограмма?
- Для чего служит окончание?
- Что нужно для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного?
Письмо с комментированием.
- Из текста выпишите словосочетания имя прилагательное с именем существительным с которым оно связано, вставляя пропущенные окончания, объяснить орфограмму.
А какую роль играет лес в жизни людей и животных?
- Ответить, начиная с существительного Лес-
Лес - добрый друг всего живого.
Лес - дом для птиц и зверей.
Лес - кладовая ягод ,грибов и растений.
Лес - защитник воздуха и воды.
Физкультминутка
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Называю словосочетания в котором слова мужского рода , вы хлопаете в ладоши, если среднего –топаете. Будьте внимательны.
Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, длинные ночи, раннее утро, голубое озеро, широкий двор, интересные книги, веселый человек, большой дуб.
Почему, услышав некоторые словосочетания, вы не выполнили команду?
(У прилагательных во множественном числе род не определяем)
V. Систематизация знаний.
1.Работа с учебником , упр.252
А теперь отправимся в зимний лес.(слайд 13)
Прочитайте текст.
Какой это текст: описание или повествование?
(Это текст описание)
Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой вывод сделаем? Для чего они служат?
(Чтобы сделать текст более выразительным, ярким)
VI. Самостоятельная работа.
Выполните самостоятельно в тетради с использованием задания. Уровень сложности выберете сами. Придумайте название тексту. Как узнать, какое окончание в безударном положении у прилагательных нужно писать?(слайд14)
Смотрите памятку на стр. 155
Укажите вначале, какой уровень задания будете выполнять.
А теперь проверьте себя , поставьте баллы(слайд 15)
VII. Рефлексия.
Игра: “Веришь – не веришь”.
- А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного?
- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных?
- А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый, ий, ой?
- А верите ли вы , что у прилагательных среднего рода окончания: ое.ее?
- А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?
Нужен ли был тебе сегодня этот урок? Если нужен , то почему? Как тебе это поможет тебе дальше?
VIII. Итог урока.
Что же обозначают имена прилагательные? (слайд16)
(Признак предмета)
А почему в учебниках сначала изучают имена существительные, а потом имена прилагательные?
Как же правильно написать безударные окончания в именах прилагательных?
IX. Задание на дом.
Упр. 258 (слайд17).