1. Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учащихся.
В обучении английскому языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации: мультимедийным энциклопедиям, тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое по их мнению важное и занимательное.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели (наглядное представление результата, будь это рисунок или сочинение) что, несомненно, придает работе динамизм и привлекательность.
Для младших школьников участие в международном Интернет-проекте является первым опытом международного общения, знакомства с элементами культуры написания электронных писем, стимулом для изучения английского языка.
2. Международный Интернет-проект «Local History Project and My City Then and Now» - «Местная история – Мой город вчера и сегодня»
В обучении английскому языку проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы. В нашем лицее обучение в 4-6 классах ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной.
Так, например УМК для 5-го класса предлагается тема “Personal Identification” – ”Всё о себе” (character, appearance, likes and dislikes, family, date of birth, place of birth, age, occupation, name, address, telephone number). Тематика близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своих семьях, о себе, о своих увлечениях. Интересная тема проекта помогает школьникам успешно осваивать не только учебную программу, но и расширять кругозор на уроках английского языка. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.
На начальном этапе формулируется тема и конечная цель проекта, планируется и утверждается календарный план работ:
1. Определяются временные рамки (здесь
необходимо учесть, что школьники очень загружены
в школе и быстро утомляются).
2. Формируется перечень материалов, которые могут
использовать учащиеся.
3. Обсуждается план написания сочинения и
создания иллюстрации, выбирается форма
представления результатов.
4. Далее по электронной почте происходит обмен
творческими работами с партнерами по проекту.
5. Знакомство с творческими работами, полученными
от иностранных корреспондентов.
Логическим завершением проекта является презентация результатов: создание печатного буклета или сайта с работами участников проекта.
Нашими партнерами по проекту «Local History Project and My City Then and Now» – «Местная история – Мой город вчера и сегодня» стали учащиеся 3–5 классов школы «All Saints’ Academy» города Лэйклэнд штата Флорида США. Американские школьники предложили написать забавные сочинения, которые они назвали «Bio-poems». В рамках предложенной темы ребята должны были по плану написать о себе, о своих семьях, о своих хобби. Оформление текста в виде круга было также предложено школьниками Флориды.
Plan |
Для написания интересного сочинения необходимо не только знание лексико-грамматического материала в рамках школьного учебника, но и освоение дополнительной лексики. И в этом отношении нам показались очень интересными и информативными сочинения американских школьников, носителей языка. Ребята с удовольствием приняли участие в составлении «Additional Vocabulary» с использованием лексических единиц, которые они встретили в сочинениях своих респондентов.
Additional Vocabulary your appearance: shy, busy, ambitious, sincere, full of smiles,
energetic, interesting, nice looking, hard working, funny, intelligent, curious, kind,
always on-the-go, athletic, smart, forgetful |
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Идет индивидуальная работа учителя с учеником: обсуждаются достоинства и недостатки каждого конкретного сочинения, даются советы, ставятся наводящие вопросы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Работая над проектом «Local History Project and My City Then and Now», дети иллюстрировали сочинения «Bio-poems» своими рисунками (рисунок 1) и фотографиями (рисунок 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, осваивают текстовые и графические редакторы, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Сочинения и рисунки по теме «Bio-poems» опубликованы на сайте проекта «Local History Project and My City Then and Now» по адресу <http://www.sch130.nsc.ru/~olchasov/local_history/> (рисунок 3). Интернет-сайт является презентацией мировой общественности творческих возможностей ребят не только в области иностранного языка, но и литературы, изобразительного искусства.
Рисунок 3
3. Проектная деятельность на уроках английского языка – актуальность и результативность
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование современных информационных технологий, не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Участие в международных интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
4. Список литературы
- Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
- Гусельникова Е.В. «Как работает школьный Интернет-класс», Москва, РАО, 2000
- Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. «Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий». Фестиваль «Открытый урок» 2005/2006 года <https://urok.1sept.ru/articles/310829/>
- Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.
- Коптюг Н.М. «Местная история, или организация проектной деятельности в виртуальной среде». ИКТ в образовании, 2008, №22.
- Чернобай С.Б. «Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества». Материалы Региональной Научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа – вуз», Новосибирск, 20 июня 2003.